Файл: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 78 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Факультет романо-германских и славянских языков Кафедра теории русского языка и переводоведения

Курсовая работа

по методике преподавания русского языка и литературы

на тему: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 7-8 классах.

Выполнил(а): Кобулова Барчиной

студент(ка) III курса,

группы RF- 20-01

Научный руководитель: Аскарова Ф.М. – преподаватель кафедры

Андижан - 2023

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1.1 Речеведческие понятия как объект изучения в лингвистике и методике преподавания русского языка

1.2 Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: сопоставительный анализ современных школьных учебников

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-8 КЛАССАХ.

2.1 Уровень знаний о речеведческих понятиях, умения, навыки обучающихся

2.2 Уровень усвоения учащимися речеведческих понятий в 7-8 классах.

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Учение русскому языку в школьные годы имеет огромное значение для развития речевых навыков и формирования языковой компетенции у учащихся. Особенно важно обращать внимание на изучение речеведческих понятий на уроках русского языка в 7-8 классах, поскольку в это время учащиеся находятся на стадии активного формирования своей языковой и коммуникативной компетенции.

В данной курсовой работе мы рассмотрим актуальность и методы обучения речеведческим понятиям на уроках русского языка в 7-8 классах, с учетом особенностей данного возрастного периода и целей изучения родного языка.


Тема нашей работы является актуальной, поскольку она связана с осознанием важности изучения родного языка, развитием речевых навыков у школьников и формированием языковой и коммуникативной компетенции у учащихся.

Объектом исследования является процесс изучения речеведческих понятий на уроках русского языка в школе.

Предмет – методы и приемы изучения речеведеских понятий в школьном курсе русского языка.

Цель нашей работы - исследовать проблему изучения речеведческих понятий в школьном курсе русского языка.

В соответствии с поставленными целями решаются следующие задачи:

1) изучить научную литературу по теме исследования и на ее основе охарактеризовать основные речеведческие понятия;

2) выявить в ходе анализа современных школьных учебников, с какими речеведческими понятиями знакомятся школьники на уроках русского языка;

3) определить уровень усвоения учащимися речеведческих понятий;

4) разработать собственные конспекты уроков по изучению речеведческих понятий, а в частности, стилей речи.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Статистический метод.

3. Тестирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.1 Речеведческие понятия как объект изучения в лингвистике и методике преподавания русского языка
Развитие связной речи учащихся – один из важнейших аспектов в обучении родному языку. В доказательство этому суждению Н.А. Ипполитова приводит высказывание Ф. И. Буслаева: «Первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи и пользоваться ими правильным образом» [по: 5, с.3].

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной (монологической) речи, а обучение чтению, анализу и пониманию текстов, в свою очередь, является основой для формирования всех речевых умений.



В.И. Капинос утверждает, что те лингвистические дисциплины, которые изучают речь с речевой ситуацией, с условиями протекания речевого процесса называют речеведческими дисциплинами, а понятия, рассматриваемые в них, объединяют термином «речеведческие понятия» [6, с.13].

Основной единицей, относящейся к речеведческим понятиям, является текст.

Вопросы теории текста представлены в работах Н.С. Валгиной, И.Р. Гальперина, Г.Я. Солганика, Л.М. Лосевой и др.

По мнению Н.А. Ипполитовой, исследование текста происходит в двух направлениях. Первое направление нацелено на изучение грамматической природы текста. В этом случае текст характеризуется как высшая ступень в системе языковых единиц. Другое направление в исследовании текста связано с отнесением его к явлениям речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Это различие исходных позиций в исследованиях текста находит отражение в определениях текста, которые содержатся в лингвистической и методической литературе [5, с.3].

Л.М. Лосева утверждает, что общепринятого определения понятию «текст» не существует, поэтому при его определении следует исходить из его признаков. В своей работе «Как строится текст» исследователь называет следующие признаки текста:

1) текст – это сообщение в письменной форме;

2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью;

3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка) [8, с.4].

Т.М. Воителева в своих работах «Русский язык и культура речи» и «Теория и методика обучения русскому языку» выделяет другие признаки текста:

• выраженность – употребление языка в устной или письменной форме;

• отграниченность – текст имеет четкие границы: начало и конец;

• связность – предложения, составляющие текст, расположены в определенном порядке, что и создает его связность;

• цельность – содержание текста связано с описанием каких-либо событий, явлений, представляющих собой целостную картину;

• структурность (упорядоченность) – структура текста объединяет все единицы языка в систему;

• информативность – каждый текст содержит конкретную информацию [2, с.30-34], [3, с.24-25].

Определение понятию «текст» мы находим в работах И.Р. Гальперина, Т.М. Воителевой, Н.С. Валгиной и др.

И.Р. Гальперин определяет текст как «сознательно организованный результат речетворческого процесса, который подчиняется определенным для него закономерностям организации» [4, с.3].


Н.С. Валгина характеризует текст как «динамическую единицу высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности» [1, с.5].

На основе вышеперечисленных определений можно сделать вывод, что одни исследователи рассматривают текст с точки зрения синтаксических особенностей, другие – как лингвистическое понятие, третьи - обращаются к тексту как к основной единице речеведения, рассматриваемой в аспекте методики преподавания русского языка, а в частности, культуры речи.

Е.С. Антонова в статье «Тайна текста» выделяет три вида упражнений по работе над текстом, каждый из которых соответствует тому или иному типу применяемых в них умственных операций:

1. Аналитические. Дети учатся понимать текст, занимать позицию адресата и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел.

2. Аналитико-синтетические. Урок-коммуникация осложняется количеством текстов, ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями, так как ему предстоит в одном псевдотексте угадать различные его составляющие.

3. Синтетические. Посредством данного вида упражнений ученик приобретает умение самостоятельно создавать речевое произведение, адекватное ситуации [20, с.3-4].

Исследователь подробно описывает работу над каждым из представленных видов упражнений.

Н.А. Ипполитова в своей работе «Текст в системе обучения языку в школе» перечисляет основные понятия, изучаемые на уроках развития речи в ходе знакомства с речеведческими понятиями. Среди них такие понятия, как:

1. Тема, основная мысль текста.

2. Средства связи предложений и частей текста и способы их выражения.

3. Типы (жанры) текстов и их композиционная форма.

4. Функционально-стилевые типы текста.

5. Виды речи и формы речи [5, с.30-34].

Рассмотрим эти понятия подробнее.

В.И. Капинос под темой понимает «смысловое ядро текста, конденсированное и обобщенное содержание текста» [6, с.24].

В учебнике Т.М. Воителевой тема определяется как «то, о чем говорится в тексте». Как правило, тема заложена в названии текста. Довольно часто тема содержится в первом предложении.

Исследователь считает, что для раскрытия темы текста, понимания его содержания актуальным становится формирование у школьников умения находить в тексте главную мысль.

Основная мысль, по мнению Т.М. Воителевой, – это «то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение». Выделение основной мысли позволяет понять отношение автора к тому, о чем он пишет [2, с. 30-34].


Другим немаловажным аспектом изучения речеведческих понятий является изучение средств связи предложений и частей текста или, по-другому, изучение межфразовой связи. Этот аспект широко представлен в пособиях для учителей Л.М. Лосевой.

Исследователь дает следующее определение: «Межфразовая связь – это связь между предложениями, абзацами, главами и другими частями текста, организующая его смысловое и структурное единство» [8, с.9]

Различные коммуникативные задачи определяют отношения между компонентами текста. Обнаружить эту связь можно благодаря лексико-грамматическим средствам, которые ее выражают.

Л.М. Лосева выделяет два вида связи. По степени отдаленности предложений выделяются контактная и дистантная связи.

Контактная связь – соединение соседних предложений.

Дистантная связь – соединение предложений, отделенных друг от друга другими предложениями.

Данные виды связи могут осуществляться с помощью личных и притяжательных местоимений, синонимов, лексических повторов (цепная связь).

Средства межфразовой связи автор пособия делит на две группы:

1) средства связи общие как для соединения частей сложных предложений, так и для соединения самостоятельных предложений (союзы, частицы, вводно-модальные слова, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, местоименная и синонимическая замена и др.;

2) средства связи, используемые только для соединения самостоятельных предложений и называемые собственно межфразовыми средствами связи (слова и словосочетания, не раскрывающие своей семантики в пределах предложения, лексический повтор, простые нераспространенные двусоставные и односоставные предложения; отдельные вопросительные и восклицательные предложения и др.) [8, с.9-15].

В своей статье «Работа над языковыми средствами связности текста при подготовке к сочинению-повествованию» Р.М. Губарева подробно описывает ход работы над средствами связи предложений и предлагает методическую разработку урока по данной теме [13].

Формы и виды речи представлены в таблице в учебнике Т.М. Воителевой «Русский язык и культура речи»:

Форма речи

Вид речи

Речевое действие

Устная речь

Говорение

Монологическая речь (высказывание, ответ на вопрос), пересказ

Слушание

Понимание (осмысление) устных высказываний

Письменная речь

Письмо

Сочинение, изложение

Чтение

Перевод кода письменной речи с целью понимания содержания текста