ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;
— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
— политическое воспитание общества в целом или его части;
— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены
(партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.
1 2 3
Глава 4. Основы правового положения личности
Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.
(Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.)
Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство;
3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами
Республики Казахстан;
4) по иным основаниям, предусмотренным законом.
Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя
Президента РК.
Условия приема в гражданство РК. В гражданство РК могут быть приняты:
1. Лица, постоянно проживающие на территории РК на законных основаниях не менее 5 лет либо состоящие в браке с гражданами РКне менее 3 лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство РК несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед РК, либо имеют про- фессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Президентом РК, и членов их семей; а также лиц, покинувших территорию РК, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в РК как на историческую родину;
Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.
(Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.)
Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство;
3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами
Республики Казахстан;
4) по иным основаниям, предусмотренным законом.
Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя
Президента РК.
Условия приема в гражданство РК. В гражданство РК могут быть приняты:
1. Лица, постоянно проживающие на территории РК на законных основаниях не менее 5 лет либо состоящие в браке с гражданами РКне менее 3 лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство РК несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед РК, либо имеют про- фессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Президентом РК, и членов их семей; а также лиц, покинувших территорию РК, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в РК как на историческую родину;
2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в РК, имеющие одного из близких родственников — граждан РК: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей
(усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в РК.
Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории РК, определяются межгосударственными договорами
РК.
Основания для отказа в приеме в гражданство РК. Ходатайство в приеме в гражданство
РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом:
- совершило преступление против человечества;
- сознательно выступает против суверенитета и независимости РК;
- призывает к нарушению единства и целостности территории РК;
- осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;
- разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду,
- противодействуют функционированию государственного языка РК;
- осуждено за террористическую деятельность;
- признано судом особо опасным рецидивистом;
- состоит в гражданстве других государств.
Законодательство РК предусматривает восстановление (реинтеграцию) в гражданстве -
способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура восстановления может быть:
- либо автоматической (т.е. путем признания факта восстановления);
- либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации);
- либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вернуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода.
Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме регистрации установлен для лиц, исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик — лиц, близкие родственники которых являются гражданами РК
(дети, супруги, сестры, братья, деды и бабушки).
К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом
РК, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о гражданстве ребенка.
Основания прекращения гражданства. Гражданство РК прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства РК;
2) утраты гражданства РК.
Выход из гражданства— это добровольное прекращение гражданства, осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК. В выходе из гражданства РК может быть отказано, если лицо имеет:
- неисполненные обязательства перед РК или:
- имущественные обязанности перед гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, расположеными на территории РК.
Выход из гражданства РК не допускается, если лицо:
- привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого или:
- отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда или:
- если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности
РК.
Утрата гражданства РК. Гражданство РК утрачивается:
1) вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства;
2) если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
3) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 3 лет;
4) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК;
5) если лицо приобрело гражданство другого государства.
Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.
Определяющее значение для правового статуса личности в любом государстве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства. Основные (конституционные) права - это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности: их взаимные права и обязанности, ответственность, гарантии и ограничения.
Субъективные права — это определенная мера возможного поведения субъектов правоотношения. Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Основным средством обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.
Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свободу, т.е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Обязанности человека — это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к государству и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанностей. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное — отчуждает, передает управомоченному лицу.
Каждое субъективное право распадается на несколько дробных частей, называемых правомочиями. Субъективное право может состоять и из одного правомочия
— тогда они совпадают. Причем следует обратить внимание на то, что о все права граждан, которые они приобретают, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени значимости, способа возникновения, форм осуществления, и иных особенностей, являются именно субъективными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.
Конституция как нормативный акт высшей юридической килы закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Но к основным правам относятся не только те права, которые указаны в конституции, их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой.
Основное право (свобода) — это установленная государством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.
Основная обязанность — это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.
Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан. Хотя они и разнообразны по своему характеру и содержанию, но все выражают коренные связи, сложившиеся между государством и его гражданами, и в этом смысле они едины, составляют неразрывное целое. Это не исключает группировку основных прав, свобод и обязанностей по одному пли нескольким направлениям.
Одной из первых классификаций является деление их на права человека и права
гражданина. Такая классификация опирается на идеи школы естественного права, которые выделяли права и свободы, существовавшие в естественном состоянии, т.е. до государства, поэтому не зависящие от него и, напротив, провозглашавшиеся государством. Первые назывались правами человека, а вторые — правами гражданина.
В современной интерпретации права человека — это социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами. Права человека — это такие права,
которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице. Современное демократическое государство обеспечивает защиту всех без исключения людей независимо от их гражданской принадлежности, если человек находится на его территории.
Права гражданина — это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в его конституции и гарантируются государством исключительно своим гражданам.
Другой наиболее общей классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные. В основу данной классификации положена фиксация в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей.
В соответствии с этим негативные права определяют обязанности государства и других лиц воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности. Эти права считаются основополагающими. Государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязания государства. Негативные права — основа индивидуальной свободы. В эту группу прав входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и др.). Осуществление этих прав не зависит от ресурсов государства.
В отличие от негативных прав, позитивные нрава фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, содействовать в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Это, например, право на образование, материальное обеспечение по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, право на достойный жизненный уровень и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.
Принято считать, что обеспечение негативных прав и свобод малозатратно, не зависит от ресурсов государства, нуждается лишь в наличии применяемого по мере необходимости правозащитного механизма, тогда как реализация позитивных прав (финансовая помощь неимущим, право на бесплатное образование, здравоохранение) ложится тяжелым, а зачастую и непосильным бременем на государственную казну. Большинство негативных прав может осуществляться без прямых затрат со стороны государства, однако на самом деле государство несет косвенные расходы на содержание, например, правоохранительной и судебной системы, поддержку общественных организаций, поли- тических партий и пр. При более глубоком рассмотрении оказывается, что обеспечение негативных прав обходится государству, пожалуй, дороже, чем позитивных.
По форме осуществления выделяются коллективные и индивидуальные права и
свободы. Существуют права и свободы, которые могут реализовываться только инди- видуально (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на определение своей национальной принадлежности); выделяют также те права, которые могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно (свобода слова, право обращаться в государственные органы); и, наконец, права и свободы, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными (право на митинги, демонстрации).
Права гражданина — это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в его конституции и гарантируются государством исключительно своим гражданам.
Другой наиболее общей классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные. В основу данной классификации положена фиксация в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей.
В соответствии с этим негативные права определяют обязанности государства и других лиц воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности. Эти права считаются основополагающими. Государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязания государства. Негативные права — основа индивидуальной свободы. В эту группу прав входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и др.). Осуществление этих прав не зависит от ресурсов государства.
В отличие от негативных прав, позитивные нрава фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или иные блага, содействовать в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Это, например, право на образование, материальное обеспечение по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, право на достойный жизненный уровень и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.
Принято считать, что обеспечение негативных прав и свобод малозатратно, не зависит от ресурсов государства, нуждается лишь в наличии применяемого по мере необходимости правозащитного механизма, тогда как реализация позитивных прав (финансовая помощь неимущим, право на бесплатное образование, здравоохранение) ложится тяжелым, а зачастую и непосильным бременем на государственную казну. Большинство негативных прав может осуществляться без прямых затрат со стороны государства, однако на самом деле государство несет косвенные расходы на содержание, например, правоохранительной и судебной системы, поддержку общественных организаций, поли- тических партий и пр. При более глубоком рассмотрении оказывается, что обеспечение негативных прав обходится государству, пожалуй, дороже, чем позитивных.
По форме осуществления выделяются коллективные и индивидуальные права и
свободы. Существуют права и свободы, которые могут реализовываться только инди- видуально (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на определение своей национальной принадлежности); выделяют также те права, которые могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно (свобода слова, право обращаться в государственные органы); и, наконец, права и свободы, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными (право на митинги, демонстрации).
История становления прав и свобод человека знает три поколения. Эта классификация отражает результат длительного исторического становления эталонов и стандартов поведения, являющихся нормой современного общества, повышения уровня цивилизации, достижений в области культуры и благосостояния.
Первое поколение характеризуется исключительно гражданскими и политическими правами, поскольку они были закреплены в конституциях и законодательных актах
XVII—XVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати и др.
Хотя сначала Конституция США 1787 г. не содержала перечня прав человека, впоследствии в 1789 г. были предложены 10 поправок к ней, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. В нем были закреплены такие права, как свобода совести, право ношения оружия, неприкосновенность личности и жилища, право на скорый пуб- личный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право.
Другим правовым актом данного периода была Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., принятая во время Великой французской революции. Декларация закрепляла цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход явился революционным поворотом в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретал автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности и получал гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.
К правам второго поколения относятся экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные граж- данских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в конце XIX — начале XX в., поскольку для их реализации требуются конкретные акции государства. Это права и свободы, гарантирующие прежде всего интересы тех, кто работает по найму, — право на труд, социальное обеспечение, образование, пользование достижениями культуры и др. Данные права способствовали превращению государства в социально ориентированное, означали исторически иной уровень взаимоотношений государства и личности, характеризующийся в первую очередь конкретными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами.
Эта закономерность современного государственного развития нашла свое
4
воплощение в конституциях ФРГ, Испании, Франции и др.
Обеспечивая международно-правовые гарантии осуществления социально-экономических прав, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепили права: на труд; свободный выбор работы; социальное обеспечение; отдых и досуг; защиту материнства и детства; образование; участие в культурной жизни общества и другие права второго поколения. К третьему поколению многие ученые относят «коллективные» или
«солидарные» права, такие как право на развитие, мир, здоровую окружающую среду, право на коммуникацию, право народов на самоопределение, право народа па осуществление власти, о которых стало возможным говорить лишь в 70-х гг. XX в.
Права народов не являются правами индивидов и не могут быть реализованы отдельной личностью, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию. Тем не менее, это право не отрицает возможность каждого индивида, входящего в состав того или иного народа, использовать свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний),