Файл: Урока Ф. И. О учителя Корепанова Анастасия Петровна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Ф. И. О учителя: Корепанова Анастасия Петровна. Образовательное учреждение: МБОУ «Андрейшурская средняя школа» Балезинский район. Предмет: Физика Класс: 9 Тип урока: усвоение новых знаний. УМК: Перышкин А. В.
Технология: технология развития критического мышления.
Тема | «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» | |
| | |
Цели | для учителя -создать условия для получения новых знаний через использование технологии развития критического мышления; - познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука, -сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе -развивать исследовательские навыки учащихся через натурный эксперимент - воспитывать у учащихся уверенность в познаваемости окружающего мира. | для ученика -познакомиться с источники звука и его характеристиками, -развивать умение самостоятельно получать информацию; - развивать умение делать выводы из результатов эксперимента; - высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать умение говорить, спорить, доказывать, анализировать, делать выводы; - работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации. |
Задачи урока | а) формирование представлений о звуке, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения распознавать звуковые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия протекания этих явлений, описание изученных свойств явлений, используя физические величины: громкость, высота, тембр, формирование умения при описании явлений правильно трактовать физический смысл используемых величин (предметный результат). б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации. | |
Методы обучения | репродуктивный, проблемный, эвристический. | |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | коллективная, индивидуальная, групповая. | |
Средства обучения | учебник, компьютер, выход в Интернет, камертон, легкий шарик на нити, штатив, гитара, бумажная полоска, детский барабан, мелкие кусочки мела, математический маятник, «самодельный телефон», изготовленный заранее, раздаточный материал. |
Основные термины, понятия | звуковые колебания, тембр, громкость, высота, амплитуда, частота, интенсивность звука | |
Планируемые образовательные результаты | предметные знание: знать характеристики звука; понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений; применение: уметь отбирать нужную информацию при составлении таблицы; анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику; оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям. | личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации. - установление связи между целью деятельности и ее результатом; -оценка собственной деятельности; метапредметные Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке; - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять познавательную рефлексию; познавательные УУД: - выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; - анализ учебного материала; - преобразовывать информацию из одного вида в другой. коммуникативные УУД: - учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; - умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение -умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме. |
Этапы урока/ время | Деятельность учителя (методы, приемы, задания для учащегося, формы контроля) | Деятельность учащихся (формы организации познавательной деятельности) | Универсальные учебные действия | ||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||||||
Организационный этап 5 мин «Верите ли вы» Прием ЗХУ | Приветствие: «Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада видеть вас на своем уроке. Откройте свои тетради и запишите дату. Выяснение темы урока и формулировка его цели: Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочтите стихи. “ Впросонках слышу я - и не могу Вообразить такое сочетанье, А слышу свист полозьев на снегу И ласточки весенней щебетанье…» (слайд 1) (Ф. И. Тютчев). – Как вы думаете, о чем идет речь в данном четверостишье? - Правильно, о звуке. Вы знаете, как разнообразен окружающий мир звуков – музыка, раскаты грома, щебетание птиц, шум транспорта, жужжание насекомых и т.д. Сам по себе звук не появляется, должен быть источник. (слайд 2) - Значит, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Запишем тему урока: «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики». (слайд 3) – Вы встречались в повседневной жизни с этими явлениями? - Послушайте, как звучат различные предметы. Демонстрация звучания различных тел: - гитара, - свистулька, - детский барабан, - камертон. ―Как вы думаете, чем-то отличаются услышанные вами звуки? Ответить на этот вопрос конкретно вам сейчас трудно. Давайте, поиграем в игру «Верите ли вы, что»: -звук- это поперечная волна? -звук - это продольная волна? -всякое колеблющееся тело звучит? -источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде? -всякое звучащее тело колеблется? - верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? (слайд 4-5) -На какие вопросы вы уже знаете ответ? Заполните таблицу ЗХУ. В колонке «Знаю» напишите все, что вы знаете о звуке.
-Что бы вы еще хотели узнать о звуке? (запись в колонке «Хочу узнать») (слайд 6) - Так как же надо поставить цель урока? | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока. Ответ на вопрос учителя (о звуке). Учащиеся обдумывают, какая тема данного урока. Записывают тему в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя (Да) Слушают. Отвечают на вопрос учителя (Отличаются). Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу (запись в колонке «Знаю»). Учащиеся обмениваются своими знаниями, проговаривая всё, что знают о звуке и всё то, что хотят узнать. Пытаются сформулировать цель урока (узнать, что такое звук, его источники, физических и физиологических характеристиках звука). |
|
| Сотрудничество с учителем и одноклассниками. | ||||||
Актуализация субъективного опыта 3 мин | Для того, чтобы прийти к теме урока, нам следует повторить материал прошлого урока, а именно, механические колебания и волны. Фронтальный опрос:
| Отвечая на вопросы учителя, приводят примеры. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос учителя. |
|
|
| ||||||
Изучение новых знаний и способов деятельности 20 мин Проблемная ситуация 3 мин | - Приступим к изучению новой темы. - Запишем, какие же волны называются звуковыми. Упругие волны, воспринимаемые человеческим ухом, называются звуковыми. (слайд 8) - Раздел физики, изучающий звуковые явления, называется акустикой. (слайд 9) - Чтобы понять, какие тела получили название источников звука, я предлагаю вам разделиться на группы и провести небольшое исследование. На столах вы видите необходимое оборудование и листочки с заданием, выполнив которое вы должны сделать вывод по проделанной работе и понять, какие тала мы можем отнести к источникам звука. Камертон представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. (слайд 10) 1 группа. На штативе закрепите нить с теннисным шариком. Ударьте по камертону молоточком и когда он зазвучит, поднесите шарик к ветвям камертона. Что вы наблюдаете? Проделайте то же самое, но ударив камертон рукой. Что изменилось? Какие выводы можно сделать, проделав данный опыт? 2 группа. Поднесите к звучащей струне гитары конец бумажной полоски. Что вы наблюдаете? Что вы почувствуете, если коснётесь струны пальцем? Подержите палец на струне. Что произошло со звуком? Какие выводы можно сделать, проделав данные опыты? 3 группа. Накрошите на поверхность игрушечного барабана мелкие кусочки мела. Затем ударяйте по барабану. Что происходит с мелом в течение времени, пока звук слышен? Положите палец на поверхность барабана. Что произошло со звуком? С мелом? Какие выводы можно сделать, проделав данные опыты? (слайд 11) А теперь сформулируйте общий вывод. Вывод. Источником звука является тело, совершающее колебание. - Образования звуковой волны камертоном заключается в том, что при ударе по одной ветви, вторая ветвь тоже начинает колебаться. Для усиления звуковых волн, камертон чаще всего укрепляют на резонаторном ящике, который открыт с одного торца. Стандартный камертон выдает волны с частотой 440 Гц. Примеры резонаторов: гитара, балалайка, полость рта является резонатором для человеческих связок. (слайд 12) Опыт с бокалом. (слайд 13) Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу? (При движении пальца по бокалу, кожа то зацепляется, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации бокала, сопровождаемые звуком. А т.к. бокал твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук).(слайд 14) - Источники звука бывают как естественные, так и искусственные. На доске вы видите список источников звука, вам их нужно разделить на две группы: естественные и искусственные (один ученик работает на магнитной доске, остальные заполняют таблицу в тетради). (слайд 15-16) Проверяем выполнение работы. (слайд 17) Всякое ли колеблющееся тело является источником звука? Демонстрация: колебание мятника на нити и колебание рук человека во время аплодисментов. Проблемный вопрос. Колебание есть, а звука нет. Почему? Вывод: Всякое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит. (слайд 18-19) - Рассмотрим вопрос: Как же происходит распространения звука? Нарисуйте в тетради схему распространения звука: источник звука → передающая среда→ приемник звука. (слайд 20) - Что является источником звука мы разобрались. Теперь попытаемся выяснить, что является передающей средой. В каких еще средах, кроме твердых тел, может распространяться звук? - Правильно. В жидкости и газе. На следующем уроке мы подробно рассмотрим, как происходит распространение звука в твердых телах, жидкостях и газах. Запишем общий вывод в тетрадь. Звук – это механические продольные волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах с частотой колебания от 16 Гц до 20 000 Гц (слайд 21) Теперь рассмотрим характеристики звука. (слайд 22) Я в начале урока говорила, что мир звуков разнообразен. Мы легко можем различить лай собаки от мурлыканья кошки, мужской голос от женского. Чем же отличаются звуки друг от друга? Слуховые ощущения человека определяются физическими параметрами звуковой волны, воздействующей на орган слуха. Традиционными физическими характеристиками воспринимаемого звука являются высота, тембр и громкость звука. Разберём подробнее данные характеристики звука. Высота звука определяется частотой источника звуковых колебаний. Чем больше частота колебаний источника, тем выше звук. Колебания малых частот соответствуют низкие частоты. Камертоны совершают гармонические колебания одной частоты. Чистый тон – звук источника, совершающего колебания одной частоты. Звук от других источников – это совокупность гармонических колебаний разных частот, т.е. набор чистых тонов. (слайд 23-24) Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы: 1. Что можно сказать о частотах колебаний камертонов? 2. Камертоны будут издавать разные звуки или одинаковые? (слайд 25-27) Прослушайте, пожалуйста, музыку и узнайте, какой инструмент играет. (слайд 28-29) Тембр звука – «окраска» звука. Помогает отличить звук одного источника от звука другого источника: звук скрипки от звука барабана, даже если у них одинаковые частоты. Основная частота – самая низкая частота сложного звука. Звук, соответствующий основной частоте, называется основным тоном. Высота сложного звука определяется высотой основного тона. Остальные тоны сложного звука называются обертонами. (слайд 30) Громкость звука зависит от амплитуды колебаний. Человеческое ухо по-разному воспринимает звуки разной частоты: если амплитуды звуков одинаковые, более громкими нам кажутся звуки с частотами в пределах 1000 – 5000 Гц. Чем сильнее ударим по ножке камертона, тем> будет его амплитуда колебаний, то есть тем громче он звучит. Чем короче струна, тем выше тон, то есть звонче звук. (слайд 31-33) Вывод: Физиологические характеристики звука – высота и громкость – определяются физическими характеристиками: частотой и амплитудой. Чем тоньше звук, тем он выше. Единица громкости звука – децибел. На практике громкость звука характеризуется уровнем громкости, который измеряют в фонах. (слайд 34-35) | Слушание учителя. Записывают определение в тетрадь. Выполняют небольшую исследовательскую работу. Делают вывод по проделанной работе. Ученики работают в группах, после чего докладывают о результатах исследования. Наблюдение за материалом ЭОР. Формулируют общий вывод (Источником звука является тело, совершающее колебание). Дети отвечаю Наблюдение за физическим экспериментом учителя. Слушают учителя. Заполняют таблицу в тетради. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос, поставленный учителем. Делают вывод. Слушают учителя. Строят схему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение звука в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Слушают музыку. Отвечают на вопрос. |
|
| участвовать в общей беседе
| ||||||
Проверка понимания изученного материала 3 мин | А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему. Для этого предлагаю ответить на некоторые вопросы: Тест. 1.Выберите правильный ответ: а) всякое звучащее тело колеблется; б) всякое колеблющееся тело звучит. 2. Какие колебания называют ультразвуковыми? а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц; б) механические колебания с частотой выше 16 Гц; в) механические колебания, частоты которых от 16 до 20000 Гц. 3. От каких величин зависит высота тона? а) от амплитуды; б) от частоты; в) от громкости. 4. От чего зависит громкость звука? а) от частоты колебаний; б) от амплитуды колебаний; -Сверьте свои ответы с «эталоном ответа» и выставьте себе оценку. Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения. (слайд 36-37) | Отвечают с комментарием. Код ответов: 1а, 2а, 3б, 4б. | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий. | Строить небольшие монологические высказывания. | ||||||
Подведение итогов урока 3 мин | Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с природой звука и его характеристиками. Без звука была бы немыслима и скучна наша жизнь. Звук окружает нас и присутствует везде. Благодаря ему мы можем изучать окружающий мир. Многие животные благодаря только звуку могут получать нужную информацию. Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке. Звуки музыки вызывают в нас самые различные переживания: чувство радости, бодрости, подъёма сил или же, наоборот, задумчивость и грусть. Музыка — одно из старейших искусств. Со времён глубокой древности человеку было знакомо наслаждение, вызываемое определёнными музыкальными созвучиями. Музыка с такой необъяснимой силой действовала на человека, что наши далёкие предки считали её даром богов. Прочитав следующие строки М. Ивенсена «Музыка»: «Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе, И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели, Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины, И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте. А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!» (слайд 38) | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Структурировать знания. | На основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы | Уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга. | ||||||
Информация о домашнем задании 3 мин | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Домашнее задание: §34-36. Учитель объясняет сущность домашнего задания: 1 уровень – прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа. 2 уровень – составить тест из 10 вопросов по изученной теме. 3 уровень – составить синквейн. Сообщение об инфразвуке и ультразвуке. 2 ученикам. (слайд 39) | Записывают домашнее задание. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Слушание учителя. | ||||||
Рефлексия Приём ПМИ 3 мин | - Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы ПМИ (недостатки, достоинства, перспективы)
Спасибо за урок! (слайд 40-41) | Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку. | |
| |