ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
названных, истории известны и такие способы. как принятие конституции высшим партийным органом, военными властями при переходе к гражданскому правлению и ряд других,
По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие
Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон
(Великобритания, Саудовская Аравия) Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте
(Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия) В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция,
Португалия и др.).
Два способа внесения поправок: а) Замена старых положений новыми. б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).
Отмена К.
Возникает в результате революций или коренных изменений в обществе.
Вновь принятая Кон. Вступает в силу в то время, котороеуказаннав ней.
В случае присоединения к г-ву новых территорий – они принимаютее д-е (ФРГ + ГДР
К. ФРГ
После Второй мировой войны были приняты следующие конституции: Федеративная
Республика Германия — 1949 г., Италия — 1947 г, Франция — 1958 г., Япония — 1946 г.,Греция — 1975 г., Португалия — 1976 г., Испания — 1978 г., Швейцария — 1999 г.,
Финляндия — 2000 г
Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:
1) основываются на традиционном европейском варианте консти-
туционализма, вобравшем западные либеральные ценности;
2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная;
3) исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод;
4) устанавливают обязательства государства по проведению социальной
политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей.
5) признали принципы политического, идеологического плюрализма и
многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология.
По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие
Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон
(Великобритания, Саудовская Аравия) Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте
(Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия) В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция,
Португалия и др.).
Два способа внесения поправок: а) Замена старых положений новыми. б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).
Отмена К.
Возникает в результате революций или коренных изменений в обществе.
Вновь принятая Кон. Вступает в силу в то время, котороеуказаннав ней.
В случае присоединения к г-ву новых территорий – они принимаютее д-е (ФРГ + ГДР
К. ФРГ
После Второй мировой войны были приняты следующие конституции: Федеративная
Республика Германия — 1949 г., Италия — 1947 г, Франция — 1958 г., Япония — 1946 г.,Греция — 1975 г., Португалия — 1976 г., Испания — 1978 г., Швейцария — 1999 г.,
Финляндия — 2000 г
Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:
1) основываются на традиционном европейском варианте консти-
туционализма, вобравшем западные либеральные ценности;
2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная;
3) исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод;
4) устанавливают обязательства государства по проведению социальной
политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей.
5) признали принципы политического, идеологического плюрализма и
многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология.
Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов.
Существует огромное число общественных объединений (ассоциаций), действующих на общенациональном, региональном и муниципальном уровне;
6) конституционные и законодательные нормы прямо и четко закрепили не только государственную и частную собственность, но и другие виды
собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, собственность предприятий с участием иностранного капитала;
7) зафиксировали новые подходы к проблеме соотношения национального и
международного права. При коллизии между ними приоритет отдается, как правило, общепризнанным нормам и принципам международного права.
Основные законы ФРГ и Японии разрабатывались при активном участии властей оккупационных держав (прежде всего США). В них содержатся демократические положения об отказе от войны, от политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма.
Конституции Греции, Португалии и Испании принимались в 1970-е гг. после краха авторитарных режимов.
В цивилизованных странах спустя некоторое время после принятия конституций было осознано, что необходимо создание институтов для обеспечения реализации конституционно-правовых норм, её высшей юридической силы.
В соответствии с концепцией конституционности все нормативные акты должна соответствовать ей, если акт противоречит, то он не имеет высшей юридической силы. На практике первый шаг по защите конституции стало дело 1803 Мэдисона против
Мерберри. Было выяснено, что принятый закон о судопроизводстве противоречат конституции, эти положения были отменены, а суд взял на себя полномочия по конституционному контролю.
В современной литературе выделяют два сходных понятия: конституционный контроль и конституционный надзор.
Конституционный контроль – особый вид деятельности государства, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов конституции страны на соответствие конституции. Акт, признанный несоответствующим, аннулируется или не применяется.
При конституционном контроле при признании акта несоответствии объявляется недействительным.
Конституционный надзор – это мягкая форма охраны конституции, суть заключается также в проверке актов на соответствии. Однако в данном случае орган, осуществляющий надзор, лишь констатирует несоответствие, и напрямую не может отменить данный акт.
Данный орган оповещает главу государства или парламент о несоответствии. Такая форма является не эффективной.
Объектами контроля надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, некоторые международные договоры, нормативные акты исполнительной власти, оценивается конституционность деятельности политических партий. В федеративных государствах объектом проверки также являются акты субъектов федерации.
Наиболее эффективным механизмом защиты конституции является конституционный контроль, который существует в двух формах:
1. Американская модель – функция по конституционному контролю принадлежит только конституционному суду. Рассмотрение акта на его не соответствие конституции вне конкретного дела нельзя;
2. Европейская (Австрийская) – в Европе функции по охране конституции отделено от судов общей юрисдикции и почти всегда создаются конституционные суды. При европейской модели решение о несоответствии конституции может выноситься отдельно от конкретного дела. Конституционные суды занимают независимое место в структуре судебных органов, как правило, состоят из одной инстанции.
При европейской модели суды могут осуществлять абстрактный и предварительный контроль. Признанный закон прекращает свое действие и выводится из системы действующего законодательства. Система конституционных судов относится к европейской модели, так как впервые данная модель появилась в
Австрии после краха Австро-Венгерской модели 1921 года, после чего начал процесс конституционализации.
Основные задачи конституционных судов: обеспечить верховенство и прямое действие конституции, устранить дефекты и пробелы в конституционном регулировании, предотвращать произвол власти и согласовывать деятельность между ветвями, защищать права и законные интересы граждан.
По содержанию контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил принятия законов), а также материальным (проверяется с точки зрения содержания). Конституционный контроль может быть абстрактным (осуществляется проверка на предмет конституционности акта по инициативе уполномоченного субъекта без конкретного дела) и конкретным (осуществляется в соответствии с определенным делом). По времени выделяется последующий (проверке подвергаются законы уже вступившие в силу) и предварительный (акты, не вступившие в силу) контроль.
Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акты полностью или частично. Редко бывает, когда закон признается полностью не соответствующим
Конституции. Обычно это статья или часть статьи. Вынесенное решение конституционным судом является окончательным и не может быть пересмотрено другим органом, оно не требует одобрения, санкции главы государства.
Судьями конституционных судов являются граждане, обладающие политическими права, юридическим образованием, возраст, как правило, сорок лет, опыт работы – 15 лет и иметь безупречную репутацию.
Действует конституционно-правовая основа, регламентирующая деятельность и статус судов. Об этом сказано в европейских странах, в Японии, применяются отдельные акты о данных судах. Численность судей конституционных судов различна, от 12 до 18. Но, например, в Молдове – 6, в Германии – 16. Наряду с основным составом конституционного суда могут вводиться неординарные судьи для рассмотрения сложных дел. Существуют разнообразные модели формирования конституционных судов. Как правило, конституционные суды избираются или назначаются Парламентом, главой
Государства. В России назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В
Германии 8 судей избираются на нижней палате, 8 – на верхней (Бундесрат). Срок
полномочий судей 9-12 лет. Обычно запрещается назначение судей на второй срок полномочий. Возрастной предел, как правило, 70 лет.
Во Франции конституционного суда нет, конституционный надзор осуществляется
Конституционным Советом. Его особенность заключается в том, что в нем существует основная часть и неосновная часть (бывшие французские президенты). Совет Франции вправе рассматривать не только вопросы, касающиеся охраны конституции, но и некоторые вопросы легальности проведения выборов. Основная часть состоит из 9 членов,
3 из которых назначаются Президентом, по 3 члена – от верхней (Сенат) и нижней палаты
(Общественная палата). Срок полномочий 9 лет без права повторного назначения, каждые три года обновляется 1/3 состава. Этот орган осуществляет предварительный конституционный надзор, сам не может аннулировать акты.
Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные органы конституционного контроля, которые созданы во многих зарубежных странах. Их обязанностью является не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих основополагающим предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих подобные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.
Осуществлять мероприятия по правовой охране конституции могут различные государственные органы: глава государства, парламент, прокуратура, но сейчас во многих государствах созданы судебные или специальные квазисудебные органы (т.е. органы, разрешающие споры в как бы судебном порядке), основной функцией которых является поддержание и обеспечение конституционной законности. Как правило, они действуют весьма эффективно. В настоящее время они существуют в абсолютном большинстве государств, где есть писаные конституции. Повсеместное утверждение данного института началось после Второй мировой войны. Судьями (членами) органов конституционного контроля являются высококвалифицированные юристы, получившие общенациональную известность. Их правовой статус обычно приравнивается к статусу депутата парламента.
Они не могут быть депутатами или министрами, заниматься предпринимательской деятельностью.
Конституционный надзор (контроль) может осуществляться:
1) судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике, Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона, на основании которого возникло су- дебное дело, может быть поставлен судом любой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция (например,
Верховный суд США).
В ряде стран конституционный контроль (надзор) осуществляется только верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией данной страны (например, Австралия,
Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР).
Это децентрализованная; или американская система]
2) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль — главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов общей юрисдикции. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, Болгария, Испания, Италия, Кипр, Турция, ФРГ).
Это централизованная, или европейская (австрийская) система. Впервые она появилась в
Австрии в 1920 г., а позже была воспринята многими государствами, в числе которых
Во Франции конституционного суда нет, конституционный надзор осуществляется
Конституционным Советом. Его особенность заключается в том, что в нем существует основная часть и неосновная часть (бывшие французские президенты). Совет Франции вправе рассматривать не только вопросы, касающиеся охраны конституции, но и некоторые вопросы легальности проведения выборов. Основная часть состоит из 9 членов,
3 из которых назначаются Президентом, по 3 члена – от верхней (Сенат) и нижней палаты
(Общественная палата). Срок полномочий 9 лет без права повторного назначения, каждые три года обновляется 1/3 состава. Этот орган осуществляет предварительный конституционный надзор, сам не может аннулировать акты.
Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные органы конституционного контроля, которые созданы во многих зарубежных странах. Их обязанностью является не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих основополагающим предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих подобные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.
Осуществлять мероприятия по правовой охране конституции могут различные государственные органы: глава государства, парламент, прокуратура, но сейчас во многих государствах созданы судебные или специальные квазисудебные органы (т.е. органы, разрешающие споры в как бы судебном порядке), основной функцией которых является поддержание и обеспечение конституционной законности. Как правило, они действуют весьма эффективно. В настоящее время они существуют в абсолютном большинстве государств, где есть писаные конституции. Повсеместное утверждение данного института началось после Второй мировой войны. Судьями (членами) органов конституционного контроля являются высококвалифицированные юристы, получившие общенациональную известность. Их правовой статус обычно приравнивается к статусу депутата парламента.
Они не могут быть депутатами или министрами, заниматься предпринимательской деятельностью.
Конституционный надзор (контроль) может осуществляться:
1) судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике, Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона, на основании которого возникло су- дебное дело, может быть поставлен судом любой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция (например,
Верховный суд США).
В ряде стран конституционный контроль (надзор) осуществляется только верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией данной страны (например, Австралия,
Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР).
Это децентрализованная; или американская система]
2) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль — главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов общей юрисдикции. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, Болгария, Испания, Италия, Кипр, Турция, ФРГ).
Это централизованная, или европейская (австрийская) система. Впервые она появилась в
Австрии в 1920 г., а позже была воспринята многими государствами, в числе которых
ФРГ (1951 г.), Италия (1955 г.), Испания ( Н)80 г.), Российская Федерация (1991 г.),
Латвия (1997 г.), большинство стран — членов Содружества Независимых Государств (90- х гг. XX в.). С 1988 г. Арбитражный суд Бельгии выполняет функции Конституционного суда;
3) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во
Франции, состав которого определяется президентом и парламентом). Аналогичная система утвердилась в Ливане, в Республике Казахстан, а так же в некоторых африканских государствах — бывших Французских колониях (Джибути, Камерун,
Сенегал, Чад). Они располагают ограниченными полномочиями и не могут
(самостоятельно отменить неконституционный акт. Конституционные советы (комитеты) не являются судебными органами и не входят в судебную систему государства.
В некоторых странах функции по правой охране конституции возложены на парламент
(Куба) или специальную парламентскую комиссию (Финляндия).
В исламских государствах конституционный контроль обличается своеобразием. Так, в
Пакистане наряду с Верховным судом, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (вправе рассматривать соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Нечто подобное существует также в Иране, Марокко, Малайзии. Причем в Исламской Республике Иран большими полномочиями по защите действующих конституционных установлений обладают Высшее должностное лицо государства и ее религиозный авторитет — лидер
(руководитель) страны, являющийся главой судебной власти, и консультативный орган —
Совет по охране Конституции.
Глава 3. Политические партии и партийные системы
В политологии и правоведении существуют различные определения политических партий, позволяющие использовать этот богатейший понятийный аппарат применительно ко многим ситуациям. При этом каждое такое определение партии нельзя рассматривать вне отрыва от исторического контекста, политической системы страны, в рамках которой партии участвуют в реализации власти, и идеологических позиций самих авторов. Так, одно из первых определений политической партии как объединения единомышленников, которые, руководствуясь собственными принципами, стремятся продвигать общенациональный интерес, принадлежит известному английскому политическому деятелю и философу XVIII в. Эдмунду Бёрку (1729-1797).
На рубеже XIX—XX вв. немецкий исследователь В. Хас-бах рассматривал партию как союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к за- воеванию политической власти с целью ее использования для реализации собственных интересов. В свою очередь немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) понимал партии как общественные организации по вербовке голосов избирателей, опирающиеся на добровольный прием членов и ставящие своей целью завоевание власти для своего руко- водства и обеспечение своим активным членам соответствующих духовных и материальных условий для получения материальных выгод и личных привилегий.
Существует множество подходов к определению сущности политических партий:
— понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан (1767—1830), французский философ и писатель);
— трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (идеи
К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), В. И. Ленина (1870-1924));
— институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (в трактовке современного французского государствоведа политолога Мориса Дюверже политическая партия рассматривается как объединение людей, имеющее свою особую структуру, как прочное, длительно существующее социальное формирование, стремящееся к овладению учреждениями государственной власти);
— определение партии с точки зрения выполняемых ею функций (такая трактовка распространена в современной американской политической науке).
Серьезные различия, порой прямо противоположные, В оценке места, роли и перспектив партий как важнейшего политического института во взглядах мыслителей и ученых существуют на протяжении всего периода существования партий. Еще выдающийся мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), исходя из концепции общественного договора, государства как выразителя общей воли, негативно отзывался о различных партийных группировках, выражающих частные интересы и тем самым разрушающих государственный механизм и общую волю. Он указывал, что наличие партий приводит к долгим дебатам, разногласиям в общественно-политической жизни. Многие из отцов- основателей США также относились к партиям отрицательно, считали их ненужными.
Последовательным противником политических партий вообще был, например, Джордж
Вашингтон (1732—1799) — первый президент США.
Вплоть до возникновения парламентаризма в политических партиях, как правило, усматривали источник кризисов, силу, противостоящую государству и разрушающую его целостность. Становление и развитие представительной демократии, когда важнейшим средством репрезентации социального в политической системе стали кадровые и мас- совые политические партии, способствовало признанию партий позитивным элементом гражданского общества, посредством которого граждане реализуют своп политические права и свободы, а государство взаимодействует с общее г венными структурами.
Современное понимание политических партий как одного из видов общественных
объединений, имеющих основной целью оказание доминирующего влияния на
государственную власть, связано с утверждением всеобщего избирательного права и качественным расширением прав парламента.
Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность» (от лат. partis). Зарождение партий вполне может быть отнесено к временам Античности и связано с республиканской формой правления. В Древнем Риме словом «партия» чаще всего называли группы политиков, объединившихся вокруг того или иного лидера. Собственно политические партии возникли в Европе (в Великобритании, Франции) и в Северной Америке в конце
XVIII — начале XIX в. (период буржуазных революций и формирования парламентаризма).
В политической науке широкую известность приобрела предложенная М. Вебером следующая периодизация истории возникновения партий как субъектов политической деятельности
1
:
1) XVI—XVII вв. — период возникновения и деятельности в Западной Европе
аристократических критерий (группировок) — протопартий, предшественников