Файл: Курсовая работа Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Педагогический колледж» г. Бузулука
Курсовая работа
Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников
Выполнила: Апанасенко Анна Дмитриевна
студентка 3 курса группы НК 23-20
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Литвинова Галина Петровна
г. Бузулук, 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………….……………………….….2
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников………………………….……..………..…………………………………….......4
1.1 Определение понятия «экологическое воспитание»...……………………………………….…………………………….….…4
1.2 Формы экологического воспитания в начальной школе...…………………………………………………………………………......……8
1.3 Понятие, значение живого уголка в ознакомлении с природой школьников в системе начального образования, классификация...……………………………………………………………………….11
Глава 2. Создание зоны природы в начальной школе………………………………………………………….……………………….…...…..13
2.1 Требования к созданию зоны природы в начальной школе………….………………………………………...………………………………..13
2.2 Проект создания уголка живой природы в классе……………...….………………………………………………………..………..15
Заключение…………………………..…………………….…….………………………….…27
Список использованных источников……………………….…….……………………..…28
Приложение
Введение
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.»
В.Д.Берестов
Проблема экологии в условиях научно-технического прогресса возрастает с каждым днем. Все чаще в последнее время становятся безжизненными водоемы, загрязняются, теряют плодородность почвы, флора и фауна теряют свое разнообразие – это очень тревожный сигнал, который призывает разумно относиться к окружающему нас миру. Исходя из этого, в настоящий момент очень актуальна тема экологического воспитания.
Экологическое воспитание должно включать в себя не только разговоры об экологии и сохранении окружающей среды, но и непосредственное участие детей в экологических мероприятиях. Конечно, на факультативных занятиях, кружках и прочих формах внеурочной деятельности поднимается вопрос о сохранении окружающей среды. Но результативность школ в вопросе экологии в настоящее время нельзя считать удовлетворительной. Начальная школа – одна из важных институтов процесса формирования личности ребенка, которая дает лишь первичные, общие знания о природе и ее охране. Дальнейшее отношение ребенка к природе будет основываться из того, как он будет осознавать ценность природы и насколько глубоко будет у него развито нравственное отношение к природным объектам. [3, 16]
Для полного понимания важности изучаемого вопроса ребенок – да и взрослый человек тоже, чего греха таить, - должен принимать участие в мероприятиях по этому вопросу. Именно поэтому организация зоны живой природы будет достаточно правильным решением и даст хорошие результаты в экологическом воспитании младших школьников.
Объект – зона природы в начальной школе.
Предмет - особенности организации зоны природы.
Цель - рассмотреть формы и способы организации уголка живой природы в начальных классах.
Гипотеза: создание уголка живой природы может благотворно повлиять на формирование экологического воспитания у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по экологическому воспитанию.
2. Изучить содержание, сущность, задачи экологического воспитания.
3. Установить связь экологического воспитания непосредственно с организацией «живого уголка»
4. Выявить особенности создания зоны живой природы в начальной школе.
5. Установить значение зоны природы для детей начальных классов.
Теоретическая значимость: курсовая работа вносит существенный вклад в получение расширенных знаний по экологическому воспитанию у младших школьников.
Практическая значимость: более подробное раскрытие теоретического материала по теме курсовой работы позволит значительно повысить уровень экологического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и подпунктов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников
1.1. Определение понятия «экологическое воспитание»
При огромных темпах развития технического и научного оснащения так же быстро происходит разрушение планеты. Виной тому человечество. Его бесконечное потребление ресурсов, желание создать для себя наиболее комфортные условия не спасут его от уничтожения вместе с вырубленными лесами, уничтоженными ландшафтами и умирающими, ломящимися от миллиардов тонн мусора морями и океанами. Процесс совершенствования в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете. [2]
Стратегия жизни цивилизованного современного человека направлена не на выживание в изменяющейся среде.
Адаптация в природе есть взаимодействие между уже выработанными приспособлениями и новыми условиями жизни, в которых те приспособления более не работают. Именно поэтому нужно адаптировать свою культуру и цивилизацию к природным условиям. На новом пути первый шаг – отказ от активных преобразований и попыток улучшить, прогнуть природу под себя.
Осложняется решение этой проблемы тем, что Человечество не понимает, зачем это. Нужно менять мировоззрение людей. Хотя бы части, но чтобы эта часть была экологически дееспособна. То есть нужно целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать – преобладать, - адаптационная доминанта в поведении. [10]
Самым простым выходом из этой ситуации станет непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества в целом (или той части, необходимой для каких либо изменений в ситуации). Для этого требуется целенаправленно воспитывать новые поколения. К сожалению, ни в одной стране данное образование практически не укоренилось. Но население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Почти четверть века оно ведется в развивающихся странах, поддерживаемое международным экологическим движением. Экология во многих странах вводится в систему школьного обучения, как отдельный предмет. Многие десятки лет в России – да и не только, - существуют специализированные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие правила и законы науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследования. Существование общества и человека предполагает соблюдение и знание хотя бы минимума экологической культуры. [1]
Но на сегодняшний день это решение исчерпало себя, требуется целенаправленное, сознательное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, а также возрастания в нем роли экологического образования.
Экологическая культура – это одно из проявлений общей культуры. Учеными экологическая культура рассматривается как культура единения природы и человека, гармоничного слияния потребностей и социальных нужд людей с нормальным развитием и существованием самой природы. Человек, который овладел экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, а также не допускает ее загрязнения и разрушения. [8]
Отсюда вывод: понятие «экологическая культура» многогранное и сложное. Основы экологической культуры закладываются в начальной школе.
Особые качества личности определяет экологическая культура, компонентами которой являются:
- знания о природе, а также способах ее устойчивого развития и защиты;
- интерес к природе и проблемам ее охраны;
- эстетические и нравственные чувства по отношению к природе;
- мотивы, которые определяют поведение и деятельность личности в природном окружении;
- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде. [7]
Выражается экологическая культура в ответственном отношении к природе как к условию материального производства, к предмету и объекту труда, а также естественной среде обитания человека.
Захлебный А.Н., Бобылева Л.Д., Печко Л.П., Миронов А.В. выделяют разные компоненты данного качества.
По мнению Захлебного А.Н., экологическая культура – утверждение в деятельности и сознании человека принципов природопользования, обладание умениями и навыками решать социально-экономические задачи без ущерба для здоровья людей и окружающей среды. [14]
Л.П. Печко считает, что экологическая культура состоит из:
- культуры труда, которая формируется в процессе трудовой деятельности;
- культуры познавательной деятельности учащихся по процессу освоению человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эстетических и эмоциональных переживаний;
- культуры духовного общения с природой.
Л.Д. Бобылева считает, что экологическая культура состоит из следующих компонентов:
- охрана и знания о природе;
- интерес к окружающей природе;
- позитивная деятельность в окружающей природе;
- эстетические и нравственные чувства к окружающей природе;
- мотивы, которые определяют поступки детей в природе.[15]
Для устойчивого развития общества и полноценного сохранения среды надежной гарантией является высочайший уровень развития экологической культуры всего населения страны. Самой важной задачей педагогического характера в этом вопросе должно стать формирование экологической культуры детей. Важная роль в процессе становления экологической культуры принадлежит младшей школе.
Начальная школа со стороны позиции современных исследований – это важный этап в процессе становления мировоззренческой позиции человека, а также процесса накопления знаний об окружающем мире.
По природе своей ребенок - открыватель мира, его исследователь. И если правильно вести процесс работы по воспитанию экологической культуры, то мир перед ним откроется в полной мере, во всех его оттенках, ярких красках и живых звуках. Все учебные предметы буквально предоставляют такую возможность. Дети, которые только пришли в школу, уже знают, что для изготовления тетрадей, учебников, альбомов нужно много бумаги, а бумагу делают из древесины. [3]
Интересный материал дают уроки гуманитарного цикла для формирования ответственного отношения учащихся к природе. На любом этапе русского языка можно применять элементы экологического образования.
Для осуществления экологического образования большими возможностями обладает чтение произведений писателей-натуралистов, которые включены в учебники. Данные произведения позволяют формировать знания о мотивах охраны природы, об ее объектах. Также рассказать детям о роли природы может творчество Есенина С., Пушкина А.С., Пришвина М и других авторов. Анализ лирических стихотворений у детей развивает понимание многообразия настроений и форм природы, позволяет им сравнивать состояние природы в различное время года, формировать свое видение окружающего мира, эмоционально отзываться на красоту природы, видеть отношение человека к окружающему миру. [5]
Тесная связь с природой на уроках изобразительного искусства, музыки создает эмоциональный настрой, который помогает более ярко и более полно воспринимать окружающий мир.
Уроки трудового обучения и изобразительного искусства дают большой эмоциональный всплеск. На данных уроках дети учатся видеть красоту природы и изображать ее. При всем этом нужно не только изобразить речку или лес, но и показать их характер, своеобразие. Дома и на уроках трудового обучения дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение всей зимы дети поочередно ведут свои наблюдения за «птичьей столовой». [16]