Файл: Дополнительные материалы в соответствии с рекомендациями Экспертного совета по итогам экспертизы 2019 года.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Какие профессии ты знаешь?».
Обучающимся предлагается написать все известные им профессии.
По данным разных исследователей, нормально развивающиеся девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—26 профессий, а учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР), почти в 2 раза меньше.
Рассказ (презентация) о профессии.
Обучающимся предлагается подготовить рассказ (презентацию) о выбранной ими профессии. Если этот выбор еще не сделан, то это может быть привлекательная для обучающегося профессия или часто выбираемая выпускниками ГБОУ школы № 663.
План рассказа (презентации).
1. Название профессии
2. Содержание труда
3. Условия труда
4. Плюсы и минусы профессии
5. Медицинские противопоказания
6. Требования к личности профессионала
7. Учебные заведения
8. Возможность карьерного роста
9. Заработная плата
10. Соответствие индивидуальным особенностям и состоянию здоровья обучающегося.

Индивидуальный профессиональный маршрут
обучающегося с ОВЗ на __________________ учебный год
по окончании 8 класса.
ФИО _________________________________________________________________________
Мои интересы__________________________________________________________________
Мои способности ______________________________________________________________
Профессия (специальность, направление обучения)
_____________________________________________________________________________

СПб ГБ ПОУ
Специальность
Мой выбор
1.
СПб ГБ ПОУ «Автодорожный колледж»
2.
СПб ГБ ПОУ "Техникум "Автосервис"
3.
СПб ГБ ПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
4.
СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж»
5.
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»
6.
СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»
7.
СПб ГБ ПОУ «Реставрационно- художественный колледж»
8.
СПб ГБ ПОУ Колледж "ПетроСтройСервис»
9.
СПб ГБ ПОУ РК «Кировский»
10.
СПб ГБ ПОУ "Петродворцовый колледж"
11.
СПб ГБ ПОУ «Многофункциональный региональный центр прикладных квалификаций «Техникум энергомашиностроения и металлообработки»
12.
СПб ГБ ПОУ «Оптико-механический лицей»
Индивидуальный профессиональный маршрут
обучающегося с ОВЗ на __________________ учебный год
по окончании 9 класса.
ФИО _________________________________________________________________________
Мои интересы__________________________________________________________________
Мои способности ______________________________________________________________
Выбор профессии

Профессия
(специальность)
СПб ГБ ПОУ
Дополнительные условия
Мой выбор
(основной/запасной)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.


Методика «Изучение социализированности личности учащегося»
(на основе авторской методики Рожкова М.И.)
Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения: я прочитаю вам 20 суждений, а вам необходимо прослушать их и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда
3 – почти всегда
2 – иногда
1 – очень редко
0 – никогда
1. Стараюсь слушать во всём своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я стараюсь участвовать в разных мероприятиях, связанных с выбором профессии.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что главное в жизни – это выбрать профессию по душе.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится знакомиться с разными профессиями.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Я думаю о том, куда пойти учиться или работать после школы.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стремлюсь попробовать выполнить какие-нибудь приемы профессиональной работы, если предоставляется такая возможность.
Обработка результатов
Чтобы быстрее и легче провести обработку результатов, необходимо подготовить для каждого учащегося бланк, в котором в ячейку с номером суждения ставится оценка.
1 5
9 13 17 адаптированность
2 6
10 14 18 автономность
3 7
11 15 19 социальная активность
4 8
12 16 20 готовность к выбору профессии
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной

активности – с третьей строчкой. Оценка готовности обучающихся к выбору
профессии – с четвёртой строчкой.
Оценка социализированности проводится при рассмотрении полученного коэффициента по каждой шкале: от 0 до 2,0 – низкий уровень от 2,1 до 3,0 – средний уровень от 3,1 до 4,0 – высокий уровень


Анкета профессионального самоопределения
(модификация анкеты Резапкиной Г.В.).
ФИ___________________________________________________ Класс_______________
1. Я хочу быть (напишите профессию)_______________________________________
2. Какое образование требуется для получения этой профессии?

Обучение на рабочем месте

Краткосрочные курсы

Среднее профессиональное образование (колледж, лицей)

Высшее профессиональное образование (институт, университет)
3. Что повлияло на ваш выбор (выберите не более 3-х вариантов):

Высокая зарплата

Престиж профессии

Будет легко найти работу

Посоветовали родители и друзья

Мне это интересно

Соответствует моим способностям

Соответствует состоянию моего здоровья
4. Что вы знаете о своей будущей профессии? (напишите)

Условия труда___________________________________________________________

Профессионально важные качества________________________________________

Где можно получить эту профессию________________________________________

Спрос на профессию на рынке труда_______________________________________
5. С кем вы беседовали о выборе профессии

С учителями, психологами

С родителями, родственниками

С товарищами, сверстниками

С людьми, которые знают эту профессию

Ни с кем
6.Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-3 варианта):

Человек (дети и взрослые, ученики, клиенты, пациенты, покупатели,
пассажиры, зрители, читатели, сотрудники)

Информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки
программирования)

Финансы (деньги, кредиты)

Техника (механизмы, станки, здания, приборы, машины)

Искусство (литература, музыка, театр, кино, живопись)

Животные и растения (дикие, домашние, декоративные)

Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб,
мясомолочные продукты, овощи, фрукты)

Природные ресурсы (леса, водоемы, месторождения полезных ископаемых)
7. Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-3 варианта):


Специально
оборудованное
помещение
(мастерская,
лаборатория,
парикмахерская)

Разъезды и командировки

Открытый воздух

Экстремальные условия (работа с риском для жизни и здоровья)

Работа на дому
8.Важно ли вам сейчас прилагать усилия для хорошей учебы, чтобы поступить туда, куда хочешь?

Да, важно

Нет, и так поступлю
9.Чем вы любите заниматься в свободное время? Какие кружки и секции посещаете?
___________________________________________________________________________
10. Помогают ли вам школьные мероприятия (экскурсии в учебные заведения, уроки по профориентации, часы психокоррекции и др.) с выбором профессии?______________
____________________________________________________________________________
Анкета профессионального самоопределения представляет собой модификацию одноименной анкеты Резапкиной Г.В., составленную В ГБОУ № 663 с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ. С помощью данной анкеты можно измерить
готовность подростков к выбору профессии. Кроме того в анкету заложены критерии
эффективности профориентационной работы. Для того чтобы можно было применять не только качественный, но и количественный анализ, критерии дополнены разработанной в ГБОУ школе № 663 системой баллов.
1.
Своевременность профессионального выбора (0-2 балла).
Определяется на основании ответа на первый вопрос анкеты («Я хочу быть…») или
Ты уже выбрал профессию? Какую?
Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе.
0 баллов – профессиональный выбор еще не сделан (отсутствие ответа, ответ «не знаю»);
1 балл – обучающийся выбирает между несколькими профессиями;
2 балла – профессиональный выбор сделан, обучающийся называет выбранную профессию.
2.
Осознанность выбора (0-4 балла).
Определяется при ответе на четвертый вопрос анкеты («Что вы знаете о своей будущей профессии: 1)условия труда, 2)профессионально важные качества, 3)где можно получить эту профессию, 4)спрос на профессию на рынке труда»).
Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому, что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке труда, то такой выбор нельзя считать осознанным.
0 баллов – отсутствие ответов, ответ не знаю;
1 балл – ответ в одной из категорий (обучающийся может назвать условия труда или профессионально важные качества, или где можно получить эту профессию, или спрос на профессию на рынке труда);
2 балла – ответы в 2 категориях;
3 балла – ответы в 3 категориях;
4 балла – ответы в 4 категориях.


3.
Реалистичность выбора (соответствие своим возможностям) (0-2 балла).
Анализируется вся анкета.
Например, ученица хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.
Оценивается на основании результатов диагностики и экспертной оценки (мнение педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога).
0 баллов – профессиональный выбор нереалистичен (не соответствует способностям, возможностям, состоянию здоровья обучающегося);
1 балл – профессиональный выбор недостаточно соответствует способностям, возможностям, состоянию здоровья обучающегося;
2 балла – профессиональный выбор реалистичен (соответствует способностям, возможностям, состоянию здоровья обучающегося).
4.
Согласованность или непротиворечивость профессионального выбора (0-2 балла).
Анализируется вся анкета.
Пример непротиворечивого выбора: девушка хочет стать ювелиром, любит рисовать, способна выполнять кропотливую работу, предпочитает профессии сферы
«Человек-Художественный образ».
0 баллов – ответы обучающегося на вопросы анкеты не согласованы друг с другом, противоречивы;
1 балл – ответы обучающегося на вопросы анкеты недостаточно согласованы друг с другом;
2 балла – ответы обучающегося на вопросы анкеты согласованы друг с другом, непротиворечивы.
Баллы по четырем критериям суммируются.
0-3 балла – низкая степень готовности обучающегося к выбору профессии.
4-9 баллов – средняя степень готовности к выбору профессии.
10 баллов – высокая степень готовности к выбору профессии.
Сопоставление результатов, полученных при первичной диагностике и через год, показывают эффективность профориентационной работы.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.
Составитель: Успенский В.Б.
Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии.
Обучающимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами “да” или “нет”.
1. Вы уже твердо выбрали профессию.
2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
4. Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
6. Если Вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Неважно кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам недостает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Как вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор?
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии.
18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова “хочу”.
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии:
1 балл присваивается за ответ ДА на вопросы: 1, 3, 6. 7. 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23 и за ответ НЕТ на вопросы: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24.
0–6 баллов - неготовность,
7–12 баллов – низкая готовность,
13–18 баллов - средняя готовность,
19–24 балла - высокая готовность.
Источник: Меркулова В.Н. Профориентационный урок для старшеклассников на тему "Право выбора на ранней стадии профессионального самоопределения" открытыйурок.рф›статьи/645026/ https://xn--ilabbnckbmcl9fb.xn--plai/