ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.
О чём нужно рассказывать
В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:
Как общаться об интимном
Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями.Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.
Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.
Методические рекомендации по использованию в образовательных организациях программ в сфере полового воспитания учащихся
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ запрещается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
В практике реализации обучающих программ в сфере полового воспитания актуально решение следующих задач:
Важным направлением деятельности является просветительская работа
с родителями детей и подростков по профилактике раннего вступления несовершеннолетних в сексуальные отношения, предупреждению беременностей и абортов среди подростков, по формированию у них необходимых знаний и навыков ответственного родительства. Эта работа должна проводиться с использованием профессионального потенциала педагогов, психологов.
Просветительская деятельность в указанной сфере должна выстраиваться с учетом требований федеральных законов: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года, «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 июня 2013 года № 135-ФЗ.
В соответствии с указанными законами в образовательных организациях необходимо пресекать любые попытки пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, предупреждать распространение информации, направленной на формирование у детей и подростков нетрадиционных сексуальных установок, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, распространение информации, вызывающей интерес к таким отношениям.
К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:
Специфика полового воспитания заключается в том, что любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку с позиций существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.
Сообщаемая учащимся информация должна представляться на уровне, доступном для понимания, быть естественной по характеру с акцентом на нравственную сторону, корректной по форме.
В программы полового воспитания целесообразно включать следующие вопросы:
При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:
Тематика мероприятий по половому воспитанию обучающихся
в МБОУ СОШ №16 на 2020 – 2025 гг.
О чём нужно рассказывать
В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:
-
Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой. -
Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже. Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице. -
Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз. -
Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов. -
Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются. -
Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.
Как общаться об интимном
Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями.Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.
Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.
Методические рекомендации по использованию в образовательных организациях программ в сфере полового воспитания учащихся
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ запрещается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
В практике реализации обучающих программ в сфере полового воспитания актуально решение следующих задач:
-
Формирование нравственного и ответственного отношения детей и подростков к выполнению социальных ролей матери и отца в их будущей семейной жизни, к супружеству, рождению и воспитанию детей; -
Обучение выстраиванию конструктивных взаимоотношений между полами; -
Формирование навыков безопасного поведения, профилактика сексуального насилия в отношении детей; -
Мотивации ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и опасности ранних половых связей; -
Развитие у детей и подростков умений безопасного пользования Интернет-ресурсами в целях профилактики вовлечения в незаконную сексуальную практику.
Важным направлением деятельности является просветительская работа
с родителями детей и подростков по профилактике раннего вступления несовершеннолетних в сексуальные отношения, предупреждению беременностей и абортов среди подростков, по формированию у них необходимых знаний и навыков ответственного родительства. Эта работа должна проводиться с использованием профессионального потенциала педагогов, психологов.
Просветительская деятельность в указанной сфере должна выстраиваться с учетом требований федеральных законов: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года, «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 июня 2013 года № 135-ФЗ.
В соответствии с указанными законами в образовательных организациях необходимо пресекать любые попытки пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, предупреждать распространение информации, направленной на формирование у детей и подростков нетрадиционных сексуальных установок, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, распространение информации, вызывающей интерес к таким отношениям.
К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:
-
Своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в развитии является нормальным, а что – отклонением от нормы. Педагоги обязаны помнить, что их реакция на все эти проявления – один из важных путей полового воспитания; -
Примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей свои конфликты, не следует выяснять при них свои отношения и т. д. Учителю следует обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.; -
Сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов.
Специфика полового воспитания заключается в том, что любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку с позиций существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.
Сообщаемая учащимся информация должна представляться на уровне, доступном для понимания, быть естественной по характеру с акцентом на нравственную сторону, корректной по форме.
В программы полового воспитания целесообразно включать следующие вопросы:
-
Физиологические, психологические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности; -
Семья и взаимоотношения в ней, рождение и воспитание детей, преемственность поколений; -
Репродуктивное здоровье, нравственность и здоровье, правовые аспекты взаимоотношений полов. Семья, основные функции семьи и здоровье человека. Основы семейного права в Российской Федерации. -
Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:
-
Уровень общего развития обучающихся, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности; -
Уровень биологической зрелости, характер физиологических изменений в организме; -
Мотивацию обучающихся на получение определенной информации в сфере полового развития в доступной возрасту вербальной и наглядно-образной форме; -
Индивидуально-личностные особенности обучающихся, специфику их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола; -
Общие закономерности и динамику формирования коллектива обучающихся; -
Особенности взаимоотношений в семье и степень влияния социальных факторов на личность обучающихся.
Тематика мероприятий по половому воспитанию обучающихся
в МБОУ СОШ №16 на 2020 – 2025 гг.
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные |
Работа с учителями и классными руководителями. | |||
1. | Педагогический совет «Необходимость полового воспитания учащихся в контексте современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков» | Январь | Зам. директора по ВР |
2. | Педсовет – практикум с повесткой: «Половое воспитание подростков: два подхода, школьный и домашний» | Январь | Зам. директора по ВР |
3. | Методические семинары для классных руководителей: - Понятие и актуальность полового воспитания в педагогике и психологии» - «Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способ укрепления духовно – нравственного здоровья» - «Особенности полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста» - «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи» | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
4. | Семинары: - «Гендерный подход в воспитании и развитии учащихся основной школы» - «Психологическая компетентность и педагогические умения, необходимые для полового воспитания учащихся» | Февраль Апрель | Педагог - психолог |
5. | Лектории для педагогического коллектива «Половое воспитание детей и подростков». Лекция 1. «Законодательное определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании учащихся» Лекция 2. Содержание и принципы полового воспитания» Лекция 3. «Единство полового и нравственного воспитания» | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
6. | Заседание МО классных руководителей: - «О едином подходе при подготовке мероприятий по половому воспитанию обучающихся». - «Методические рекомендации: как проводить уроки нравственности по половому воспитанию» | Ежеквартально | Зам. директора по ВР |
7. | Презентация «Половое воспитание учащихся» | В течение учебного года | Социальный педагог |
8. | Педагогическая дискуссия «Половое воспитание – нужно ли это?» | В течение учебного года | Социальный педагог |
9. | Круглый стол: «Проблема полового воспитания, подготовки к семейной жизни» | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
10. | Разработка методических рекомендаций по вопросам семейно – нравственного и полового воспитания учащихся | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
11. | Подготовка буклетов «В помощь учителям и классным руководителям по половому воспитанию учащихся | В течение учебного года | Социальный педагог |
12. | Книжные выставки в библиотеке: - «Подготовка старшеклассников к семейной жизни». - «Современный подросток. Взросление и пол» | В течение учебного года | Педагог - библиотекарь |
Работа с родителями учащихся. | |||
1. | Общешкольное родительское собрание «Разговор на трудную тему, или половое воспитание детей и подростков» | Не менее 2 раз в год | Зам. директора по ВР, Педагог - психолог |
2. | Классные родительские собрания, дискуссии: «Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании»:
| В течение учебного года | Классные руководители |
3. | Круглый стол: «Проблемы полового воспитания в семье» | Октябрь | Зам. директора по ВР Соц.педагог |
4. | Психолого – педагогический лекторий «Половое воспитание как составная компонента семейно – нравственного воспитания детей»: Лекция 1 «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи» Лекция 2. «Половое воспитание в период полового созревания». Лекция 3. «Роль семьи в половом воспитании детей»» | В течение учебного года | Зам. директора по ВР Педагог - психолог |
5. | Индивидуальные и групповые тематические консультации:
| В течение учебного года по запросу | Педагог - психолог |
6. | Презентация «Что думают мамы о половом воспитании детей», «Половое воспитание детей» | В течение учебного года | Социальный педагог |
7. | Книжные выставки в библиотеке «В помощь родителям о половом воспитании детей и подростков» - «Половое воспитание и сексуальная мораль» - «Родителям о сексологии» - «Родитель – ребенок: мир взаимоотношений» - «Сексуальность и культура» | В течение учебного года | Педагог - библиотекарь |
8. | Подготовка методического пособия «Практическое руководство для родителей «Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности» | В течение учебного года | Социальный педагог |
Работа с обучающимися | |||
1 | Классные часы:
«О девочках и мальчиках»; «Дружба начинается с улыбки» «Наш класс – моя семья. О взаимоотношениях мальчиков и девочек» «Что такое нравственность»
«Дружба и любовь» «Знать, чтобы не оступиться» «Нравственные и психологические основы семьи» «Любовь – волшебная страна» «Взаимоотношения мужчины и женщины»
«Брак и семья в жизни человека» «Почему распадаются семьи» «Испытание целомудрием» «Объективные закономерности половой любви» | В течение учебного года | Классные руководители |
2. | Беседы с учащимися 1 – 4 классов: «Уход за тело»; «Уход за волосами»; «Культура одежды»; «Соблюдение режима дня»; «Личная гигиена»; «»Вредные привычки» | В течение учебного года | Классные руководители |
3. | Беседы с мальчиками 1 – 4 классов: «Дружба мальчиков и девочек»; «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины» «Необходимость помогать девочкам при выполнении физической работы» | В течение учебного года | Классные руководители |
4. | Беседы с девочками 1 – 4 классов: «Дружба девочек и мальчиков»; «»Определенная дистанция (скрытая) при общении с мальчиками»; «Влияние поведения девочек на мальчиков» | В течение учебного года | Классные руководители |
5. | Беседы с мальчиками 5 – 8 классов: «Развитие мальчика (юноши); «Половое созревание»; «Понятие о половой зрелости» | В течение учебного года | Классные руководители |
6. | Беседы с девочками 5 – 8 классов: «О развитии девушки»; «Гигиена тела. О значении специфической гигиены для здоровья девушек»»; «Понятие половой зрелости»; | В течение учебного года | Классные руководители |
7. | Серия бесед «Откровенный разговор» с юношами 9 – 11 классов: «У порога семейной жизни» «Взаимоотношения юношей и девочек» «Ранние половые связи и их последствия» | В течение учебного года | Классные руководители |
8. | Беседы с девушками 9 – 11 классов: «Нежелательная беременность»; «Профилактика гинекологических заболеваний»; «Алкоголь и потомство» | В течение учебного года | Классные руководители, мед. сестра |
9. | Уроки нравственности (5 – 9 классы) «Особенности. Слабости. Пороки» «Здоровый образ жизни» «Шутки. Озорство. Правонарушения. Преступления». | В течение учебного года | Классные руководители |
Диагностические, развивающие мероприятия | |||
1. | Тренинги 7- 8 классы «Первая любовь» «Я – лидер» | В течение учебного года | Педагог - психолог |
2. | Сравнительная диагностика (начальные – средние – старшие) «Этика взаимоотношений мальчик – девочка: внешние и внутренние различия; женщина – мужчина: равноправие полов, семья». | В течение учебного года | Педагог - психолог |
3. | Диагностика «Оценка готовности к семейной жизни» (10 – 11 – е классы) | В течение учебного года | Педагог - психолог |
4. | Диспут Эталон мужского и женского поведения» | В течение учебного года | Педагог – психолог, соц. педагог |
5. | Викторина по семейному праву | В течение учебного года | Зам дир. по ВР, учитель обществознания |
6. | Фотовыставка «Красота и здоровье девушки» | В течение учебного года | Классные руководители |