Файл: Урок 12 общее учение о болезни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Урок 1-2

    1. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

Количество часов: 2

Вид занятия: лекционное.

Цель: изучение новых знаний.

Задачи

  • изучить основы общей патологии; общего учения о здоровье и болезнях; о внешних и внутренних факторах болезней человека; о причинах и условиях возникновения, о стадиях и исходах болезней; дать общую характеристику типовых патологических процессов

  • совершенствовать навыки конспектирования, заполнения таблицы

  • ОК 1,6

План

  1. Определение понятий «здоровье» и «норма». Определение сущности болезни и ее основные признаки.

  2. Формы и стадии болезни.

  3. Принципы классификаций болезней. Общая характеристика типовых патологических процессов.

  4. Определение понятия «этиология». Внешние и внутренние факторы болезней человека. Классификация причин болезней человека.


Здоровье - такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции.

Границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Сравнение содержания понятий «здоровье» и «болезнь» подсказывает, что между ними существует некий «зазор», состояние и нездоровья, и неболезни. Это переходное состояние имеет ряд наименований.

Предболезнь – состояние, при котором в организме происходят изменения показателей жизнедеятельности в пределах гомеостаза, но при нарушении соотношений между ними. Предболезнь, т. е. переход от здоровья к болезни, формируется под действием факторов внешней среды и ведет к расстройству саморегуляции и ослаблению адаптивности организма.

Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспособительные функции.


Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с изменениями приспособительной саморегуляции живых систем. Любая болезнь есть поражение всего организма.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Патогенез (греч. страдание, болезнь и происхождение, возникновение) - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Понятие о первичном и вторичном дефектах, о структуре дефекта было введено Л.С. Выготским.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные и третичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
По характеру протекания болезни выделяют следующие формы болезни:

острейшая болезнь - молниеносное начало;

острые болезни начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы;

подострые заболевания протекают более вяло;

хронические заболевание продолжается много месяцев или лет. Острые заболевания могут переходить в хронические.

При хроническом заболевании обычно не удается полностью ликвидировать субстрат болезни, и тогда термин «выздоровление» при исчезновении признаков болезни неправомерен. Такое улучшение состояния больного непостоянно, а болезнь переходит в «дремлющую», непрогрессирующую форму –

ремиссию.

Активацию хронической болезни после ремиссии называют обострением, или рецидивом.

В течение каждой болезни различают следующие периоды (стадии):

начало болезни (скрытый, или латентный;

продромальный, или период предвестников болезни);

период развернутого течения болезни; исход (период завершения болезни).

Скрытый (латентный) период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов.

Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает различным:

выздоровление с восстановлением функций,

переход в хроническую форму,

осложнение или

смерть.
Известно много классификаций болезней, основанных на различных принципах. Болезни делят по причинам, вызывающим заболевание:

наследственные,

инфекционные болезни,

травмы,

лучевая болезнь и т.д.

По скорости развития клинических признаков того или иного патологического состояния выделяют остро, подостро, хронически протекающие заболевания.

По особенности механизма развития: болезни обмена веществ, аллергические болезни, шок и т.д.

В зависимости от поражения той или иной системы, органа: сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения, дыхания и т.д.

Важное место в классификации болезней занимают возрастные принципы: болезни новорожденных (микропедиатрия), детские болезни (педиатрия), болезни старческого возраста (гериатрия).

Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).

Общепринятая классификация болезней:

внутренние болезни (терапия) — это заболевания, главным методом лечения которых являются лекарства;

хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция;

злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток;


кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи;

глазные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых являются поражения глаза;

инфекционные болезни — это болезни, вызванные микроорганизмами или паразитами;

болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия);

болезни уха, носа и горла (отоларингология);

детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте и т.д.

Патологический процесс - это закономерная динамическая совокупность сложных рефлекторных реакций в тканях, органах и системах, направленных на компенсацию воздействия и/или последствий воздействия повреждающего фактора

Примерами типовых патологических процессов являются:

воспаление (признаки: покраснение, припухлость, повышение местной температуры, боль, нарушение функций);

лихорадка (повышенная температура тела);

гипоксия (состояние кислородного голодания как всего организма в целом, так и отдельных органов и тканей, вызванное различными факторами: задержкой дыхания, болезненными состояниями, малым содержанием кислорода в атмосфере:;

аллергия (сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на организм; симптомы: резь в глазах, отёки, насморк, крапивница, чихание, кашель и пр.); стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом);

опухолевый рост - патологический процесс, представленный новообразованной тканью;

тромбоз - прижизненное образование сгустков крови в просвете сосудов или в полостях сердца; атрофия - расстройство питания, прижизненное уменьшение размеров органов или тканей животных и человека; дистрофия - патологический процесс, в результате которого та или иная ткань теряет или накапливает вещества, в норме не характерные для неё
Этиология – учение о причинах болезней.

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека).


Причинами болезни становятся патологические процессы, вызванные патогенным факторами таких групп:

Внешние:

- физические факторы (температура, оптическое и ионизирующее излучение);

- механические факторы (давление, вибрация, механические повреждения);

- химические факторы (органические и не- вещества);

- биологические факторы, продукты их жизнедеятельности (токсины);

- психосоциальные факторы (стресс, психогенная травма и т.д.).

Внутренние: наследственность; конституция; возраст; пол.

Контрольные вопросы

  1. Проанализируйте содержание понятий «здоровье», «дефект», «болезнь». Определите сущность болезни, выделите ее основные признаки.

  2. Какие формы болезни вам известны?

  3. Какие стадии болезни различают?

  4. По каким принципам классифицируются болезни?

  5. Охарактеризуйте типовые патологические процессы.

  6. Перечислите известные вам причины болезней человека.


Внеаудиторная самостоятельная работа № 1

РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ И ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ПАТОЛОГИИ

Количество часов: 3

Цель: организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине

Задачи

  • изучить различные классификации конституций организма, определить роль конституции и возраста в возникновении и развитии болезней

  • совершенствовать исследовательские навыки (работа с первоисточником, реферирование теоретического материала по теме, оформление научной работы в соответствии с требованиями ГОСТа)

  • ОК 1,2,6

Задание

Подготовьте реферат по одной из тем.

Примерная тематика рефератов

  1. Понятие о конституции организма и конституциональных признаках.

  2. Классификация конституций по Гиппократу

  3. Классификация конституций по Сиго

  4. Классификация конституций по Кречмеру

  5. Классификация типов по М.В. Черноруцкому, разработка данной теории В.П. Волковым-Дубровиным, К.С. Смирновой и др.

  6. Классификация конституций по Богомольцу.

  7. Классификация конституций по И.П. Павлову.

  8. Конституция человека и болезни.

  9. Значение возраста в возникновении и развитии болезней