Файл: Обучение речеведческим понятиям на уроках русского языка в 78 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К типам речи автор относит описание, рассуждение и повествование. Выбор того или иного типа зависит от авторской цели: если автор намерен рассказать о признаках предмета, дать характеристику какому-либо явлению, то текст представляется как описание; если автор размышляет, доказывает свою точку зрения, то текст является рассуждением; если же автор рассказывает о событии, истории, то текст выступает повествованием.

О.А. Нечаева дает следующие определения данным типам текста:

- описание – это тип речи, в котором предложения находятся в значении одновременности, одномоментности;

- рассуждение – тип речи, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях;

- повествование – тип речи, в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности, т.е. события рассматриваются в движении как следующие одно за другим [10, с.19-37].

Работа над сочинениями разных типов речи в их взаимосвязи с жанрами (в частности, публицистическими) подробно представлена в статье Т.Н. Поповой «Понятия «стиль», «тип речи», «жанр» в системе работы по развитию речи» [12].

В учебном пособии «Теория и практика обучения русскому языку» под редакцией Р.Б. Сабаткоева сказано, что изучать речеведческие понятия следует с опорой на понятие ситуации общения (речевой ситуации) и в сопоставлении функциональных стилей [21, с.531].

А.А. Леонтьев определяет речевую ситуацию как «совокупность условий речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие» [по: 15, с. 30].

Вопросу о функционально-стилевых типах текста посвящены работы В.В. Одинцова, Т.М. Воителевой, Н.С. Валгиной, Г.Я. Солганика и др.

По определению Г.Я. Солганика функциональный стиль – это «стиль, формируемый действием той или иной функции. А собственно «стиль», по Солганику, - это «индивидуальные особенности манеры писателя – совокупность приемов использования средств языка» [18, 25-26].

Исследователи-лингвисты выделяют несколько функционально-стилевых типов текста: официально-деловой, научный, публицистический (газетно-публицистический), художественный и разговорный. Каждый из перечисленных стилей имеет свои жанровые разновидности и языковые особенности.

Например, официально-деловой стиль реализуется в документах различного содержания и, по мнению Н.С. Валгиной, служит для связи органов власти с населением. Этот стиль стремится к достаточно отточенной форме изложения, регламентированности, стабильности и высокой информативности речевых средств. Чертами официально-делового стиля являются: однозначность, точность и лаконичность формулировок.


Научный стиль обслуживает научную сферу человеческой деятельности. Приметами данного стиля являются смысловая точность, однозначность, строгость, скрытая эмоциональность, широкое использование терминологии.

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, политических выступлениях и т.д. Основной функцией этого стиля является воздействие на слушателя (читателя). Признаками данного стиля являются оценочность, страстность, особая эмоциональность.

Понятие «художественный стиль» часто связывают с языком художественной литературы. Художественная речь отличается широким применением экспрессивных средств и метафорического свойства слова, оценочностью, эмоциональностью, образностью, экспрессией [1, с.194-222].

Некоторые методисты утверждают, что при изучении функциональных стилей для анализа и создания текстов разных стилей необходимо предложить схему структурного описания функциональных стилей, которая поможет учащимся определить принадлежность текста к тому или иному стилю:

1. Сфера применения.

2. Задача речи.

3. Стилевые черты.

4. Характерные для данного стиля языковые средства [21, с. 532].

Подробный ход работы по изучению функциональных стилей в средних классах представлен в учебном пособии Е.И. Литневской, В.А. Бягрянцевой [21], а четко подобранный дидактический материал для работы над стилями текста предлагает Ю.Г. Федотова в статье «Стилистические упражнения при углубленном изучении русского языка» [19].

В.И. Капинос утверждает, что «речеведческая теория должна быть усвоена учащимися не в виде определений понятий и формулировок правил, а в деятельностной форме, в виде умений, учебных действий с этим понятиями и правилами» [15, с. 32].

На основе полученных знаний о речеведческих понятиях у учащихся формируются следующие умения:

1) осознавать тему высказывания и строить высказывание в соответствии с заданной темой;

2) определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание с учетом определенного замысла и коммуникативного намерения;

3) собирать и систематизировать материал для создания соответствующего текста, планировать содержание высказывания;

4) придавать высказыванию соответствующую композиционную форму; придавать высказыванию соответствующую стилистическую окраску;

5) правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания;

6) совершенствовать написанное.



Все эти умения опираются на речевые навыки, формируемые в ходе овладения языком — произносительные, грамматические, лексические [5, 34].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основным речеведческим понятием, изучаемым в школьном курсе русского языка, является понятие «текст». На уроках развития речи текст помогает учащимся в усвоении норм и возможностей построения различных высказываний в ходе его анализа и интерпретации.
1.2 Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: сопоставительный анализ современных школьных учебников

Сравнительный анализ современных учебников русского языка в Узбекистане позволяет выявить речеведческие понятия, которые включены в школьный курс. Речеведческие понятия - это термины и определения, относящиеся к исследованию языка как средства общения и его явлений. Они помогают учащимся лучше понять и анализировать русский язык и его функции в различных сферах общения.

Проанализировав несколько современных учебников русского языка для школьников в Узбекистане, можно выделить следующие речеведческие понятия:

Коммуникация - это понятие включает определение коммуникации как процесса обмена информацией между людьми, а также различные аспекты коммуникации, такие как коды, каналы, средства и цели коммуникации. Учащиеся узнают, каким образом язык функционирует как средство коммуникации и как важно учитывать контекст и аудиторию при общении на русском языке.

Функции языка - учащиеся знакомятся с основными функциями языка, такими как информативная, регулятивная, эмоционально-экспрессивная, контактно-коммуникативная, эстетическая и игровая функции. Они изучают, как каждая из этих функций выполняется с помощью определенных языковых средств и структур.

Речевые акты - это понятие относится к классификации высказываний в речи на основе их функций, таких как предложения-утверждения, вопросы, приказы, просьбы и др. Учащиеся изучают, как речевые акты организуют коммуникацию и взаимодействие между говорящими на русском языке.

Коммуникативные стратегии - это методы и приемы, используемые говорящими для достижения определенных коммуникативных целей. Учащиеся знакомятся с различными стратегиями, такими как обращение к собеседнику, уточнение, перефразирование, выделение, согласование, эмоциональное окрашивание и другие, и изучают, как они могут использовать эти стратегии в своей речи на русском языке.


Речевые средства - учащиеся знакомятся с различными языковыми средствами, такими как лексика, грамматика, фонетика и орфография, и изучают их роль в коммуникации на русском языке. Они изучают, как правильно использовать речевые средства в различных ситуациях общения и как они могут влиять на эффективность коммуникации.

Культурные аспекты коммуникации на русском языке - учащиеся изучают особенности русской культуры, связанные с коммуникацией, такие как нормы речевого поведения, уровень формальности, табу и принятые общепринятые выражения. Они узнают о культурных особенностях русского языка и как они могут влиять на взаимодействие с носителями русского языка.

Межкультурная коммуникация - это понятие относится к коммуникации между представителями разных культур и языков. Учащиеся изучают различные аспекты межкультурной коммуникации, такие как культурные различия в коммуникативных стратегиях, неправильные интерпретации, культурные стереотипы и способы успешного взаимодействия в межкультурных коммуникативных ситуациях.
Таким образом, речеведческие понятия в школьном курсе русского языка в Узбекистане включают понятия коммуникации, функций языка, речевых актов, коммуникативных стратегий, речевых средств, культурных аспектов коммуникации и межкультурной коммуникации. Изучение этих понятий позволяет учащимся более глубоко понимать и анализировать русский язык как средство коммуникации в различных ситуациях и развивать свои коммуникативные навыки на русском языке с учетом культурных особенностей.  

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-8 КЛАССАХ.

2.1. Уровень знаний о речеведческих понятиях, умения, навыки обучающихся

Характеристика речеведческих понятий и ихособенности содержатся в ряде трудов современной психолого-педагогической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [15, с. 7].

По мнению Т.А.Ткаченко, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [23, с. 54].


Как пишет А.А. Леонтьев, связная речь это активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Она характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью» [13, с. 10].

По мнению С.Л. Рубинштейн, связная речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

- эмоционально-оценочная [19, с. 194].

Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [19, с.35].

Связная речь, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется наличием четырех основных групп связей:

- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

- функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

- психологических – отнесенность речи к сферам общения;

- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) [26, с. 69].

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим их более подробно.
Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.