Файл: Путешествие в мир клетки, или Строение клеток живых организмов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Мичуринска Тамбовской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема: «Путешествие в мир клетки,
или Строение клеток живых организмов»
(10 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА: Кожевникова Оксана Васильевна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 15
г. Мичуринска Тамбовской области
Тема урока: «Путешествие в мир клетки, или Строение клеток живых организмов»
Цель: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о структурах прокариотических и эукариотических клеток, их функциях и строении.
Задачи:
- продолжить формирование понятия о клетке как структурно-функциональном единстве работающих в ней органоидов.
- активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету за счет использования информационных технологий.
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе изучения строения клеток разных царств живой природы
- формирование научного мировоззрения
- воспитывать интерес к познанию живой природы
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: строение эукариотической клетки.
Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, прокариотической от эукариотической, распознавать органоиды по внешнему виду.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность;
- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- умение работать с дополнительными источниками информации, находя нужную информацию;
- выявлять причинно – следственные связи (строение и функции клеточных органоидов);
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- умение вести диалог
Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока: урок – путешествие
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, прокариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет; теория симбиогенеза.
Средства обучения:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран на штативе, магнитная доска для демонстрации динамических пособий.
Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация урока.
Методическое обеспечение: фрагмент в/ф на DVD «Эволюция жизни» (BBC), рабочие листы.
Таблицы и наглядные пособия: таб. «Строение клетки: прокариоты, эукариоты», таб. «Строение клетки: растительная, животная», динамическая модель - аппликация «Строение клетки», динамическое пособие «Разнообразие клеток живых организмов», «Симбиотическая теория образования эукариот».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает эмоциональный настрой у обучающихся Вступительное слово учителя. Слайды 1-17 на автомате: Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, тихая мелодичная игра на флейте… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку (слайд 18). | Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую учебную деятельность | -учатся культуре общения -умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий и объектов с реальной действительностью |
Целеполагание (1-2 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. -Понятие «клетка как основная структурная и функциональная единица жизни на Земле» знакомо вам еще с 6 класса. В этом году вы узнали много нового о сложном строении клетки, ее химическом составе, истории открытия и изучения. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал по теме «Строение клеток живых организмов». Организует подводящий диалог: - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? (Слайд 20) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий | - учатся строить высказывания, выделять главное - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности |
Актуализация знаний (4 - 5 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. -Клетка. Что это такое? Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятие жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и совершим наше путешествие в клетку. Но чтобы не заблудиться во время странствий по клетке, давайте составим план-схему этой удивительной страны. Для этого вам необходимо правильно отвечать на мои вопросы, иначе в план закрадется ошибка, и мы заблудимся (Слайд 21). Итак, работаем вместе. - Из каких трех неразрывно связанных между собой частей состоит клетка эукариот? - Что входит в состав цитоплазмы? - Назовите важнейшие компоненты клеточного ядра. - На какие три группы можно разделить все клеточные органоиды в зависимости от наличия или отсутствия в их строении плазматических мембран? - Какие органоиды клетки не имеют мембранного строения? - Назовите мембранные органоиды клетки - Какие органоиды имеют двумембранное строение? - Что представляет собой поверхностный аппарат клетки? -Каковы особенности строения оболочки растительных клеток? -Чем представлен наружный слой в животной клетке? Подводит итоги: -Имея такую подробную карту, можно смело отправляться в путешествие. Первая станция – «Подготовительная» | Отвечают на поставленные вопросы Выполняют Задание 1 в Рабочих листах: Задание1 Составьте кластер «Строение клетки» | - формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий; - учатся строить высказывания, выделять главное; -учатся выражать свои мысли; -учатся культуре общения |
Создание проблемной ситуации (2-3 мин.) | Формулирует проблемные вопросы. -Итак, за органоидами в клетке закреплены определенные функции, то есть определенная работа. А теперь подключите все свое воображение и подумайте над вопросом, какие структуры в «клеточном государстве» выполняют функции административного центра, транспортной сети, энергетических станций, заводов по утилизации отходов, фабрик по изготовлению стройматериалов, складских помещений и сортировочных баз, крепостной стены, ворот в крепостной стене, солнечных батарей? Ответ обоснуйте. | Отвечают на поставленные вопросы. аргументируют свой ответ. | -формирование системного мышления; -учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Систематизация знаний (8-9 мин.) | Организует поисковую беседу: Работа с презентацией (Слайд 22-27) Таким образом, клетки эукариот имеют множество органоидов, выполняющих определенные функции. Часть из них характерна всем эукариотическим клеткам, другие – являются специфической особенностью клеток определенных организмов. - Какие из органоидов входят в состав как растительных, так и животных клеток, то есть являются органоидами общего значения? -Какие из них встречаются только в растительных клетках, то есть являются специальными органоидами? Теперь можно снова отправляться в путь. Но что такое? В дороге часть информации об устройстве клеточного государства на наших маршрутных листах оказалась безвозвратно утерянной. Чтобы продолжить путешествие, необходимо срочно заполнить появившиеся пробелы. - Внимание, мы приближаемся к следующей станции – «Аналитическая». Цель пребывания на этой станции: выявить особенности строения прокариотических и эукариотических клеток - Каковы особенности строения прокариотической клетки? - Каковы особенности строения растительной клетки? - Каковы особенности строения животной клетки? - Каковы особенности строения клеток грибов? -Чем объясняются различия в строении клеток? - О чем говорит сходство? | Отвечают на поставленные вопросы Выполняют Задание 2-3 в Рабочих листах: Задание2: Дайте определение понятию «органоиды». Выпишите органоиды общего значения, специальные. Задание 3 Заполните таблицу «Структурная организация клетки» (уч-ся заполняют пустые клетки в таблице: восстановить рисунок, название, особенности строения или функцию клеточных органоидов). | - формирование системного мышления; -формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий; - учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод, строить логические рассуждения; |
«Открытие» нового знания (6-7 мин.) | Демонстрирует кинофрагмент Формулирует вопросы к кинофрагменту -Как же произошло образование клеток, этих микроскопических частиц жизни? Мы находимся с вами на станции «Исторической». (Слайд 28) (фрагмент в/ф «Эволюция жизни»: 7.20 -9.45) Вопросы к кинофрагменту: - Почему жизнь зародилась в воде? - Что представляли собой первые живые организмы, появившиеся в водах Мирового океана более 3,8 млрд. лет назад? - Как вы думаете, о какой группе клеток, коренным образом преобразовавших жизнь на планете идет речь? -В чем сущность теории симбиогенеза? (Слайд 29) Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Работают с дополнительным источником информации Высказывают свои предположения. Выполняют Задание 4 в Рабочих листах: Задание 4: Дополните схему «Гипотеза симбиогенеза» | - умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными; -использовать различные источники информации; - определение основной и второстепенной информации - учатся выражать свои мысли |
Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях (9-10 мин) | Организует работу в группах с использованием дифференцированных заданий. -Внимание, мы приближаемся к конечной станции нашего маршрута - «Проверочная». Каждая из групп получит задание, на выполнение которого отводится 2-3 минуты. Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий. Задания: 1. Используя динамическое пособие «Разнообразие клеток живых организмов», разделите модели-аппликации на две группы: растительные клетки, животные клетки. Ответ обоснуйте. 2. Используя динамическую модель- аппликацию «Строение клетки», смоделируйте растительную клетку. -Приведите доказательства, что смоделированная вами клетка действительно является клеткой растений? -Какие изменения необходимо привнести в модель, чтобы растительная клетка превратилась в животную? 3*. Из перечисленных химических соединений выберите: А – белки 1. яд змеи Б – липиды 2. крахмал В – углеводы 3. подсолнечное масло 4. гемоглобин крови 5. клетчатка 6. тестостерон 7. хитин 8. холестерин 4.** Разгадайте кроссворд 1. Наиболее энергоемкое органическое вещество. 2. Один из способов проникновения веществ в клетку. 3. Жизненно важное вещество, не вырабатываемое организмом. 4. Структура, примыкающая к плазматической мембране животной клетки снаружи. 5. В состав РНК входят азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, и ... . 6. Ученый, открывший одноклеточные организмы. 7. Соединение, образующееся при поликонденсации аминокислот. 8. Органоид клетки, место синтеза белка. 9. Складки, образуемые внутренней мембраной митохондрии. 10. Свойство живого реагировать на внешнее воздействие. | Учащиеся обсуждают и составляют план работы Учащиеся выполняют задания в группах Дают объяснение. | - умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, - аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций; -учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, строить логические рассуждения |
Подведение итогов и формулирование выводов (2-3 мин) | Подводит учащихся к выводам по уроку -Вот и закончилось наше путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. И в заключение – отрывок из «Поэмы о клетке»: ….Страна, с названьем «Клетка» В огромном мирозданье Как капля из пипетки В глубоком океане. Размеры ей малы даны Но нет важней другого. Ведь в ней-то и заключены Все принципы живого. - Как вы понимаете слова из данного стихотворного текста? -Какие общие выводы по уроку вы можете сформулировать? Помогает сформулировать выводы Выводы по уроку: (Слайд 30) 1. Клетка – открытая биологическая система, основная структурно- функциональная единица жизни на Земле. 2. Единый химический состав и принципиальное сходство в строении прокариотических и эукариотических клеток свидетельствует о их общем происхождении. | Отвечают на поставленные вопросы Формулируют и записывают выводы по уроку | -учатся анализировать, обобщать, делать выводы -формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; |
Рефлексия (2-3 мин) | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | - рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
Домашнее задание (1-2 мин) | Комментирует домашнее задание: 1. Повторить тему «Строение клетки» 2. Подготовиться к тесту 3. Составить синквейн на тему «Клетка» | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию. |
Литература
1.Учебник «Общая биология. 10-11 класс»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
2.А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 2-5
4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: АСТ – Пресс школа, 2009.
Электронные ресурсы
http://www.biologiya-uroki.ru
http://biology100.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru