ВУЗ: Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
Ходы и проходки в русском танце
Сегодня мы продолжаем тему русского анродного танца. И на повестке дня ходы и проходки русского народного танца. В русских танцах имеется значительное количество танцевальных ходов: простых, дробных, с подскоками и т. д. Некоторые из них широко распространены, другие характерны только для той или иной области.
Ход № 1. Простой бытовой шаг
Исходное положение ног: 6-я позиция, носки чуть разведены.
Шаги исполняются вперед, свободно и не напряженно. Нога опускается на всю ступню иногда с носка, иногда с каблука; в женском танце шаги иногда выполняются на низких полупальцах. Темп хода может быть медленный и быстрый, с шагом на каждую четверть или восьмую такта.
В зависимости от характера танца ход может принимать различные оттенки. Шаги могут быть широкие, как бы стелющиеся по земле, тогда ход принимает лирический характер, придает танцу плавность и певучесть. Шаги могут быть частые, мелкие, но в то же время ровные и спокойные: девушка двигается легкой походкой, незаметно переступая ногами, тогда как корпус почти неподвижен. Шаги могут быть четкие, крепкие, с сильным ударом всей ступней об пол; такими шагами обычно двигается юноша, иногда девушка, горделиво подтянув корпус, приподняв голову, задорно поглядывая вокруг.
Ход №2. Переменный ход на всю ступню
Все
три шага переменного хода выполняются
одинаково, на всю ступню, переступая, а
не скользя. После трех шагов исполнитель
чуть задерживается на месте, затем
продолжает ход с другой ноги.
Исходное
положение ног: 6-я позиция, носки чуть
разведены.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Шаг правой ногой вперед на всю
ступню,
( и ) Шаг левой ногой вперед
на всю ступню,
( два ) Шаг правой ногой
вперед на всю ступню,
( и ) Пауза.
Ход
продолжается с левой ноги. Корпус
свободен или подтянут, голова прямая
или слегка приподнята. Руки могут
находиться в исходной позиции, во 2-й
позиции, в положении № 1 и т. д. Этот ход
выполняется также назад, шагами на
низких полупальцах.
Ход № 3. Переменный ход — то на всю ступню, то на полупальцы в русском танце
Исполнитель делает шаг с каблука на всю ступню, подставляет другую ногу на низкие полупальцы к середине стопы опорной ноги, затем делает третий шаг опять на всю ступню.
Исходное
положение ног: 6-я позиция, носки чуть
разведены.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Шаг правой ногой вперед с каблука
на всю ступню, колено свободно,
( и )
Левая нога подставляется на низкие
полупальцы к середине стопы правой
ноги,
колено слегка присогнуто и направлено
вперед,
( два ) Шаг правой ногой вперед
с ударом на всю ступню, акцентируя
движение.
Левая нога остается сзади
на полупальцах,
( и ) Пауза.
Ход
продолжается с левой ноги.
Ход № 4 (мужской), Переменный ход с первым шагом на каблук
Исполнитель
делает широкий шаг вперед на каблук,
подставляет другую ногу сзади на
полупальцы, затем делает третий шаг на
всю ступню.
Исходное положение ног:
6-я позиция, носки чуть разведены.
Музыкальный
размер: 2/4.
(
раз ) Широкий шаг правой ногой вперед
на каблук, колено вытянуто, носок
поднят
вверх,
( и ) Левая нога
подставляется на низкие полупальцы
сзади к пятке правой ноги,
колено
присогнуто и направлено вперед,
( два
) Шаг правой ногой вперед, с ударом на
всю ступню. Левая нога поднимается
невысоко
вперед, вытянутая в колене, свободная
в подъеме,
( и ) Пауза.
Движение
продолжается с левой ноги.
Во
время хода корпус слегка поворачивается
на счет «раз» каждого такта, направляя
вперед плечо, противоположное ноге,
делающей шаг на каблук.
Для этого
хода характерно движение рук № 7, т. е.
попеременное приподнимание рук: одной
вперед, другой назад. Когда исполнитель
делает шаг правой ногой на каблук, корпус
поворачивается левым плечом вперед,
левая рука, сгибаясь в локте, поднимается
вперед до уровня талии, правая отводится
назад.
Ход № 5. Переменный ход с проскальзывающим ударом по 1-й позиции
Все
три шага переменного хода выполняются
вперед, на всю ступню. После третьего
шага исполнитель слегка приседает на
опорной ноге и делает другой ногой
проскальзывающий удар по полу по 1-й
позиции, вынося ногу невысоко
вперед.
Исходное положение ног: 1-я
позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Шаг правой ногой вперед на всю
ступню,
( и ) Шаг левой ногой вперед
на всю ступню,
( два ) Шаг правой ногой
вперед на всю ступню. Левая нога отделяется
от пола,
присогнутая в колене.
( и
) Полуприседание на всей ступне правой
ноги. Левая нога, согнутая в колене,
с
проскальзывающим ударом всей ступней
проводится через 1-ю позицию и поднимается
невысоко вперед, разгибаясь в колене.
Ход
продолжается с другой ноги.
Темп
не быстрый.
Проскальзывающий удар
всей ступни может выполняться или
сильно, после чего нога резко (но не
высоко) поднимается вперед, или легко,
шаркающим мазком по полу.
Ход № 6. Сценический переменный ход
Два
шага переменного хода выполняются на
полупальцы, третий на всю ступню. На
третьем шаге исполнитель слегка приседает
на опорной ноге, поднимая невысоко
вперед другую ногу, вытянутую в
колене.
Исходное положение ног: 1-я
позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
(
затакт и ) Исполнитель, слегка приседая
на всей ступне левой ноги,
поднимает
невысоко вперед правую ногу, вытянутую
в колене и подъеме.
( раз ) Шаг правой
ногой вперед на полупальцы, колено
свободно.
( и ) Шаг левой ногой вперед
на полупальцы, колено свободно,
( два
) Шаг правой ногой вперед на всю ступню,
слегка приседая. Левая нога
поднимается
невысоко вперед, вытянутая в колене и
подъеме,
( и ) Пауза.
Движение продолжается с другой ноги.
Когда
ход выполняется с правой ноги, корпус
слегка наклоняется и поворачивается
вправо, когда с левой ноги — корпус
поворачивается влево.
Во время этого
хода руки обычно выполняют движение №
2 (3-го вида) или движение № 3, поочередно
раскрываясь во 2-ю позицию и возвращаясь
сбоку на талию.
Этот
же ход может выполняться не на полупальцах,
а на всей ступне: с каждым шагом нога
опускается с носка на всю ступню.
Ход
на полупальцах выполняется или в
медленном темпе, плавно, спокойно, или
в более быстром темпе, весело, жизнерадостно.
Ход на всю ступню выполняется в медленном
темпе.
Сценический
переменный ход выполняется назад.
В
этом случае все три шага выполняются
назад: два — на полупальцы, третий — на
всю ступню. Исполнитель на третьем шаге
слегка приседает, поднимая свободную
ногу невысоко вперед.
Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Исполнитель, слегка приседая на всей ступне левой ноги, поднимает невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, с вытянутым подъемом. Корпус слегка направлен левым плечом вперед, голова приподнята и повернута к к левому плечу.
(
раз ) Шаг правой ногой назад на низкие
полупальцы, колено свободно,
( и ) Шаг
левой ногой назад на низкие полупальцы,
колено свободно.
( два ) Шаг правой
ногой назад на всю ступню, слегка
приседая. Левая нога под-
нимается
невысоко вперед, свободная в колене, с
вытянутым подъемом.
Корпус переводится
правым плечом вперед, голова поворачивается
к правому плечу,
( и ) Пауза.
Ход
выполняется в медленном и быстром темпе.
Ход №7. Девичий плавный ход с одной ноги (воронежский ход)
Исполнительница
делает шаг вперед на всю ступню, затем
подставляет другую ногу к опорной ноге
на полупальцы.
Исходное положение
ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Шаг правой ногой вперед на всю
ступ-
ню, колено свободно.
( и ) Левая
нога подставляется на полупальцы или
к середине стопы, или к носку правой
ноги, колено присогнуто и направлено
вперед.
( два ) Повторение движения
на счет «раз»,
( и ) Повторение движения
на счет «раз-и».
Движение
выполняется все время с одной ноги (или
с правой, или с левой). Во время этого
хода руки то плавно поднимаются в
стороны, как бы взмахивая крыльями, то
опускаются, то переводятся из стороны
в сторону, то кладутся сбоку на талию.
Этим
ходом девушка может двигаться по прямой
или по кругу.
Ход № 8. Шаркающий ход
Во
время шаркающего хода нога, выполняющая
шаг, не отделяется от пола, а проскальзывает
вперед, шаркая по полу всей ступней. С
каждым шагом исполнитель слегка
приседает, после шага слегка выпрямляется.
Ход выполняется на присогнутых коленях,
как бы пружиня.
Исходное положение
ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Шаркающий шаг правой ногой вперед,
проскальзывая на всей ступне и
слегка
приседая. Пятка левой ноги
отделяется от пола; колено присогнуто.
(
и ) Правая нога слегка выпрямляется в
колене,
( два ) Шаркающий шаг левой
ногой вперед, как на счет «раз». Пятка
правой ноги
отделяется от пола,
(
и ) Левая нога слегка выпрямляется в
колене.
Шаркающий ход можно выполнять
иначе: на «затакт» и на счет «раз-и»
проскальзывать вперед не всей ступней,
а каблучком, на счет «раз» и «два»—опускаться
с каблучка на всю ступню, слегка приседая.
X
о д № 9. Боковой ход. «Припадание»
Исполнитель
делает боковой шаг на всю ступню, слегка
приседая, затем подставляет другую ногу
на полупальцы, сзади опорной ноги.
Исходное
положение ног: 3-я позиция, правая нога
впереди.
Музыкальный размер: 2/4.
(
затакт и ) Исполнитель чуть заметно
приподнимается на полупальцы левой
ноги,
отделяя правую ногу от пола.
(
раз ) Боковой, слегка выворотный шаг
правой ногой вправо, на всю ступню,
слегка
приседая.
Левая нога, сгибаясь в
колене, отделяется от пола и приближает
стопу сзади к правой ноге.
( и ) Левая
нога опускается позади правой ноги на
полупальцы, присогнутая в колене.
Тяжесть
тела переходит на левую ногу.
Правая
нога спереди отделяется от пола, колено
свободно, подъем свободен,
( два )
Повторение движения на счет «раз»,
(
и ) Повторение движения на счет «раз-и».
Движение выполняется с одной ноги: с правой ноги, с продвижением вправо или с левой ноги, с продвижением влево. Корпус прямой. Ход может выполняться медленно, плавно, спокойно или быстро, четко.
По-иному
выполняется «припадание» в русском
сценическом женском танце. Исполнительница
делает более широкий боковой шаг,
опускаясь с носка на всю ступню, сильнее
приседает; другая нога выворотно
поднимается сзади до уровня щиколотки
опорной ноги, вытянутая в подъеме и
согнутая в колене. Корпус может с каждым
шагом наклоняться поочередно то на
правый, то на левый бок, голова наклоняется
то к правому, то к левому плечу.
Этим
ходом исполнительница может двигаться
из стороны в сторону, а также делать
повороты на месте.
X о д № 10. Ход с подскоками и ударами носком свободной ноги позади опорной (из уральской «Ш е с т е р ы»)
Исполнитель
дважды подскакивает на одной ноге, после
первого подскока ударяет носком другой
ноги сзади опорной.
Исходное положение
ног: 6-я позиция, носки чуть разведены.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Исполнитель с подскока опускается
на всю ступню или на низкие полу-
пальцы
правой ноги, колено присогнуто, колено
и носок направлены вперед.
Левая нога
от колена резко поднимается назад,
подъем вытянут,
( и ) Исполнитель легко
и коротко ударяет носком левой ноги об
пол позади
правой ноги,
( два )
Исполнитель вторично подскакивает на
всей ступне правой ноги. Левая нога
от
колена резко отбрасывается назад,
(
и ) Пауза.
На
счет «раз» следующего такта исполнитель
перескакивает на всю ступню левой ноги
и продолжает движение с другой
ноги.
Движение выполняется в быстром
темпе, отрывисто, четко и чеканно. Этим
ходом можно двигаться по прямой, по
кругу, делать переходы и т. д.
Ход №11. Ход назад из танца «Ш е с т е р а».
Сделав
три беглых шага назад, исполнитель
выставляет свободную ногу — вперед на
каблук.
Исходное положение ног: 6-я
позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
(
раз ) Легкий беглый шаг правой ногой
назад, на низкие полупальцы, колено
свободно.
( и) Легкий беглый шаг левой
ногой назад, на низкие полупальцыколено
свободно.
( два ) Легкий отскок назад
на всю ступню правой ноги, слегка
приседая. Левая нога, отделившись от
пола, задерживается впереди правой.
(
и ) Левая нога ставится вперед на каблук,
колено свободно, носок поднят вверх.
Движение продолжается с другой ноги.
Ход
выполняется четко, легко, со значительным
продвижением назад. Темп быстрый или
средний.
Вот такие ходы существуют в русском танце. Может быть кто-то из Вас, дорогие коллеги, сможет дополнить этот список?
С
уважением, Наталья Довбыш
Все
для хореографов и танцоров
По
материалам http://piruet.info