Файл: Путешествие в мир клетки, или Строение клеток живых организмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема: «Путешествие в мир клетки,

или Строение клеток живых организмов»
(10 КЛАСС)


ВЫПОЛНИЛА: Кожевникова Оксана Васильевна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 15

г. Мичуринска Тамбовской области
Тема урока: «Путешествие в мир клетки, или Строение клеток живых организмов»

Цель: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о структурах прокариотических и эукариотических клеток, их функциях и строении.
Задачи:

- продолжить формирование понятия о клетке как структурно-функциональном единстве работающих в ней органоидов.

- активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету за счет использования информационных технологий.

- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе изучения строения клеток разных царств живой природы

- формирование научного мировоззрения

- воспитывать интерес к познанию живой природы
Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Знать: строение эукариотической клетки.

Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, прокариотической от эукариотической, распознавать органоиды по внешнему виду.

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

- умение работать с дополнительными источниками информации, находя нужную информацию;

- выявлять причинно – следственные связи (строение и функции клеточных органоидов);


- выслушивать и объективно оценивать другого;

- умение вести диалог

Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока: урок – путешествие
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, прокариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет; теория симбиогенеза.

Средства обучения:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран на штативе, магнитная доска для демонстрации динамических пособий.

Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация урока.

Методическое обеспечение: фрагмент в/ф на DVD «Эволюция жизни» (BBC), рабочие листы.

Таблицы и наглядные пособия: таб. «Строение клетки: прокариоты, эукариоты», таб. «Строение клетки: растительная, животная», динамическая модель - аппликация «Строение клетки», динамическое пособие «Разнообразие клеток живых организмов», «Симбиотическая теория образования эукариот».



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

(1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает эмоциональный настрой у обучающихся

Вступительное слово учителя. Слайды 1-17 на автомате:

Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, тихая мелодичная игра на флейте… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку (слайд 18).

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую учебную деятельность


-учатся культуре общения

-умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий  и объектов с реальной действительностью


Целеполагание

(1-2 мин.)


Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

-Понятие «клетка как основная структурная и функциональная единица жизни на Земле» знакомо вам еще с 6 класса. В этом году вы узнали много нового о сложном строении клетки, ее химическом составе, истории открытия и изучения. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал по теме «Строение клеток живых организмов».

Организует подводящий диалог:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель? (Слайд 20)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.  

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий


- учатся строить высказывания, выделять главное

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности

Актуализация знаний

(4 - 5 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос.

-Клетка. Что это такое? Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятие жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и совершим наше путешествие в клетку. Но чтобы не заблудиться во время странствий по клетке, давайте составим план-схему этой удивительной страны. Для этого вам необходимо правильно отвечать на мои вопросы, иначе в план закрадется ошибка, и мы заблудимся (Слайд 21). Итак, работаем вместе.

- Из каких трех неразрывно связанных между собой частей состоит клетка эукариот?

- Что входит в состав цитоплазмы?

- Назовите важнейшие компоненты клеточного ядра.

- На какие три группы можно разделить все клеточные органоиды в зависимости от наличия или отсутствия в их строении плазматических мембран?

- Какие органоиды клетки не имеют мембранного строения?

- Назовите мембранные органоиды клетки

- Какие органоиды имеют двумембранное строение?

- Что представляет собой поверхностный аппарат клетки?

-Каковы особенности строения оболочки растительных клеток?

-Чем представлен наружный слой в животной клетке?

Подводит итоги:

-Имея такую подробную карту, можно смело отправляться в путешествие.

Первая станция – «Подготовительная»


Отвечают на поставленные вопросы

Выполняют Задание 1 в Рабочих листах:

Задание1 Составьте кластер «Строение клетки»


- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий;

- учатся строить высказывания, выделять главное;

-учатся выражать свои мысли;

-учатся культуре общения


Создание проблемной ситуации

(2-3 мин.)

Формулирует проблемные вопросы.
-Итак, за органоидами в клетке закреплены определенные функции, то есть определенная работа.

А теперь подключите все свое воображение и подумайте над вопросом, какие структуры в «клеточном государстве» выполняют функции административного центра, транспортной сети, энергетических станций, заводов по утилизации отходов, фабрик по изготовлению стройматериалов, складских помещений и сортировочных баз, крепостной стены, ворот в крепостной стене, солнечных батарей? Ответ обоснуйте.


Отвечают на поставленные вопросы. аргументируют свой ответ.



-формирование системного мышления;

-учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения


Систематизация знаний

(8-9 мин.)


Организует поисковую беседу:

Работа с презентацией (Слайд 22-27)

Таким образом, клетки эукариот имеют множество органоидов, выполняющих определенные функции. Часть из них характерна всем эукариотическим клеткам, другие – являются специфической особенностью клеток определенных организмов.

- Какие из органоидов входят в состав как растительных, так и животных клеток, то есть являются органоидами общего значения?

-Какие из них встречаются только в растительных клетках, то есть являются специальными органоидами?

Теперь можно снова отправляться в путь. Но что такое? В дороге часть информации об устройстве клеточного государства на наших маршрутных листах оказалась безвозвратно утерянной. Чтобы продолжить путешествие, необходимо срочно заполнить появившиеся пробелы.

- Внимание, мы приближаемся к следующей станции – «Аналитическая». Цель пребывания на этой станции: выявить особенности строения прокариотических и эукариотических клеток

- Каковы особенности строения прокариотической клетки?

- Каковы особенности строения растительной клетки?

- Каковы особенности строения животной клетки?

- Каковы особенности строения клеток грибов?

-Чем объясняются различия в строении клеток?

- О чем говорит сходство?

Отвечают на поставленные вопросы

Выполняют Задание 2-3 в Рабочих листах:

Задание2: Дайте определение понятию «органоиды». Выпишите органоиды общего значения, специальные.

Задание 3 Заполните таблицу «Структурная организация клетки»

(уч-ся заполняют пустые клетки в таблице: восстановить рисунок, название, особенности строения или функцию клеточных органоидов).

- формирование системного мышления;

-формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий;

- учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод, строить логические рассуждения;


«Открытие» нового знания 

(6-7  мин.)

Демонстрирует кинофрагмент

Формулирует вопросы к кинофрагменту

-Как же произошло образование клеток, этих микроскопических частиц жизни?

Мы находимся с вами на станции «Исторической».

(Слайд 28) (фрагмент в/ф «Эволюция жизни»: 7.20 -9.45)

Вопросы к кинофрагменту:

- Почему жизнь зародилась в воде?

- Что представляли собой первые живые организмы, появившиеся в водах Мирового океана более 3,8 млрд. лет назад?

- Как вы думаете, о какой группе клеток, коренным образом преобразовавших жизнь на планете идет речь?

-В чем сущность теории симбиогенеза? (Слайд 29)

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

Работают с дополнительным источником информации

Высказывают свои предположения.                

Выполняют Задание 4 в Рабочих листах:

Задание 4: Дополните схему «Гипотеза симбиогенеза»


- умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными;

-использовать различные источники информации;

- определение основной и второстепенной информации

- учатся выражать свои мысли


Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

(9-10 мин)

Организует работу в группах с использованием дифференцированных заданий.

-Внимание, мы приближаемся к конечной станции нашего маршрута - «Проверочная». Каждая из групп получит задание, на выполнение которого отводится 2-3 минуты.

Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий.

Задания:

1. Используя динамическое пособие «Разнообразие клеток живых организмов», разделите модели-аппликации на две группы: растительные клетки, животные клетки. Ответ обоснуйте.

2. Используя динамическую модель- аппликацию «Строение клетки», смоделируйте растительную клетку.

-Приведите доказательства, что смоделированная вами клетка действительно является клеткой растений?

-Какие изменения необходимо привнести в модель, чтобы растительная клетка превратилась в животную?

3*. Из перечисленных химических соединений выберите:

А – белки 1. яд змеи

Б – липиды 2. крахмал

В – углеводы 3. подсолнечное масло

4. гемоглобин крови

5. клетчатка

6. тестостерон

7. хитин

8. холестерин
4.** Разгадайте кроссворд
1. Наиболее энергоемкое органическое вещество.

2. Один из способов проникновения веществ в клетку.

3. Жизненно важное вещество, не вырабатываемое организмом.

4. Структура, примыкающая к плазматической мембране животной клетки снаружи.

5. В состав РНК входят азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, и ... .

6. Ученый, открывший одноклеточные организмы.

7. Соединение, образующееся при поликонденсации аминокислот.

8. Органоид клетки, место синтеза белка.

9. Складки, образуемые внутренней мембраной митохондрии.

10. Свойство живого реагировать на внешнее воздействие.



Учащиеся обсуждают и составляют план работы

Учащиеся выполняют задания в группах

Дают объяснение.


- умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе,

- аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций;

-учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, строить логические рассуждения


Подведение итогов и формулирование выводов

(2-3 мин)


Подводит учащихся к выводам по уроку

-Вот и закончилось наше путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. И в заключение – отрывок из «Поэмы о клетке»:

….Страна, с названьем «Клетка»

В огромном мирозданье

Как капля из пипетки

В глубоком океане.

Размеры ей малы даны

Но нет важней другого.

Ведь в ней-то и заключены

Все принципы живого.
- Как вы понимаете слова из данного стихотворного текста?

-Какие общие выводы по уроку вы можете сформулировать? Помогает сформулировать выводы

Выводы по уроку: (Слайд 30)

1. Клетка – открытая биологическая система, основная структурно- функциональная единица жизни на Земле.

2. Единый химический состав и принципиальное сходство в строении прокариотических и эукариотических клеток свидетельствует о их общем происхождении.

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют и записывают выводы по уроку


-учатся анализировать, обобщать, делать выводы

-формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;


Рефлексия

(2-3 мин)

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели

  1. Была ли достигнута цель урока?

  2. Что вы узнали нового на уроке?

  3. Что каждый из вас взял для себя в процессе работы на уроке?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

Домашнее задание

(1-2 мин)

Комментирует домашнее задание:

1. Повторить тему «Строение клетки»

2. Подготовиться к тесту

3. Составить синквейн на тему «Клетка»

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

- мобилизуют свои силы к волевому усилию.


Литература

1.Учебник «Общая биология. 10-11 класс»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

2.А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 2-5

4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: АСТ – Пресс школа, 2009.

Электронные ресурсы

http://www.biologiya-uroki.ru

http://biology100.ru

Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru