Файл: Е. О. Переверзева Российская академия народного хозяйства и государственной службы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 4
Е.О. Переверзева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (Алтайский Филиал),
г.Барнаул, Российская Федерация
Эвтаназия: перспективы легализации в России.
Существует большое количество научных трудов, посвященных проблеме эвтаназии. Периодически эта тема поднимается в научном сообществе и ученые, практики вновь и вновь отвечают на множество вопросов.
Законодательство не стоит на месте, оно постоянно развивается как в России, так и за рубежом. Вместе с этим проблема убийства из милосердия подталкивает к новым размышлениям и рассуждениям.
В XVI веке английский философ Фрэнсис Бэкон ввел в научный оборот термин "эвтаназия", вкладывая в него смысл облегчения мук смерти.
В научной литературе эвтаназия определяется как ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.
В последнее время проблема такого явления как эвтаназия в нашей стране увеличивается. Ученые не могут прийти к одному мнению, наблюдается разрозненность. Конечно, большая часть их говорит, что эвтаназия подлежит запрету. Свою позицию он подкрепляют следующими аргументами:
1) вероятность злоупотребления со стороны медицинских работников;
2) российское общество имеет крайне низкую юридическую культуру, процветает правовой нигилизм, отсюда непонимание явления эвтаназии;
3) закрепить эвтаназию на законодательном уровне не представляется возможным, поскольку менталитет россиян в принципе не направлен на соблюдение законов, а иногда наоборот, имеет склонность к уклонению от выполнения предписания закона[1].
Те же, кто выступает за легализацию эвтаназии, говорят о том, что:
1) право на смерть так же естественно для человека и дано ему природой, как и право на жизнь;
2) медицинская практика позволяет говорить о том, что в сущности в нашей стране существует пассивная эвтаназия, которая применяется врачами, является латентной
, но при этом может быть возведена в законодательные рамки;
3) запрет эвтаназии противоречит принципам обеспечения свободы и человеческого достоинства.
Доводы сторонников противоположных лагерей звучат убедительно и заслуживают внимания, но, на наш взгляд, не нужно заниматься их оценкой, следует подумать, что важно в данной ситуации в первую очередь и какими будут последствия в случае легализации(запрета) эвтаназии в нашей стране.
Если посмотреть в саму суть эвтаназии, то она является лишением человека жизни в то время, как Конституцией Российской Федерации жизнь человека признается высшим благом, ценностью и подлежит охране со стороны государства. А поскольку жизнь - это благо, дарованное человеку самой природой, то и лишать этого права позволено только ей.
Учитывая роль и значение современного международного права, важно отметить, что 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей в Мадриде еще в октябре 1987 года была принята Декларация об эвтаназии, которая прямо закрепила, что «эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания».
Наряду с прогрессом медицины , появлением новых технологий, возникает риск исчезновения нравственных границ, которые были установлены ранее.
Современная медицина достигла такого уровня развития, что может в течение длительного периода времени искусственно поддерживать жизнь даже смертельно больных пациентов. В связи с этим возникает вопрос: допустима ли помощь лицу в добровольном уходе из жизни[2].
В российском законодательстве не закреплено такое явление как эвтаназия. Человек не обладает правом распоряжения своей жизнью и также не может отказаться от нее. Очень важно понимать, что проблема эвтаназии тесно взаимодействует со сферой здравоохранения.
Если рассматривать проблему эвтаназии, то возникает мысль о замене принципа гуманизма, поскольку появляется необходимость прекращения человеческих мук. Ведь очень часто человек не живет, а существует эдаким овощем. Но ведь нельзя превратить самое ценное, что есть у человека в наполненное муками бессмысленное существование.
Особый интерес представляет анализ законодательства российского законодательства, запрещающего эвтаназию. О ее запрете на законодательном уровне можно говорить на основе положения ст. 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента[3].
В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи об ответственности за эвтаназию. Более того, нет и привилегированного состава убийства по мотивам сострадания. По общему правилу ответственность врача за эвтаназию должна наступать по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ. Однако мотив сострадания может быть учтен при назначении судом наказания, но на квалификацию совершенного не влияет.
На наш взгляд, такое обстоятельство выглядит несправедливым, поскольку нельзя приравнивать убийцу и врача, который помогает безнадежно больному пациенту по его же просьбе либо с согласия его родственников реализовать свое право на достойный уход из жизни.
Видится, что в свете активного обсуждения мировым сообществом проблемы эвтаназии, вполне возможно формирование такой тенденции, что право на смерть является таким же неотъемлемым правом человека, как и право на жизнь, и он сам вправе принять решение.
На фоне легализации эвтаназии в других странах, представляется, что и в нашем государстве будут сделаны шаги в этом направлении. Это важно, поскольку позволит избежать образовавшегося резкого расхождения мирового и отечественного законодательства. Впрочем, это не говорит о том, что необходимо легализовать активную эвтаназию. На наш взгляд, этот вид наиболее опасен. Но задуматься над созданием нормативной базы для пассивной формы эвтаназии вполне возможно. если данная процедура будет иметь место в нашей стране, она должна быть четко регламентирована, важно запретить применять ее к несовершеннолетним.
К важнейшим условиям применения пассивной эвтаназии следует отнести в совокупности два условия:
1) наличие у лица такого заболевания, которое причиняет ему постоянные невыносимые страдания;
2) устранение таких страданий не представляется возможным.
Само собой разумеется, что такая процедура должна быть исключительно добровольной и проводиться с письменного согласия пациента. Ранее было отмечено, что недопустимо одинаково квалифицировать действия лица, которое совершило убийство и врача, который по просьбе самого безнадежно больного пациента или его представителей предпринял действия, повлекшие смерть человека. В этой связи, в комплексе с нововведениями в части процедуры добровольной пассивной эвтаназии видится также целесообразным дополнить главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации статьей «Незаконная эвтаназия». Представляется, что предложенные законодательные изменения, если и сложно реализуемы в настоящий момент, то будут неизбежны и востребованы в ближайшие годы.
Список использованных источников
-
Бозоров, У.В. Личные права и свободы человека и гражданина / У.В. Бозоров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2018. — № 6 (45). — С. 32-33. -
Елисеева, Г.В. Эвтаназия: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования / Г.В. Елисеева // Сибирское юридическое обозрение. — 2022. — N 1. — С. 23 - 38. -
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Российская газета. - N 263. - 23.11.2011.