Файл: Конспект с 1 по 4 главу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект с 1 по 4 главу
Выполнил: студент 30го курса группы З-20-П Микалаускас Иван
Михайлович
Глава 1. Понятие, источники и система конституционного права
зарубежных стран
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются международно-признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также сравнительный анализ конституционно- правовых институтов зарубежных стран.
Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.
Конституционное право в стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.
Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.
Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.
Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.
Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.
Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.
Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.
Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя и экономической организации общества, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему.


Конституционное право зарубежных стран - это основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему.
К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:
- конституцию
- законы
- другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов - - исполнительной власти)
- судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве) правовые обычаи
- публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные) религиозные источники
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью правового регулирования.
Конституционно-правовым отношениям свойственны следующие особенности: свое специфическое содержание, то есть они возникают в специальной сфере отношений – ведении конституционного права специальный субъектный состав – в субъектам в конституционном праве относятся, например, государство, народ, нация – подобных субъектов не существует в иных отраслях права значительный политический потенциал, высокий уровень обобщения, специфические источники.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля и надзора, субъекты Федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.
Наука конституционного права — это отрасль правоведения, кото-рая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т.е. конституционно-правовые отношения.
Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.
Глава 2. Конституции зарубежных стран
В иерархии источников национального права особая роль отводится конституции. Термин «конституция» (от лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в античные времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США -1787 г.,
Франция - 1791 г., Польша — 1791 г.).


Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, например, последователи школы естественного права видят в ней своего рода общественный договор; нормативисты — высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы государства; сторонники марксизма-ленинизма
— продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов.
Сегодня сущность конституции как политико-правового документа большинство исследователей и политиков определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.
В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных смыслах: конституция фактическая и юридическая. Фактическая
конституция — это реально существующие конституционные отношения в той пли иной стране. Юридическая конституция — это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.
Содержание конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного за- имствования и т.д. Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете, юридические основы статуса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся политико- правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.
Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:
• основополагающий характер;
• учредительность;
• народность;
• стабильность;
• легитимность.
Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и, в известном смысле, «более чем закон» — нечто первичное, основное.
Это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою особую
юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более не вправе изменять или отменять ее положения. Трактовку конституции как основного закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик Фердинанд Лассаль (1825—1864).


Основной закон обычно включает в себя краткую преамбулу, разделы, главы, статьи, а также содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства. Неотъемлемой частью конституционного текста являются поправки к ней.
В современный период законодатель обычно использует официальное наименование этого основополагающего документа — конституция государства. В то же время в неко- торых странах он именуется основным законом (Германия, Гвинея). Для того чтобы подчеркнуть самостоятельность и суверенитет государств Латинской Америки, национальные конституционные акты там называются политическими
конституциями (например, такой подход — в Боливии, Коста-Рике, Мексике, Панаме,
Чили). Ориентация на социализм и высокий уровень политизации присущ основному закону северо-корейского государства, именуемому Социалистической Конституцией
Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.
В основном законе закреплены объекты конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные нормы регламентируют не только статус высших
(верховных) органов государственной власти и некоторые вопросы правового положения граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и достаточно обширный круг других вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, подробную номенклатуру политических, социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных документов стран Восточной и Центральной
Европы 1990-х гг.
Высокое качество и ряд оригинальных положений присущи Конституции Словацкой
Республики 1992 г., в которой отдельный раздел (шестой) посвящен экологическим и культурным правам. Согласно ее положениям каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а государство следит за бережным использованием природных ресурсов, поддержанием экологического равновесия, и надлежащим образом заботится об окружающей среде (ст. 44). Подчеркнуто, что экономические отношения в стране основываются на принципах «социально и экологически ориентированного рыночного
хозяйства» (ст. 55). В современных условиях это весьма важно.
Обычно конституция вступает в силу с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее, обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав госу- дарства отдельной территории).
Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Виды конституций по форме выражения: писаные;

неписаные.
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная
Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу
Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Виды конституций по субъектам принятия: дарованные (октроированные); исходящие от народа (народные конституции).
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции
(учредительное собрание, конституционное собрание).
Виды конституций по порядку принятия и изменения: гибкие; жесткие.
Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.
Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.
Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.
Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).
Существуют следующие способы принятия конституций
Октроированные (дарованные) конституции - пожалованные единолично главой государства (обычно абсолютным монархом) своему народу. Сейчас такие конституции действуют в Омане, Непале и др. Разновидность октроирования имела место в эпоху приобретения колониями независимости, когда метрополия даровала им конституции, которые впоследствии были заменены
Принятие конституции представительным органом - способ широко распространенный. В качестве органа, принимающего конституцию, может выступать специально избранное для этой цели учредительное собрание), о может именоваться По- раз-ному, например, конституционное собрание, учредительный конгресс и пр.) Обычно сразу после принятия конституции такой орган распускается. Учредительным собранием принимались конституции в Италии. Болгарии, Колумбии и др. Также конституции могут приниматься парламентом (Китай, Украина, Финляндия и др.) или надпарламентским органом (Афганистан, Монголия). Как правило, для принятия конституции парламентом требуется квалифицированное большинство голосов депутатов
Принятие конституции на референдуме - общегосударственное голосование избирательного корпуса за предложенный проект или против него. С одной стороны, подобный способ, безусловно, демократичен, так как народ непосредственно принимает основной закон государства. Но, с другой стороны, избиратели, одобряя конституцию в целом, лишены возможности предлагать какие-либо изменения и дополнения. На референдумах были приняты конституции Франции, Швейцарии, Беларуси и др.
Существует также комбинированный способ: на референдум выносятся уже принятые представительным органом конституции (Испания, Польша) или принятые на референдуме конституции утверждаются парламентом (Эфиопия и др.). Помимо