Файл: Доклад гражданскопатриотическое воспитание в школе как условие формирования личности гражданина рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доклад
«гражданско-патриотическое воспитание в школе как условие формирования личности гражданина РФ»
В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
Белинский В.Г
Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников.
Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.
Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.
Наша школа ведет активное сотрудничество с родителями – проводятся совместные праздники, родительские лектории, анкетирование и тестирование родителей, привлекаются родители для участия в спортивной жизни школы, к работе по благоустройству школы и школьной территории, создан родительский комитет, который участвует во всех значимых делах как образовательного, так и воспитательного характера.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. Каждое полугодие проводятся предметные недели. В прошлом учебном году, во втором полугодии была проведена «Неделя права». Одним из мероприятий было задание каждому классу составить фотоколлаж по правам ребёнка. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско– патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: ,«День матери», линейки, посвященные памятным датам истории; проведение спортивно-массовых мероприятий: «А ну-ка, парни!»;«Веселые старты»; «Папа, мама и я – спортивная семья!»;смотр строя и песни; конкурсы чтецов, сочинений , рисунков. 9 мая проводится акция «Свеча памяти».
Проходит митинг и концерт, посвященный Дню Победы. В рамках поисково-краеведческого направления в школе создан музей, в котором часть экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах Защитников Родины, хранятся памятные вещи. В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству.
Традиционным стало проведение ежегодно в феврале месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества, который призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
В рамках месячника проводятся мероприятия спортивно-патриотического направления, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по мини-футболу, волейболу, настольному теннису , смотр строя и песни, «А, ну-ка ,парни!».
Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях: по настольному теннису, минифутболу, волейболу.
Кроме общешкольных мероприятий, классными руководителями проводится работа по данному направлению в соответствии с возрастом учащихся. Для этого используются самые разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа, утренник, познавательная игра, литературная игра-беседа, устный журнал, экскурсии к монументу Славы, что способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.
Работа по военно-патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь