ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1-2
-
ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ
Количество часов: 2
Вид занятия: лекционное.
Цель: изучение новых знаний.
Задачи
-
изучить основы общей патологии; общего учения о здоровье и болезнях; о внешних и внутренних факторах болезней человека; о причинах и условиях возникновения, о стадиях и исходах болезней; дать общую характеристику типовых патологических процессов -
совершенствовать навыки конспектирования, заполнения таблицы -
ОК 1,6
План
-
Определение понятий «здоровье» и «норма». Определение сущности болезни и ее основные признаки. -
Формы и стадии болезни. -
Принципы классификаций болезней. Общая характеристика типовых патологических процессов. -
Определение понятия «этиология». Внешние и внутренние факторы болезней человека. Классификация причин болезней человека.
Здоровье - такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции.
Границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Сравнение содержания понятий «здоровье» и «болезнь» подсказывает, что между ними существует некий «зазор», состояние и нездоровья, и неболезни. Это переходное состояние имеет ряд наименований.
Предболезнь – состояние, при котором в организме происходят изменения показателей жизнедеятельности в пределах гомеостаза, но при нарушении соотношений между ними. Предболезнь, т. е. переход от здоровья к болезни, формируется под действием факторов внешней среды и ведет к расстройству саморегуляции и ослаблению адаптивности организма.
Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспособительные функции.
Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с изменениями приспособительной саморегуляции живых систем. Любая болезнь есть поражение всего организма.
Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.
Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.
Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.
Патогенез (греч. страдание, болезнь и происхождение, возникновение) - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни.
Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Понятие о первичном и вторичном дефектах, о структуре дефекта было введено Л.С. Выготским.
Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.
Вторичные и третичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
По характеру протекания болезни выделяют следующие формы болезни:
острейшая болезнь - молниеносное начало;
острые болезни начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы;
подострые заболевания протекают более вяло;
хронические заболевание продолжается много месяцев или лет. Острые заболевания могут переходить в хронические.
При хроническом заболевании обычно не удается полностью ликвидировать субстрат болезни, и тогда термин «выздоровление» при исчезновении признаков болезни неправомерен. Такое улучшение состояния больного непостоянно, а болезнь переходит в «дремлющую», непрогрессирующую форму –
ремиссию.
Активацию хронической болезни после ремиссии называют обострением, или рецидивом.
В течение каждой болезни различают следующие периоды (стадии):
начало болезни (скрытый, или латентный;
продромальный, или период предвестников болезни);
период развернутого течения болезни; исход (период завершения болезни).
Скрытый (латентный) период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.
Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.
Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов.
Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.
Период завершения болезни бывает различным:
выздоровление с восстановлением функций,
переход в хроническую форму,
осложнение или
смерть.
Известно много классификаций болезней, основанных на различных принципах. Болезни делят по причинам, вызывающим заболевание:
наследственные,
инфекционные болезни,
травмы,
лучевая болезнь и т.д.
По скорости развития клинических признаков того или иного патологического состояния выделяют остро, подостро, хронически протекающие заболевания.
По особенности механизма развития: болезни обмена веществ, аллергические болезни, шок и т.д.
В зависимости от поражения той или иной системы, органа: сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения, дыхания и т.д.
Важное место в классификации болезней занимают возрастные принципы: болезни новорожденных (микропедиатрия), детские болезни (педиатрия), болезни старческого возраста (гериатрия).
Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).
Общепринятая классификация болезней:
внутренние болезни (терапия) — это заболевания, главным методом лечения которых являются лекарства;
хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция;
злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток;
кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи;
глазные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых являются поражения глаза;
инфекционные болезни — это болезни, вызванные микроорганизмами или паразитами;
болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия);
болезни уха, носа и горла (отоларингология);
детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте и т.д.
Патологический процесс - это закономерная динамическая совокупность сложных рефлекторных реакций в тканях, органах и системах, направленных на компенсацию воздействия и/или последствий воздействия повреждающего фактора
Примерами типовых патологических процессов являются:
воспаление (признаки: покраснение, припухлость, повышение местной температуры, боль, нарушение функций);
лихорадка (повышенная температура тела);
гипоксия (состояние кислородного голодания как всего организма в целом, так и отдельных органов и тканей, вызванное различными факторами: задержкой дыхания, болезненными состояниями, малым содержанием кислорода в атмосфере:;
аллергия (сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на организм; симптомы: резь в глазах, отёки, насморк, крапивница, чихание, кашель и пр.); стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом);
опухолевый рост - патологический процесс, представленный новообразованной тканью;
тромбоз - прижизненное образование сгустков крови в просвете сосудов или в полостях сердца; атрофия - расстройство питания, прижизненное уменьшение размеров органов или тканей животных и человека; дистрофия - патологический процесс, в результате которого та или иная ткань теряет или накапливает вещества, в норме не характерные для неё
Этиология – учение о причинах болезней.
Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека).
Причинами болезни становятся патологические процессы, вызванные патогенным факторами таких групп:
Внешние:
- физические факторы (температура, оптическое и ионизирующее излучение);
- механические факторы (давление, вибрация, механические повреждения);
- химические факторы (органические и не- вещества);
- биологические факторы, продукты их жизнедеятельности (токсины);
- психосоциальные факторы (стресс, психогенная травма и т.д.).
Внутренние: наследственность; конституция; возраст; пол.
Контрольные вопросы
-
Проанализируйте содержание понятий «здоровье», «дефект», «болезнь». Определите сущность болезни, выделите ее основные признаки. -
Какие формы болезни вам известны? -
Какие стадии болезни различают? -
По каким принципам классифицируются болезни? -
Охарактеризуйте типовые патологические процессы. -
Перечислите известные вам причины болезней человека.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ И ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ПАТОЛОГИИ
Количество часов: 3
Цель: организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
Задачи
-
изучить различные классификации конституций организма, определить роль конституции и возраста в возникновении и развитии болезней -
совершенствовать исследовательские навыки (работа с первоисточником, реферирование теоретического материала по теме, оформление научной работы в соответствии с требованиями ГОСТа) -
ОК 1,2,6
Задание
Подготовьте реферат по одной из тем.
Примерная тематика рефератов
-
Понятие о конституции организма и конституциональных признаках. -
Классификация конституций по Гиппократу -
Классификация конституций по Сиго -
Классификация конституций по Кречмеру -
Классификация типов по М.В. Черноруцкому, разработка данной теории В.П. Волковым-Дубровиным, К.С. Смирновой и др. -
Классификация конституций по Богомольцу. -
Классификация конституций по И.П. Павлову. -
Конституция человека и болезни. -
Значение возраста в возникновении и развитии болезней