Файл: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 78 классах.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Факультет романо-германских и славянских языков Кафедра теории русского языка и переводоведения
Курсовая работа
по методике преподавания русского языка и литературы
на тему: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 7-8 классах.
Выполнил(а): Кобулова Барчиной
студент(ка) III курса,
группы RF- 20-01
Научный руководитель: Аскарова Ф.М. – преподаватель кафедры
Андижан - 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.1 Речеведческие понятия как объект изучения в лингвистике и методике преподавания русского языка
1.2 Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: сопоставительный анализ современных школьных учебников
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-8 КЛАССАХ.
2.1 Уровень знаний о речеведческих понятиях, умения, навыки обучающихся
2.2 Уровень усвоения учащимися речеведческих понятий в 7-8 классах.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Учение русскому языку в школьные годы имеет огромное значение для развития речевых навыков и формирования языковой компетенции у учащихся. Особенно важно обращать внимание на изучение речеведческих понятий на уроках русского языка в 7-8 классах, поскольку в это время учащиеся находятся на стадии активного формирования своей языковой и коммуникативной компетенции.
В данной курсовой работе мы рассмотрим актуальность и методы обучения речеведческим понятиям на уроках русского языка в 7-8 классах, с учетом особенностей данного возрастного периода и целей изучения родного языка.
Тема нашей работы является актуальной, поскольку она связана с осознанием важности изучения родного языка, развитием речевых навыков у школьников и формированием языковой и коммуникативной компетенции у учащихся.
Объектом исследования является процесс изучения речеведческих понятий на уроках русского языка в школе.
Предмет – методы и приемы изучения речеведеских понятий в школьном курсе русского языка.
Цель нашей работы - исследовать проблему изучения речеведческих понятий в школьном курсе русского языка.
В соответствии с поставленными целями решаются следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования и на ее основе охарактеризовать основные речеведческие понятия;
2) выявить в ходе анализа современных школьных учебников, с какими речеведческими понятиями знакомятся школьники на уроках русского языка;
3) определить уровень усвоения учащимися речеведческих понятий;
4) разработать собственные конспекты уроков по изучению речеведческих понятий, а в частности, стилей речи.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Изучение научной литературы по теме исследования.
2. Статистический метод.
3. Тестирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.1 Речеведческие понятия как объект изучения в лингвистике и методике преподавания русского языка
Развитие связной речи учащихся – один из важнейших аспектов в обучении родному языку. В доказательство этому суждению Н.А. Ипполитова приводит высказывание Ф. И. Буслаева: «Первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи и пользоваться ими правильным образом» [по: 5, с.3].
Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной (монологической) речи, а обучение чтению, анализу и пониманию текстов, в свою очередь, является основой для формирования всех речевых умений.
В.И. Капинос утверждает, что те лингвистические дисциплины, которые изучают речь с речевой ситуацией, с условиями протекания речевого процесса называют речеведческими дисциплинами, а понятия, рассматриваемые в них, объединяют термином «речеведческие понятия» [6, с.13].
Основной единицей, относящейся к речеведческим понятиям, является текст.
Вопросы теории текста представлены в работах Н.С. Валгиной, И.Р. Гальперина, Г.Я. Солганика, Л.М. Лосевой и др.
По мнению Н.А. Ипполитовой, исследование текста происходит в двух направлениях. Первое направление нацелено на изучение грамматической природы текста. В этом случае текст характеризуется как высшая ступень в системе языковых единиц. Другое направление в исследовании текста связано с отнесением его к явлениям речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Это различие исходных позиций в исследованиях текста находит отражение в определениях текста, которые содержатся в лингвистической и методической литературе [5, с.3].
Л.М. Лосева утверждает, что общепринятого определения понятию «текст» не существует, поэтому при его определении следует исходить из его признаков. В своей работе «Как строится текст» исследователь называет следующие признаки текста:
1) текст – это сообщение в письменной форме;
2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью;
3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка) [8, с.4].
Т.М. Воителева в своих работах «Русский язык и культура речи» и «Теория и методика обучения русскому языку» выделяет другие признаки текста:
• выраженность – употребление языка в устной или письменной форме;
• отграниченность – текст имеет четкие границы: начало и конец;
• связность – предложения, составляющие текст, расположены в определенном порядке, что и создает его связность;
• цельность – содержание текста связано с описанием каких-либо событий, явлений, представляющих собой целостную картину;
• структурность (упорядоченность) – структура текста объединяет все единицы языка в систему;
• информативность – каждый текст содержит конкретную информацию [2, с.30-34], [3, с.24-25].
Определение понятию «текст» мы находим в работах И.Р. Гальперина, Т.М. Воителевой, Н.С. Валгиной и др.
И.Р. Гальперин определяет текст как «сознательно организованный результат речетворческого процесса, который подчиняется определенным для него закономерностям организации» [4, с.3].
Н.С. Валгина характеризует текст как «динамическую единицу высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности» [1, с.5].
На основе вышеперечисленных определений можно сделать вывод, что одни исследователи рассматривают текст с точки зрения синтаксических особенностей, другие – как лингвистическое понятие, третьи - обращаются к тексту как к основной единице речеведения, рассматриваемой в аспекте методики преподавания русского языка, а в частности, культуры речи.
Е.С. Антонова в статье «Тайна текста» выделяет три вида упражнений по работе над текстом, каждый из которых соответствует тому или иному типу применяемых в них умственных операций:
1. Аналитические. Дети учатся понимать текст, занимать позицию адресата и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел.
2. Аналитико-синтетические. Урок-коммуникация осложняется количеством текстов, ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями, так как ему предстоит в одном псевдотексте угадать различные его составляющие.
3. Синтетические. Посредством данного вида упражнений ученик приобретает умение самостоятельно создавать речевое произведение, адекватное ситуации [20, с.3-4].
Исследователь подробно описывает работу над каждым из представленных видов упражнений.
Н.А. Ипполитова в своей работе «Текст в системе обучения языку в школе» перечисляет основные понятия, изучаемые на уроках развития речи в ходе знакомства с речеведческими понятиями. Среди них такие понятия, как:
1. Тема, основная мысль текста.
2. Средства связи предложений и частей текста и способы их выражения.
3. Типы (жанры) текстов и их композиционная форма.
4. Функционально-стилевые типы текста.
5. Виды речи и формы речи [5, с.30-34].
Рассмотрим эти понятия подробнее.
В.И. Капинос под темой понимает «смысловое ядро текста, конденсированное и обобщенное содержание текста» [6, с.24].
В учебнике Т.М. Воителевой тема определяется как «то, о чем говорится в тексте». Как правило, тема заложена в названии текста. Довольно часто тема содержится в первом предложении.
Исследователь считает, что для раскрытия темы текста, понимания его содержания актуальным становится формирование у школьников умения находить в тексте главную мысль.
Основная мысль, по мнению Т.М. Воителевой, – это «то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение». Выделение основной мысли позволяет понять отношение автора к тому, о чем он пишет [2, с. 30-34].
Другим немаловажным аспектом изучения речеведческих понятий является изучение средств связи предложений и частей текста или, по-другому, изучение межфразовой связи. Этот аспект широко представлен в пособиях для учителей Л.М. Лосевой.
Исследователь дает следующее определение: «Межфразовая связь – это связь между предложениями, абзацами, главами и другими частями текста, организующая его смысловое и структурное единство» [8, с.9]
Различные коммуникативные задачи определяют отношения между компонентами текста. Обнаружить эту связь можно благодаря лексико-грамматическим средствам, которые ее выражают.
Л.М. Лосева выделяет два вида связи. По степени отдаленности предложений выделяются контактная и дистантная связи.
Контактная связь – соединение соседних предложений.
Дистантная связь – соединение предложений, отделенных друг от друга другими предложениями.
Данные виды связи могут осуществляться с помощью личных и притяжательных местоимений, синонимов, лексических повторов (цепная связь).
Средства межфразовой связи автор пособия делит на две группы:
1) средства связи общие как для соединения частей сложных предложений, так и для соединения самостоятельных предложений (союзы, частицы, вводно-модальные слова, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, местоименная и синонимическая замена и др.;
2) средства связи, используемые только для соединения самостоятельных предложений и называемые собственно межфразовыми средствами связи (слова и словосочетания, не раскрывающие своей семантики в пределах предложения, лексический повтор, простые нераспространенные двусоставные и односоставные предложения; отдельные вопросительные и восклицательные предложения и др.) [8, с.9-15].
В своей статье «Работа над языковыми средствами связности текста при подготовке к сочинению-повествованию» Р.М. Губарева подробно описывает ход работы над средствами связи предложений и предлагает методическую разработку урока по данной теме [13].
Формы и виды речи представлены в таблице в учебнике Т.М. Воителевой «Русский язык и культура речи»:
Форма речи | Вид речи | Речевое действие |
Устная речь | Говорение | Монологическая речь (высказывание, ответ на вопрос), пересказ |
Слушание | Понимание (осмысление) устных высказываний | |
Письменная речь | Письмо | Сочинение, изложение |
Чтение | Перевод кода письменной речи с целью понимания содержания текста |