Файл: Вестник Нижегородской академии мвд россии, 2020, 2 (50) 8 9 Маркушин А. Г., Морозов О. Л., 2020.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ÎÒÐÀÑËÅÂÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÞÐÈÄÈ×ÅÑÊÎÉ ÍÀÓÊÈ È ÏÐÀÊÒÈÊÈ
9 4
Юридическая наука и практика
При таком сравнении важно отметить, что огла- шенные Председателем Правительства России требования к руководителям цифрового спец- наза весьма близки к сотрудникам элитного подразделения. Обращаясь к представителям федеральных органов исполнительной власти, премьер министр отметил: «Нам нужны особые люди, с особыми навыками и особым опытом — если хотите цифровой спецназ Правительства.
Поэтому требования к вам тоже особые» [11].
На совещании было отмечено, что будет раз- работана программа цифровой трансформации на ближайшие три года с конкретизацией целей и задач цифровых руководителей (в ранге за- местителей конкретных ведомств). В программу войдут показатели для оценки результатов вне- дрения информационных технологий.
Интересно также отметить, что, выступая на конгрессе INTOSAI (октябрь 2019 г.), Герман
Греф высказал свое мнение, что страна стоит на пороге необходимости проведения первой революции государственного управления —
«нужно все переводить на инновационные тех- нологии и переезжать в цифру» [12].
Развитие цифровых информационных техно- логий в управлении полиции с неизбежностью приводит к изменениям в самой организации и методологии управленческой деятельности, к разрешению взаимосвязанных с ней норматив- но-правовых проблем в сферах правоохрани- тельной деятельности, например, в раскрытии и расследовании преступлений (ранее был при- веден пример необходимости совершенствова- ния оперативно-разыскного и уголовного про- цессуального законодательства). Объективно существует и так называемая проблема «боль- ших данных», большого потока информации
(Big Data). Это понятие одновременно включает в себя набор множества данных, технологию и модель исследования информационных техно- логий, они призваны обеспечить аналитические и прогностические выводы нередко по несколь- ким объектам, и представляет возможность увидеть и оценить ситуацию для определения основания принятия решения. Вместе с тем, Big
Data на сегодня не имеет четкого определения и без надлежащей юридической и технической подготовки специалиста могут возникнуть пра- вовые и аналитические коллизии, да и связан- ные с ними риски, угрозы информационной без- опасности, ущерба, прежде всего безопасности граждан, а также организаций.
Развитие цифровых информационных тех- нологий в управлении с неизбежностью при- ведет к изменениям в самой организации и методологии управленческой деятельности.
К разрешению закономерно возникающих проблем необходимо постоянно готовиться в учебном, научном и практическом направле- ниях, незамедлительно ликвидируя юриди- ческую и техническую безграмотность, а не надеяться, образно говоря, на готовность ис- кусственного интеллекта, так как его возникно- вение и развитие всецело зависит от развития естественного интеллекта субъекта, который с неизбежностью проявляется в разрабатыва- емых им же алгоритмах научно-практической работы.
Многие ученые в сфере информационных технологий почти единодушны в том, что на- учное направление искусственного интел- лекта развивается в рамках информатики и этому придается большое государственное значение [13].
Особо следует отметить, что такая страна в Прибалтике, как Эстония имеет самый высо- кий уровень цифровизации. Например, вся ее экономика завязана на соответствующих техно- логиях, правительство практически цифровое.
Необходимые услуги — медицинские рецепты на получение медпрепаратов осуществляются в электронной форме и т. п. У каждого гражда- нина имеется удостоверение личности с необ- ходимой личной информацией, включая отмет- ки налоговой и полицейской служб. Только три вида взаимодействия с государством требуют личного присутствия (заключение и растор- жение брака, передача права собственности).
Эстонская система образования является ми- ровым лидером в области разработки и приме- нения электронных технологий [14].
Кстати, и сегодня в трагический период для всего мира в связи с пандемией коронавируса
COVID-19, очевидна перезагрузка информаци- онной работы. Ученые по прогнозированию, ин- новациям и трансформации в этой сфере убеж- дены, что кибервойны, войны разумов только активизируются. «Большинство стран усилят свои сети искусственного интеллекта, чтобы сделать невидимые угрозы видимыми» [15].
Заслуживает внимания и опыт внедрения цифровых технологий МВД Казахстана, кото- рый осуществляется в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» на 2019—
2021 годы. В ряду некоторых достижений — из числа всех госуслуг автоматизированы более половины. Значительное внимание уделяется цифровому информационному обеспечению правосудия. До конца 2021 года планируется автоматизированное расследование.
ÎÒÐÀÑËÅÂÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÞÐÈÄÈ×ÅÑÊÎÉ ÍÀÓÊÈ È ÏÐÀÊÒÈÊÈ
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 2 (50)
9 5
Судебная система Казахстана за счет циф- ровизации вот уже второй год занимает шестую позицию по специндикатору среди 190 стран мира [16].
Совершенно очевидно, что осознанно твор- ческая реализация принципа деятельности полиции — использование достижений науки и техники, современных технологий и инфор- мационных систем, провозглашенного Феде- ральным законом России «О полиции» (ст. 11), поставила всю деятельность полиции на инно- вационный путь развития, стимулируя внедре- ние научных, цифровых технологий в право- охранительную работу на основе построения единой системы информационно-аналитиче- ского обеспечения деятельности МВД России
(ИСОД МВД). Информатизация способна охва- тить все стороны ОВД. В современный период уже почти на уровне обычных воспринимают- ся понятия «цифровая полиция», «цифровой полицейский». Они несут в себе смысл о спо- собности проникновения компетентного специ- алиста-полицейского в современные цифровые информационные технологии. Такие способ- ности приобретаются, прежде всего, в вузах
МВД России, которые также перестраивают об- учение в соответствии с новыми требованиями к подготовке полицейского, прежде всего как юриста, специалиста цифровой компетентности и других традиционных и специальных направ- лений. Примером может служить Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, который готовит полицейских, владеющих со- временными информационными технологиями.
Нижегородская академия МВД России также выпускает специалистов, обладающих «циф- ровой компетентностью» по определенной спе- циализации по обеспечению раскрытия и рас- следования преступлений в сфере экономики и борьбы с коррупцией.
С учетом коренного реформирования техно- логий в информационных системах госуправ- ления, включая органы внутренних дел, неиз- бежно возникает необходимость пересмотра образовательных программ, форм и методов обучения, предусматривающих современные новинки в цифровом мире.
В подготовке полицейских кадров наряду с соответствующей теорией первостепенное вни- мание должно быть обращено на практические занятия с активными формами обучения (реше- ние комплексных задач, групповые упражнения с игровыми ситуациями, максимально прибли- женными к действительности, с привлечением практических работников). В Нижегородской академии МВД России такой опыт имеется, и даже с внедрением модульной системы знаний по оперативно-разыскной деятельности, крими- налистике. Модульная система также положи- тельно оценивается обучаемыми и активно при- меняется в вузах континентальной Европы — в
Германии, Франции, Италии.
Еще раз отметим, что организации внедре- ния методов цифровых технологий в обучение значительное внимание уделяют и в г. Нижнем
Новгороде. Об этом свидетельствует специаль- но принятое правительством Нижегородской области распоряжение от 30 октября 2018 года
№ 1127-р «О реализации мероприятий по вне- дрению целевой модели цифровой образова- тельной среды в общеобразовательных и про- фессиональных образовательных организациях
Нижегородской области в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»». По- лагаем, что соответствующая концепция, изло- женная в данном документе, требует тщатель- ного ознакомления с ней преподавательского состава учебных заведений.
Обращая внимание на позитивность стре- мительного развития в мире цифровой техно- логии практически во всех сферах современ- ной жизнедеятельности, включая полицейскую правозащитную сферу, следует отметить не только сложность, но и неоднозначность оцен- ки наступления цифры на традиционные фор- мы управленческих межличностных отношений и прежде всего правоотношений. Полагаем, что небезосновательно определенные опасения высказал доктор физико-математических наук, профессор РАН участник Ассоциации футуро- логов России Ю. Везельтер (псевдоним Юрий
Ракита). С позиции автора как редактора, прак- тика и организатора офлайновых мероприятий рассматриваемая проблема чисто техниче- ская — «Один носитель информации — пе- чатный текст сменяется другим носителем — электронным текстом. В действительности же происходит нечто более серьезное. Мы вступа- ем не просто в «постпечатную», а в «постпись- менную» эпоху. Нас ожидает мутация и даже естественная смерть целых областей тради- ционной культуры». Автор имеет в виду тради- ционную литературу — письменные средства общения и убедительно доказывает неизбеж- ность такой модернизации.
Трудно сделать однозначный вывод его оценки, но и оставаться равнодушным к мне- нию ученого-специалиста тоже, полагаем, нель- зя [17, с. 3].
ÎÒÐÀÑËÅÂÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÞÐÈÄÈ×ÅÑÊÎÉ ÍÀÓÊÈ È ÏÐÀÊÒÈÊÈ
9 6
Юридическая наука и практика
Примечания
1. URL:https://pulse.mail.ru/article/?doc_id=331265 0050912047379&source_id=7305450441716354131
(дата обращения: 14.04.2020).
2. Вопросы организации информационно-ана- литической работы в управленческой деятель- ности органов внутренних дел Российской Феде- рации: приказ МВД России от 26 сентября 2018 г.
№ 623.
3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник. М., 2001.
4.
URL:https://studme.org/34591/informatika/organi- zatsionnaya_osnova_informatizatsii_organov_vnutren- nih_del (дата обращения: 14.04.2020).
5. URL:http://prezident.org/tekst/stenogramma-zase- danija-kollegii-mvd-rossii-26-02-2020.html (дата обра- щения: 15.04.2020).
6. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование опе- ративно-розыскной деятельности за рубежом и ис- пользования ее результатов в уголовном процессе.
М., 2004.
7. ФРГ. Уголовно-процессуальный кодекс. М.,
1994.
8. Маркушин А.Г., Аменицкая Н.А. Оперативно- розыскная деятельность полиции в раскрытии и рас- следовании преступлений. М.: Юрайт, 2019.
9. Бозров В. Результатам ОРД — статус доказа- тельств // Законность. 2004. № 12.
10. УПК Азербайджанской Республики. Баку, 2001.
11. URL: https://www.cnews.ru\news/top/2020-03-
13_predstavlen_tsifrovoj_spetsnaz (дата обращения:
17.04.2020).
12. URL: https://news.mail.ru/politics/38849800/?f rommail=1 (дата обращения: 20.04.2020).
13. О развитии искусственного интеллекта в Рос- сийской Федерации: Указ Президента РФ от 10 октя- бря 2019 г. № 490. URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001201910110003 (дата обращения:
20.04.2020).
14.
URL: https://health.mail.ru/news/the_new_
yorker_ssha_pochemu_imenno_estoniya/ (дата обра- щения: 21.04.2020).
15. URL: https://news.mail.ru/society/41130467/? frommail=10 (дата обращения: 25.04.2020).
16. URL: https://www.zakon.kz/4944202-ispolzovat- vozmozhnosti-tsifrovizatsii.html
(дата обращения:
28.04.2020).
17. Рязанов С. От литературы — к «цифратуре» //
Аргументы недели. 2020. 20—26 мая.
References
1. URL: https://pulse.mail.ru/article/?doc_id=331265 0050912047379&source_id=7305450441716354131
(accessed 14.04.2020).(In Russ.)
2. Issues of organization of information and analyti- cal work in the management of internal Affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of internal
Affairs of the Russian Federation of September 26, 2018 no. 623. (In Russ.)
3. Knorring V.I. Theory, practice and art of manage- ment: textbook. Moscow, 2001. (In Russ.)
4. URL: https://studme.org/34591/informatika/organi- zatsionnaya_osnova_informatizatsii_organov_vnutren- nih_del (accessed 14.04.2020). (In Russ.)
5.
URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma- zasedanija-kollegii-mvd-rossii-26-02-2020.html
(ac- cessed 15.04.2020). (In Russ.)
6. Akhkubekov A.H. Legal regulation of operational and investigative activities abroad and the use of its re- sults in criminal proceedings. Moscow, 2004. (In Russ.)
7. Germany. Criminal procedure code. Moscow,
1994. (In Russ.)
8. Markushin A.G., Amenitskaya N.A. Operational search activity of the police in the detection and investi- gation of crimes. Moscow: Yurayt Publ., 2019. (In Russ.)
9. Bozrov V.V. ORD-status of evidence. Legality,
2004, no. 12. (In Russ.)
10. Criminal procedure code of the Republic of Azer- baijan. Baku, 2001. (In Russ.)
11.
URL: https://www.cnews.ru\news/top/2020-
03-13_predstavlen_tsifrovoj_spetsnaz
(accessed
17.04.2020). (In Russ.)
12. URL: https://news.mail.ru/politics/38849800/? frommail=1 (accessed 20.04.2020). (In Russ.)
13. On the development of artificial intelligence in the
Russian Federation: decree of the President of the Rus- sian Federation dated 10.10.2019 no. 490. URL: http://
publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012019 10110003 (accessed 20.04.2020). (In Russ.)
14.
URL: https://health.mail.ru/news/the_new_
yorker_ssha_pochemu_imenno_estoniya/
(accessed
21.04.2020). (In Russ.)
15. URL: https://news.mail.ru/society/41130467/? frommail=10 (accessed 25.04.2020). (In Russ.)
16. URL: https://www.zakon.kz/4944202-ispolzovat- vozmozhnosti-tsifrovizatsii.html (accessed 28.04.2020).
(In Russ.)
17. Riazanov S. From literature to “digital culture”.
Arguments of the week, 2020, May 20—26. (In Russ.)