Файл: Правила организации урока Условия организации урока Определение урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Частично-поисковые методы

СИ


Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

НИ


То же с опорой на наглядность.

ПИ

Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом.

СД

Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)

НД

Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д.

ПД

Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм.

СТ

Перенос общих признаков известного на новое.

НТ

Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность.

ПТ

Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания).

5. Исследовательские методы

СИ


Работа с книгой по поиску метода.

НИ


Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода.

ПИ

Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности.

СД

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма.

НД

То же с опорой на наглядность.

ПД

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся.

СТ

Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов.

НТ

То же с опорой на наглядность.

ПТ

Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях

учащихся.



Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)

2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)

4. Дивергентный (допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)

Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)

Наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего задания.



классы

время

1 – 2 классы

45 – 60 мин.

3 класс

1 – 1,5 часа

4 - 5 классы

1,5 – 2 часа

6 – 8 классы

2 – 2,5 часа

9 – 11 классы

3 часа



Единый орфографический режим в школе.


Это совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры школьников.


Основные требования к учителям:


1. следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи; соблюдать нормы литературного произношения;

2. все записи на доске должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;

3. трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить чётко и непременно записывать на доске
(и следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися, систематически исправляя отклонения от норм литературного языка и т.п.)


Требования в отношении школьников:


1. следить за правильностью своей речи;

2. на все вопросы учителя давать полные, развёрнутые ответы;

3. говорить ясно, отчётливо и громко;

4. в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану, тщательно обдумывать построение каждой фразы;

5. соблюдать красную строку;
6. следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв, тщательно проверять написанное;
7. пользоваться в необходимых случаях, особенно при выполнении домашней работы, орфографическим словарём;


8. оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся;
9. содержать тетради в чистоте и в порядке.

2. Персональный контроль.


2.1 Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической

деятельности отдельного учителя.
2.2 В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня

компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
▪ уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;

▪ умение создать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

▪ умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приёмов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической педагогики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

▪ уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приёмами обучения;

▪ уровень подготовки обучающихся;

▪ сохранение контингента учащихся.

    1. При оценке деятельности учителя учитывается:

▪ выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.)

▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;

▪ степень самостоятельности учащихся;

▪ дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;

▪ совместная деятельность учителя и ученика;

▪ наличие положительного эмоционального микроклимата;

▪ умение отбирать содержимое учебного материала;

▪ способность к анализу педагогических ситуаций;

▪ умение корректировать свою деятельность, обощать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;

▪ формы повышения квалификации учителя.

    1. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
      ▪ знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
      ▪ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
      анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.)
      ▪ анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
      ▪ выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.
      ▪ организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
      ▪ делать выводы и принимать управленческие решения.



3. Классно-обобщающий контроль.

3.1 Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.

    1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

    2. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
      ▪ деятельность всех учителей;
      ▪ включение всех учащихся в познавательную деятельность;
      ▪ привитие интереса к знаниям;
      ▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
      ▪ школьная документация;
      ▪ выполнение единых требований к учащимся;
      ▪ стимулирование потребности в самообразовании; самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
      ▪ сотрудничество учителя и учащихся;
      ▪ выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
      ▪ владении учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
      ▪ соблюдение единого орфографического режима;
      ▪ работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
      ▪ дифференциация и индивидуализация обучения;
      ▪ работа с родителями учащихся;
      ▪ воспитательная работа;
      ▪ социально-психологический климат в классном коллективе.

    3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются на основе анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.




Общие требования к контролю за состоянием преподавания учебных предметов.
Задачи контроля:

  1. Определить деятельность учителя, её результативность;

  2. Проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень подготовленности учащихся);

  3. Оказать своевременную помощь учителю;

  4. Изучить и обобщить положительный опыт учителя.


Этапы контроля:

  1. Постановка цели;

  2. выбор объекта контроля;

  3. определение субъекта контроля (исполнителя).

  4. Сбор и обработка информации;

  5. подведение итогов контроля;

  6. выработка предложений и рекомендаций.


Методы контроля:

  1. Наблюдение;

  2. интервьюирование;

  3. анкетирование;

  4. выборочно социальное собеседование;

  5. административные проверки;

  6. индивидуальные беседы;

  7. изучение документации.






Формы анализа и самоанализа урока.



  1. Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.




  1. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.




  1. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения или способов учения.




  1. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.




  1. Структурно - временный анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.




  1. Комбинированный – анализ – это оценка основной дидактической цели и его структурных элементов.




  1. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку.




  1. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий.




  1. Аспектный анализ это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.




  1. – Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).


Фотография урока.

Район (город)____________________________________________________________________
Школа___________________________________________________ Дата__________________
Класс ______ Ф.И.О. учителя ____________________________________________________
Число учащихся по списку ______чел. Присутствуют ______чел.
Предмет ________________________________________________________________________
Цель посещения урока ____________________________________________________________ Тема урока ______________________________________________________________________



Содержание и ход урока

Замечания по ходу урока




Таблица учёта опроса учащихся