Файл: Правила организации урока Условия организации урока Определение урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Частично-поисковые методы
СИ | Эвристическая беседа, ведущая к выводу. |
НИ | То же с опорой на наглядность. |
ПИ | Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом. |
СД | Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов) |
НД | Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д. |
ПД | Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм. |
СТ | Перенос общих признаков известного на новое. |
НТ | Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность. |
ПТ | Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания). |
5. Исследовательские методы
СИ | Работа с книгой по поиску метода. |
НИ | Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода. |
ПИ | Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности. |
СД | Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма. |
НД | То же с опорой на наглядность. |
ПД | Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся. |
СТ | Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов. |
НТ | То же с опорой на наглядность. |
ПТ | Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся. |
Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)
2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)
4. Дивергентный (допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)
Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)
Наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего задания.
классы | время |
1 – 2 классы | 45 – 60 мин. |
3 класс | 1 – 1,5 часа |
4 - 5 классы | 1,5 – 2 часа |
6 – 8 классы | 2 – 2,5 часа |
9 – 11 классы | 3 часа |
Единый орфографический режим в школе.
Это совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры школьников.
Основные требования к учителям:
1. следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи; соблюдать нормы литературного произношения;
2. все записи на доске должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;
3. трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить чётко и непременно записывать на доске
(и следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися, систематически исправляя отклонения от норм литературного языка и т.п.)
Требования в отношении школьников:
1. следить за правильностью своей речи;
2. на все вопросы учителя давать полные, развёрнутые ответы;
3. говорить ясно, отчётливо и громко;
4. в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану, тщательно обдумывать построение каждой фразы;
5. соблюдать красную строку;
6. следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв, тщательно проверять написанное;
7. пользоваться в необходимых случаях, особенно при выполнении домашней работы, орфографическим словарём;
8. оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся;
9. содержать тетради в чистоте и в порядке.
2. Персональный контроль.
2.1 Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного учителя.
2.2 В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня
компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
▪ уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;
▪ умение создать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
▪ умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приёмов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической педагогики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;
▪ уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приёмами обучения;
▪ уровень подготовки обучающихся;
▪ сохранение контингента учащихся.
-
При оценке деятельности учителя учитывается:
▪ выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.)
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
▪ степень самостоятельности учащихся;
▪ дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
▪ совместная деятельность учителя и ученика;
▪ наличие положительного эмоционального микроклимата;
▪ умение отбирать содержимое учебного материала;
▪ способность к анализу педагогических ситуаций;
▪ умение корректировать свою деятельность, обощать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;
▪ формы повышения квалификации учителя.
-
При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
▪ знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
▪ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.)
▪ анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
▪ выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.
▪ организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
▪ делать выводы и принимать управленческие решения.
3. Классно-обобщающий контроль.
3.1 Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
-
Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе. -
В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
▪ деятельность всех учителей;
▪ включение всех учащихся в познавательную деятельность;
▪ привитие интереса к знаниям;
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
▪ школьная документация;
▪ выполнение единых требований к учащимся;
▪ стимулирование потребности в самообразовании; самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
▪ сотрудничество учителя и учащихся;
▪ выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
▪ владении учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
▪ соблюдение единого орфографического режима;
▪ работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
▪ дифференциация и индивидуализация обучения;
▪ работа с родителями учащихся;
▪ воспитательная работа;
▪ социально-психологический климат в классном коллективе. -
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются на основе анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
Общие требования к контролю за состоянием преподавания учебных предметов.
Задачи контроля:
-
Определить деятельность учителя, её результативность; -
Проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень подготовленности учащихся); -
Оказать своевременную помощь учителю; -
Изучить и обобщить положительный опыт учителя.
Этапы контроля:
-
Постановка цели; -
выбор объекта контроля; -
определение субъекта контроля (исполнителя). -
Сбор и обработка информации; -
подведение итогов контроля; -
выработка предложений и рекомендаций.
Методы контроля:
-
Наблюдение; -
интервьюирование; -
анкетирование; -
выборочно социальное собеседование; -
административные проверки; -
индивидуальные беседы; -
изучение документации.
Формы анализа и самоанализа урока.
-
Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
-
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
-
Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения или способов учения.
-
Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.
-
Структурно - временный анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
-
Комбинированный – анализ – это оценка основной дидактической цели и его структурных элементов.
-
Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку.
-
Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий.
-
Аспектный анализ это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
-
– Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Фотография урока.
Район (город)____________________________________________________________________
Школа___________________________________________________ Дата__________________
Класс ______ Ф.И.О. учителя ____________________________________________________
Число учащихся по списку ______чел. Присутствуют ______чел.
Предмет ________________________________________________________________________
Цель посещения урока ____________________________________________________________ Тема урока ______________________________________________________________________
Содержание и ход урока | Замечания по ходу урока | ||||
| Таблица учёта опроса учащихся | ||||
| | | | | |
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
|