Файл: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 78 классах.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под монологической речью понимается связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [18, с. 55].
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля над процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие.
Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.
Независимо от формы (монолог, диалог), основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Термином высказывание определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей [18, с. 57].
В своей работе Н.В. Елкина отмечает, что «развитие связной речи ребенка начинается с его общения с взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего, она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование предметов в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями» [10, с. 16].
Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику и интонацию [13, с. 82].
Таким образом, связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
2.2 Уровень усвоения учащимися речеведческих понятий в 7-8 классах.
Для проверки уровня усвоения учащимися речеведческих понятий нами были разработаны контрольные работы для седьмого и восьмого классов.
Работа для седьмого класса состоит из тестовых заданий и практической части, которая подразумевает работу с текстом.
Работа для восьмого класса представлена рядом теоретических вопросов и практической части, которая так же предполагает работу с текстом.
Содержание работы для седьмого класса таково:
Теоретическая часть
1. Текст – это
А) несколько словосочетаний;
Б) несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически;
В) несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
2. Выбери признаки текста
А) смысловая законченность;
Б) мораль;
В) небольшое число героев;
Г) тема и основная мысль;
Д) описание одного эпизода;
Е) смысловая и грамматическая связь между предложениями.
3. Тема текста - это
А) то, о чем говорится в тексте;
Б) его идея;
В) то, что говорит главный герой в тексте.
4. Основная мысль текста – это
А) план текста;
Б) то, о чем говорится в тексте;
В) то, о чем нам хотел сказать автор.
5. Какие стили речи (текста) вы знаете?
6. К типам речи относятся:
А) повествование, рассуждение, описание;
Б) доклад, рецензия, отзыв;
В) диалог, монолог, полилог.
7. К структурным компонентам текста относятся:
А) начало, середина, конец;
Б) пролог, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, эпилог;
В) предисловие, зачин, развитие событий, концовка.
Практическая часть
Задание: придумайте заглавие, определите тему текста, основную мысль, составьте план текста, определите стиль и тип речи.
Вы видели когда-нибудь сибирский кедр? Не оторвать глаз от пышного убора могучих деревьев, что стоят, точно бояре, в дорогих зеленых бархатных шубах. Сибиряки берегут этот дар природы.
В кедраче обитает драгоценный соболь. Он не может жить без кедровых орешков. Там можно встретить и белку, качество шкурки которой прямо зависит от урожая орехов. Под густым хвойным пологом живет благородный олень. Каждую весну он в муках отращивает на своем лбу новые рога - панты. Когда на нежные, только что появившиеся рожки подует легкий ветерок или упадет хоть одна капля дождя, олень испытывает мучительную боль. Спасение он находит в кедровой роще, потому что только могучая крона этих деревьев не пропускает дождя.
Ученые установили, что плоды кедра содержат такие вещества, которые способствуют высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждает туберкулез, малокровие. Оказывается, приготовленные из кедровых орехов сливки в три раза питательнее коровьих.
Работа для восьмого класса состоит из следующих заданий:
Теоретическая часть
1. Что такое текст?
2. Перечислите основные признаки текста.
3. Что такое тема текста?
4. Что такое основная мысль текста?
5. Перечислите все стили речи, которые вы знаете и особенности каждого.
6. Назовите средства связи предложений в тексте, которые вы знаете.
7. Назовите структурные элементы текста.
Практическая часть
Задание: определите тему текста, основную мысль, составьте план текста, определите тип и стиль речи, выделите структурные компоненты текста.
Лапти.
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок
, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И.А Бунин
Работу выполняли двадцать учеников, учащихся в седьмом классе и двадцать три учащихся восьмого класса.
Результаты работ учащихся седьмого класса показали, что теоретическая часть почти не вызвала трудностей. С ними справилось подавляющее большинство школьников. Всего два человека из двадцати неверно ответили на вопрос «что такое основная мысль», один человек не смог назвать стили речи, и три человека неправильно назвали структурные компоненты текста.
Практические задания вызвали наибольшие затруднения школьников. Восемь человек из двадцати не смогли определить тему текста, семь – основную мысль текста, семь – стиль текста. Всего один человек из двадцати верно определил тип речи. Четыре человека не смогли правильно составить план текста, шесть человек справились частично, остальные десять – составили план верно. С определением названия текста ни у кого проблем не возникло.
Результаты работ учащихся восьмого класса показали, что хуже всего была усвоена тема «Стили речи»: в теоретической части большинство учащихся только перечислили функциональные стили, не определив их особенности, а в практической – девять из двадцати трех учащихся не смогли определить стиль текста.
Характеризуя понятие «текст» учащиеся указывают два его основных признака: смысловую и тематическую связь предложений, но большая же часть (восемнадцать человек) не указывает на грамматическую связь между ними.
Результаты контрольной работы показали также, что плохо усвоен материал о средствах связи предложений. Одиннадцать человек из двадцати трех не смогли дать полного, четко сформулированного ответа.
Определение структурных частей текста также вызывает затруднения у школьников: всего три человека из двадцати трех справились с этим заданием.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что теоретический материал был усвоен на достаточном уровне. Между тем, уровень сформированности умений и навыков применения этих знаний на практике весьма не высок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научную литературу по теме исследования, мы выяснили, какие именно речеведческие понятия изучаются в школьном курсе русского языка и их особенности. Мы пришли к выводу, что основным понятием речеведения является понятие «текст». В ходе анализа и интерпретации текста учащиеся овладевают нормами построения различных высказываний в различных речевых ситуациях.
Цель нашей работы заключалась в выявлении методики использования и изучения речеведчсеких понятий на уроках русского языка в 7-8 классах.