Файл: Дополнительные материалы в соответствии с рекомендациями Экспертного совета по итогам экспертизы 2019 года.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительные материалы в соответствии с рекомендациями
Экспертного совета по итогам экспертизы 2019 года
Уточнение и обоснование понятия «профессиональная компетентность»
обучающихся ОВЗ
Используемое понятие ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ в литературных источниках определено как способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка.
Профориентационная компетентность обозначена совокупностью следующих компетенций:

личностная зрелость: сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений;

владение информацией об успешном самоопределении: полнота и дифференцированность знаний о профессиях, специфике будущей профессии, знание своих индивидуальных особенностей и путей развития профессионально важных качеств;

активность субъекта в процессе профессионального самоопределения: знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление профессионального выбора, наличие обоснованного профессионального плана, осознание предстоящих трудностей и наличие тактики их преодоления.
Деятельность в рамках научно-методической работы ГБОУ школы № 663
Московского района СПб направлена на обучающихся с ОВЗ и, в частности,
обучающихся с задержкой психического развития. Поэтому, конкретизируя понятие
профориентационной компетентности, мы рассматриваем в качестве субъектов
именно эту категорию обучающихся. Для обучающихся
с задержкой психического
развития компетенции, обозначающие профориентационную компетентность, могут
быть представлены следующим образом:

Личностный аспект. Достижение личностной зрелости – практически недостижимая задача в работе с обучающимися с ОВЗ (в частности, с ЗПР) в школьном возрасте.
Поэтому правильнее говорить о перечисленных компонентах (сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений), не употребляя понятие «личностная зрелость».
Диагностировать развитие данных компетенций можно с помощью методики
Овчаровой Р.В. «Мотивы выбора профессии»; теста-опросника Ковалева С.В.
«Определение уровня самооценки» (тест «Самооценка» в модификации ГБОУ № 663).

Информационный аспект. Для обучающихся с ОВЗ характерна узость представлений об окружающей действительности.
Направлением формирования

профориентационной компетентности должно стать расширение спектра представлений о доступных по состоянию здоровья и уровню развития способностей профессиях, специфике будущей профессии, своих индивидуальных особенностях и путях развития профессионально важных качеств.
Диагностировать развитие данной компетенции можно с помощью опроса «Какие профессии ты знаешь?», а также подготовки обучающимися рассказа или презентации о профессии.

Деятельностный аспект. Для обучающихся с ОВЗ характерна личностная пассивность.
Формирование активной позиции обучающихся с ОВЗ осуществляется в результате организации различных мероприятий, в ходе занятий по профориентации.
Диагностировать развитие активной позиции предполагается с помощью составленных специалистами ГБОУ школа № 663 форм фиксации результатов и модификации методик: форма «Индивидуальный профессиональный маршрут», методика Рожкова
М.И. (4-ая шкала).
Анкета Резапкиной Г.В., модифицированная специалистами ГБОУ школы № 663, представленная в виде «Анкеты профессионального самоопределения» дает возможность определить показатель готовности к выбору профессии, который охватывает все три аспекта профориентационной компетентности. Также все три аспекта выявляются с помощью методики Успенского В.Б., выявляющей общий показатель – готовность к выбору профессии. Все диагностические материалы представлены в Приложении.
На основе анализа личностных особенностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР) и методов диагностики попробуем сформулировать
ПРОФОРИЕНТАЦИОННУЮ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ для обучающихся с ОВЗ, в частности, обучающихся с ЗПР:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка.
Профориентационную компетентность для обучающихся с ЗПР можно обозначить совокупностью следующих компетенций:

личностное развитие: адекватность самооценки, сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, готовность к принятию решений;

владение информацией об успешном самоопределении: знания о доступных по состоянию здоровья и уровню развития способностей профессиях, специфике будущей профессии, знание своих индивидуальных особенностей и путей развития профессионально важных качеств;



социальная активность субъекта в процессе профессионального самоопределения: знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление обоснованного профессионального выбора.
Все три аспекта профориентационной компетентности активнее всего формируются в деятельности. Диагностика субъектов и процесса реализации научно- методической деятельности показала, что организация профессиональных проб способствует формированию и развитию профориентационной компетентности обучающихся с ЗПР.
Возможности индивидуализации в организации профессиональных проб
Профессиональные пробы организуются в соответствии с индивидуальными предпочтениями обучающихся, для чего осуществляется диагностика интересов и способностей на вводно-ознакомительном этапе профпробы. В рамках психолого- педагогического сопровождения проводится диагностическая, коррекционная и консультативная работа с обучающимися и их родителями для формирования адекватной оценки индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся
(Подготовительный этап профпробы). На основе этой деятельности выбираются учреждения (ГБОУ, ГБПОУ, ГБУ ДО), на базе которых будут организованы профессиональные пробы по соответствующим направлениям деятельности. Таким образом, возможности индивидуализации в организации профессиональных проб отражены в
Программе психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и в Механизме реализации профессиональных проб для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами взаимодействия основного и профессионального образования.
Понятие «сопровождение» в отношении профессиональных проб как
педагогический процесс, понимается в НМД ГБОУ школа № 663 как система деятельности, включающая психолого-педагогическое сопровождение (занятия по профориентации, психокоррекции, индивидуальные и групповые психологические консультации, тренинги и упражнения), заполнение форм фиксации результатов профпробы («Карта наблюдения за учащимися в ходе реализации профессиональных проб», «Анкета участника профессиональной пробы») осуществляемое как в рамках проведения профпробы, так и после ее реализации, а также анализ заполненных форм фиксации результатов и консультирование после проведения циклов профпроб в процессе построения индивидуального профессионального маршрута.


Организационно-управленческие условия организации профессиональных
проб подразумевают на уровне директоров учреждений (заместителей директоров по УВР и заместителей директоров по производству) подписание договора о сотрудничестве, форма которого разработана специалистами ГБОУ школа № 663 на первом этапе реализации НМД, с учреждениями, на базе которых будут организованы профпробы, составление совместной с этими учреждениями программы профориентационной работы, в рамках которой профпробы будут проводиться. Образец Программы разработан на втором этапе реализации НМД. В программе согласуются направления профессиональной деятельности (профессии, специальности), сроки проведения профпроб, количество часов на каждую профпробу, возможные продукты труда.
На основе опыта реализации деятельностных и предпрофессиональных проб в рамках повышения профессиональной компетентности педагогов, задействованных в организации профессиональных проб для обучающихся с ОВЗ проведен цикл обучающих семинаров для педагогов ГБОУ школа № 663. Повышение квалификации педагогов района и города осуществлялось и через диссеминацию опыта за счет организации районного и городского семинаров и выступлений на различных мероприятиях.
В рамках реализации Технологического этапа работы в 2019-2020 учебном году коллектив ГБОУ школы № 663 продолжил использовать потенциал ОУ района для
взаимодействия по теме НМР, организовав совместную деятельность с ГБОУ школой № 613. Также произошло увеличение числа партнеров в системе профессионального образования (см. список социальных партнеров).
В отчетном периоде активно велась работа по совершенствованию технологии
диссеминации наработанного опыта на различных уровнях (районном, городском, межрегиональном, всероссийском) в различных формах, включая публикации, очные
(семинары, конференции, мастер-классы).
С учетом рекомендаций Экспертного совета по итогам экспертизы 2019 года был подготовлен и направлен в ИМЦ Московского района видеоролик о работе площадки
для районной инфозоны.

Приложение
«Мотивы выбора профессии»
(Р.В. Овчарова)
Данная методика позволяет определить преобладающий вид мотивации при выборе профессии.
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию.
Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии.
Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов:
«очень сильно повлияло» - 5 баллов;
«сильно повлияло» - 4 балла;
«средне повлияло» - 3 балла;
«слабо повлияло» - 2 балла;
«никак не повлияло» - 1 балл.
Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.
Бланк для ответов

Утверждения
Оценка
1
Требует общения с разными людьми
2
Нравится родителям
3
Предполагает высокое чувство ответственности
4
Требует переезда на новое место жительства
5
Соответствует моим способностям
6
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием
7
Дает возможность приносить пользу людям
8
Способствует умственному и физическому развитию
9
Является высокооплачиваемой
10 Позволяет работать близко от дома
11 Является престижной
12 Дает возможности для роста профессионального мастерства
13 Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах
14 Позволяет реализовать способности к руководящей работе
15 Является привлекательной
16 Близка к любимому школьному предмету
17 Позволяет сразу получить хороший результат труда для других
18 Избрана моими друзьями
19 Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
20 Дает большие возможности проявить творчество
Обработка данных


Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

Тест «Самооценка» (в модификации ГБОУ № 663)
Тест является модификацией методики Ковалева С.В. «Определение уровня самооценки». Методика адаптирована для обучающихся с ОВЗ.
Обучающиеся отвечают на вопросы, выбирая один из вариантов ответа.
Варианты ответов:
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда -2 балла
Редко – 1 балл
Никогда -0 баллов
Вопросы
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупым.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других намного лучше, чем мой.
6. Многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень много.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
11. Для меня важно, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
13. Чувствую, что мне что-то угрожает.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Оценка результатов:
Меньше 10 баллов - завышенная самооценка.
От 10 до 30 – средний уровень самооценки.
Больше 30 баллов – заниженная самооценка.
Источник: Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия / авт.- сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.