Файл: Программа среднего профессионального образования 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Дисциплина Менеджмент Практическое задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Руководители высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Определяют направление функционирования и развития организации в целом или ее крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации. Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.
3. Какая из школ менеджмента, по вашему мнению, является более эффективной в современных условиях развития экономики? Почему?
Ответ:
Наиболее полно отвечает потребностям современной экономики школы социальных систем или системного подхода.
Организация здесь рассматривается как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а человек – как один из элементов.
Системный подход объединил вклады всех школ, которые доминировали в теории и практике управления в разное время. Школа социальных систем продолжила разработку современных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства, начала разрабатывать теории принятия решений, конфликтов, гибких организационных структур, стратегического управления.
Такое точечное многообразное изучение всех аспектов менеджмента стало требованием времени – в управлении теперь необходимо учитывать не только теорию «человеческих отношений». Ускорился темп жизни, упростились коммуникации, мир стал другим из-за процессов глобализации и возросшей мобильности. Хозяйственная и духовная жизнь современного общества усложнилась, возросло участие государства во многих направлениях социально-экономического развития, увеличился объем задач и информации, ускорился технологический процесс.
Наступило время, когда ни одна из ранее существовавших школ не отвечала современным запросам, поскольку в повседневной деятельности менеджеров всегда есть ситуации, когда стоит прибегнуть к различным методам управления. Современные концепции управления представляют собой синтез наиболее эффективных разработок школ менеджмента.
4. Современный менеджер должен владеть процессным, системным и ситуационным подходами. Согласны ли вы?
Ответ:
В современных условиях менеджмент предполагает применение всех трех подходов в зависимости от обстоятельств – знание какой-то одной методики совершенно недостаточно. Функционирующие организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды (стимулирующих или лимитирующих), которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие на внутренние переменные организации.
Эффективность работы организации, а иногда и ее существование зависит от того, насколько она способна адаптироваться к изменениям окружающей среды, насколько хорошо отлажены внутренние процессы, насколько быстро руководство может управлять этими процессами и реагировать на сложные ситуации.
Системный подход
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Прежде чем принимать управленческие решения по сложным объемным вопросам, связанными с развитием организации, менеджеры должны четко представлять себе, что любая организация – это система, и, управляя ею, надо знать ее свойства.
Ситуационный подход
Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, функционирующие в одной и той же внешней среде, значительно отличаются своими финансовыми результатами.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наибольшее влияние на организацию в данный момент времени.
Суть подхода заключается в умении менеджера увязать конкретные методы и приемы управления с конкретной ситуацией для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Используя этот подход, менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от принятого решения или выбранного пути. Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации.
Процессный подход
Управление – это, прежде всего, процесс. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов - сотрудники, структура, задачи, технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.