Файл: Лб 1 морфемный анализ слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РУССКИЙ ЯЗЫК

для студентов 2 курса ОЗО

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,

направленность (профиль) «Начальное образование»

(осенний семестр)

ЛБ 1 МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Цель морфемного анализа – установить, из каких морфем состоит слово.

Морфемный анализ известен в школе под названием «разбор слова по составу».

Схема морфемного анализа слова:

  1. Определите часть речи, укажите изменяемая или неизменяемая.

  2. Выделите основу и окончание у изменяемого слова, основу – у неизменяемого. При выделении окончания необходимо слово грамматически изменить и указать изменяемую часть слова.

Примечание. Следует помнить, что окончания есть только у склоняемых и спрягаемых слов, в то время как неизменяемые слова окончаний не имеют и равны основе (боа, жюри, завтра, пальто, рагу, шимпанзе, фрау, хаки).

Вычленение окончания – материально выраженного и нулевого – осуществляется на фоне грамматических форм анализируемого слова: вод-а, вод-ы, вод-у, вод-ой и т.п.; сиж-у, сид-ишь, сид-ит, сид-им…, сидел-Ø, сидел-а, сидел-и.

Определенные сложности при выделении окончания могут возникнуть в конце слова, во-первых, при обозначении фонемы j буквами е, ё, ю, я; во-вторых, где имеются суффиксы, совпадающие с окончанием (медвежий, литьё, враньё, предгорье). В существительных платье, литьё, враньё, предгорье, междуречье, взгорье конечные буквы е и ё обозначают два звука (е= j+э; ё= j+о), при этом фонема j всегда отходит к основе. Фонема j может принадлежать корню (плат'j-э), но может являться суффиксом (лит'-j-о, вран'-j-о , пред-гор'-j-э, между-реч-j-э).

В притяжательных прилагательных олений, рыбий, волчий, медвежий вычленяется нулевое окончание и суффикс притяжательности -ий, который в падежных формах прилагательного выступает в виде алломорфов -ий-/-j- (ср.: медвеж-ий-Ø, медвеж-j-а, медвеж-j-е, медвеж-j-и, медвеж-j-его и т.д.), в отличие от качественно-относительных прилагательных (свежий, синий), где часть -ий действительно является окончанием (ср.: свеж-ий, свеж-ему, свеж-им, свеж-ие и т. п.). Если выделенная основа является членимой, то она последовательно членится на морфемы, обычно с конца (по предложенному Н.М. Шанским «принципу матрешки»), на фоне слов с тождественными аффиксами и на фоне однокоренных слов.


  1. Укажите грамматическое значение (ГЗ) окончания.

Примечание. Окончание выражает грамматические значения рода, числа, падежа, лица.

  1. Выделите постфиксы, если есть (морфемы -ся, -то, -либо, -нибудь).

  2. Выделите суффикс; если их несколько, укажите их последовательно, начиная с конца основы; определите функции суффиксов (словообразовательные, формообразующие) и, если возможно, значения. Подберите слова с такими же суффиксами.

  3. Выделите приставку, если есть. Если их несколько, укажите их последовательно, начиная с начала слова; определите функции каждой приставки (словообразовательные, формообразовательные, смешанные) и, если возможно, значения. Подберите слова с такими же приставками.

  4. Выделите корень, подберите однокоренные слова. Укажите чередующиеся звуки в корне.

  5. Выделите интерфиксы (соединительные морфемы), если есть


Морфемы и основу слова принято обозначать следующим образом:

¬ – приставка;

⁀– корень;

˄ – суффикс,;

( ) – интерфикс;

[] – окончание, в том числе нулевое окончание – Ø;

˄ – постфикс;

нижнее подчеркивание части слова до окончания – основа слова.
Например:

  1. Учи-тель-ниц-а – имя существительное, склоняемое (т.е. изменяемое слово).

  2. Основа – Учительниц, окончание – а.

  3. ГЗ окончания - ж.р, ед.,ч., Им.п.

  4. Постфикса нет.

  5. Суффикс – ниц- (словообразовательный со значением названия лица женского пола от названия лица мужского пола с суффиксом –тель-: воспитательница, писательница, исполнительница);

суффикс – тель- (словообразовательный со значением названия лица мужского пола, которое производит действие, названное мотивирующим глаголом «учить»: воспитатель (от «воспитать»), писатель (от «писать»), исполнитель (от «исполнить»));

суффикс – и- (словообразовательный, принадлежит глаголу II спр. учить: коптить, солить, вози

ть).

  1. Приставки нет.

  2. Корень – Уч- (однокоренные слова: учить(ся), ученый, ученье); чередующихся гласных и согласных звуков в однокоренных словах нет.

  3. Интерфиксов нет.


Таким образом, при проведении морфемного анализа используются приемы двойного сопоставления анализируемого слова – с производящими и однокоренными словами.

При осуществлении морфемного анализа необходимо пользоваться толковыми словарями и специальными морфемными словарями: «Строение русского языка» З.А. Потихи (М., 1981); «Словарь служебных морфем русского языка» Г.П. Цыганенко (Киев, 1982); «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986); «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (М., 1978) и «Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика» А.Н. Тихонова (М., 1996); «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Т.Ф. Ефремовой (М., 2005).
Задания для лабораторной работы №1
1. Сделать полный морфемный анализ следующих слов:

Актриса, безоговорочный, будильник, взнос, выдержка, выключатель, двойка, губернатор, доблестный, желание, кафе, кого-то, обучающийся, платье, переулок, превзойти, присядь-ка, рассчитывать, русский, сердцебиение, собрание, стоянка, тупиковый, улица, умнее, учебник, ученик, университетский, школьница, языкознание.
2. Объясните значение неизвестных слов. Выделите слова, имеющие окончание, указав их частеречную принадлежность.

Море, метро, бра, жито, эсперанто, пальто, единение, кашне, восьмеро, хорошо, ехидна, сопрано, бюро, нечто, роно, тошно, вчетверо, кофе, боа, Евангелие.
3. Укажите, какие из корней указанных ниже слов являются связанными.

Допрыгать, копание, смелейший, забрызгать, грохотание, грозный, затопать, капание, злейший, запрягать, видение, привыкший, подбежать, замыкание, хороший.
4. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Расчлените каждую словоформу на морфемы. Какие звуки чередуются в суффиксах?

Братишка, коробка, наклейка, поверье, поместье, попрыгунья, проделка, путевка, салфеточка, семья, сутки, черепашка, шалунья.
5. Определите, какой морфемой являются конечные -а, -е, -и, -о: окончанием, суффиксом или входят в состав корня.

Авто, армяне, боа, бра, вдалеке, виски, влево, впереди, галифе, деньги, долго, долготерпение, достоинство, допьяна, единство, жалюзи, забава, завтра, засветло, здорово, истинно, кашне, колибри, кофе, лежа, манжета, мелки, много, назло, небо, неловко, нова, осадки, отличие, пальто, пари, парни, пенсне, поодиночке, пони, рано, справа, снова, спереди, только, устно, учение, фойе, фарси, хинди, холодна, цыгане.

6. Определить, какие из приведенных ниже слов имеют непроизводную основу, а какие – производную. Распределите их соответственно на 2 группы.

Акционер, белка, белый, боксер, борец, верный, верстак, взаимный, взвод (курка), вилка, вратарь, вьюга, горец, дерево, доблесть, дубовый, земский, кольцо, лавка, летний, лишний, малина, мнимый, одуванчик, отец, отчизна, нищета, палка, парник, плазма, синий, смородина, солнце, спешка, узор, ягода.
7. Определите и укажите, какое из приведенных пар слов является производящим, а какое – производным.

Бегать – бег, верить – верный, верно(наречие) – верный, вздох – вздыхать, двигать – движение, добро – добрый, желтый – желток, жизнь – жить, загадать – загадка, зелень – зеленый, колоть – колотый, новь – новый, обыск – обыскать.
8. Определите, от каких слов образованы данные слова. Выделите в производных словах производящую основу.

Безынтересный, бескомпромиссный, впадинка, выигрыш, дежурство, дикарь, диковинка, единство, жадничать, любезничать, любимый, полуграмотный, пришкольный, спец, трещинка, факультатив.