Файл: Оглавление Введение Глава Общая характеристика государственной службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Понятие и виды государственной службы

2.1. Должности и должностные лица государственной служба

Категория «должность» является одной из определяющих на государственной службе. Большинство наиболее существенных аспектов, связанных с прохождением государственной службы, определяются именно замещаемой должностью, в том числе чины и специальные звания, должностной оклад, объем полномочий, положение в служебной иерархии.

Должность государственной службы может рассматриваться не только как служебно-правовая категория, но также и как психологический феномен, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение государственного служащего.

В современных реалиях государственной службы Российской Федерации должности вышли на первое место, так как другая достаточно важная категория – «чин» (звание) - во многом утратила самостоятельное правовое значение и зависит теперь все от той же должности государственной службы.

Должностей государственной службы добиваются всегда (и чем выше должность - тем лучше), а утрата их рассматривается как серьезное поражение лица в деле построения служебной карьеры.

Должность государственной службы можно определить как базовый элемент государственного органа, нормативно и организационно определенный и обособленный, обладающий частью компетенции государственного органа1.

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т.е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах2.

Существенными признаками должностей государственной службы являются:

1. Организационная и правовая обособленность: должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа: должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой, соответственно, наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ею.



3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, ее замещающего, так как помимо полномочий определяет размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат; должностям государственной службы подчинены классные чины и специальные звания, кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

4. Наличие квалификационных требований для замещения соответствующих должностей.

5. Наличие полномочий, предоставляемых государственному служащему, замещающему соответствующую должность.

6. Наличие определенного объема ответственности, которую несет государственный служащий, замещающий соответствующую должность государственной службы.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации устанавливает следующие виды должностей государственной службы:

1) должности федеральной государственной гражданской службы;

2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3) воинские должности;

4) должности правоохранительной службы.

Конкретный состав должностей, их наименования, квалификационные требования устанавливаются специальным законодательством о различных видах государственной службы.

Классификацию состава должностей указанных видов государственной службы начнем с должностей государственной гражданской службы.

Должности государственной гражданской службы можно подразделить на:

1) категории, в составе которых выделяют:

а) руководителей - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

б) помощников (советников) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;


в) специалистов - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

г) обеспечивающих специалистов - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

2) группы, в составе которых выделяют:

а) высшие должности государственной гражданской службы;

б) главные должности государственной гражданской службы;

в) ведущие должности государственной гражданской службы;

г) старшие должности государственной гражданской службы;

д) младшие должности государственной гражданской службы.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

1. В зависимости от состава военнослужащих воинские должности можно подразделить на:

а) воинские должности высших офицеров;

б) воинские должности старших офицеров;

в) воинские должности младших офицеров;

г) воинские должности прапорщиков и мичманов;

д) воинские должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

2. В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить на:

а) воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву;

б) воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту.

3. В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности:

а) воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);

б) воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим:

а) воинские должности начальников. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу: маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов
; генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов; прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части; сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;

б) воинские должности подчиненных.

В связи с достаточно широким спектром нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения правоохранительной службы, виды должностей указанного вида служебной деятельности мы проиллюстрируем на примере должностей службы госнаркоконтроля1.

В частности, должности правоохранительной службы можно подразделить на:

1) должности высшего начальствующего состава, которым соответствуют специальные звания: генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции;

2) должности старшего начальствующего состава, которым соответствуют специальные звания: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

3) должности среднего начальствующего состава, которым соответствуют специальные звания: младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;

4) должности младшего начальствующего состава, которым соответствуют специальные звания: прапорщик полиции; старший прапорщик полиции.

Как уже отмечалось, одним из существенных признаков должности государственной службы являются квалификационные требования. Указанные квалификационные требования имеют достаточно много общего с режимом ограничений на государственной службе, так как в той или иной степени ограничивают круг лиц, способных замещать соответствующие должности.

Квалификационные требования для замещения должностей государственной службы включают:

1) требования к уровню профессионального образования (например, в число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит