Файл: 2. Совместная с Россией борьба армянского народа против Турции.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1916 году уничтожение армян, проживающих во всех частях Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, было продолжено. Сохранилось много свидетельств очевидцев этих событий, описавших неимоверные страдания армянского населения. В 1916 году русский поэт, публицист, переводчик и общественный деятель Сергей Городецкий, ставший очевидцем погромов армянского населения, писал: "Невыносима мысль, что сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа... Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю. Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой - вот... ощущения, которыми дарит Турция".
Несомненно, автором геноцида армян в Турции были младотурки и их правительство. Они преследовали явную цель - уничтожение одного из древнейших представителей человеческой цивилизации - армянского народа. Но их приказы и распоряжения, наряду с регулярными подразделениями армии, жандармерии и полиции, выполняли нередко и рядовые турки, жаждавшие легкой наживы. В ограблении и истреблении армян участвовали и им руководили чиновники всех рангов, офицеры высших и низших чинов, буквально почти все, перед кем открывалась возможность обогатиться за счет армян.
Массовая депортация и истребление армян в Турции в 1915-1922 годах, как по охвату территории, так и по методам исполнения вряд ли имели до этого аналоги в мировой истории. Армян - женщин, детей, стариков умерщвляли огнем и мечом, топили в реках, расстреливали группами, бросали со скал в бездонные ущелья, морили голодом и холодом, истязали до мученической смерти, расстреливали группами...
И льются, льются реки жгучих слез
Несчастного народа. Льется кровь
Среди мучений, казней и угроз.
И ужасы творятся вновь и вновь.
И обступила гибель нас кругом.
Измученные телом и душой,
Взывали мы: “За что же это? В чем
Мы, Боже, провинились перед
Тобой ?…”
(Ованнес Туманян)
Тысячи депортированных армян погибали на дорогах и в лагерях от эпидемических заболеваний. "...Трудно забыть набережные Смирны. Чего только не плавало в ее водах. Впервые в жизни я дошел до того, что такое снилось мне по ночам. Рожавшие женщины - это не так страшно, как женщины с мертвыми детьми...", - писал Э.Хемингуэй, ставший в 1922 году очевидцем зверств турок и страданий армян. И все это проводилось в рамках программы сплошной исламизаиии-османизации населяющих Турцию народов. Г.Фирбюхер в работе "Армения 1915. Предисловие к русскому изданию В.Микаеляна" отмечал, что "...истребление армян нельзя понять, не оглянувшись на историю развития Турецкой империи. Этот период истории своими ужасами и преступлениями превосходит любую другую главу мировой истории…
Насилие, насилие и еще раз насилие, - вот знамение турецкой истории ”.
Во многих местах армянский народ организовывал самооборону, а затем перешел и к вооруженной борьбе, оказывая туркам упорное сопротивление. В середине 80-х годов XIX века в Западной Армении для борьбы против турецких угнетателей сформировалось Армянское гайдукское движение - вооруженные группы гайдуков-фидаи из армянской молодежи. Первые отряды армянских гайдуков - группы Арабо (Аракела), Рубена Шишманяна, Тороса Царукяна (Челло), Ованнеса Минасяна (Минаса) и многих других возникли в Тароне, Васпуракане, Кесарии. Их действия отличались самоотверженностью и дерзостью. Они носили стихийный и разрозненный характер, но уже в 1894-1896 годах и в начале XX века гайдуки приняли активное участие в самообороне и борьбе армянского населения против турецких бесчинств в армянских местностях Османской империи.
На этом этапе в героической борьбе против многовекового турецкого ига и истребления армянский народ выдвинул целую плеяду борцов-фидаинов за свое освобождение. Широкой популярностью среди армянского народа пользовались фидаи (участники вооруженной борьбы) - Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш, Никол Думан, Жирайр, Грайр (Казарян Арменак) и другие. Среди них особо выделялся, гроза турецких погромщиков, герой Балканской войны Андраник Озанян (1865-1927 гг.), которого современники называли "Армянским Гарибальди", "Храбрым Андраником", "Армянским Ильей Муромцем", "Венцом борьбы армян за освобождение" и слагали о нем песни и легенды. Враг не только приходил от него в ужас, считая его храбрым и мужественным воином, но и уважал за доброту и справедливость. "Я солдат, - говорил о себе Андраник, - солдат армии угнетенных и порабощенных, и где борьба за свободу, где борьба с господами, там мой меч. Против мирного турецкого населения не имею никакой вражды. Я сражаюсь только против беков и их правительства... Армянские войска воюют только против турецких вооруженных сил, а мирное мусульманское население должно находиться под защитой армянских властей... Я боролся только за одно - за свободу и благополучие родного народа... и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь". Имя национального героя Андраника стало символом борющейся Армении. "На протяжении многих лет армянский зинвор высоко нес свое имя и честь. Со дня битвы в Сасуне до Балканской войны, и после нее до Зангезура, Сисиана, Кафана, до рек Забуги и Пекерлу, ваши битвы на Кавказском фронте восхитили мир. Ферих, Али, Явер, Али Исган, Халил, Вегиби Нурипаша и даже их самые последние солдаты увидели и почувствовали силу ваших ударов", - позднее обращался он к своим воинам. Однако борьба армянского народа против зверских деяний, погромов и мучений турок была неравной, с многочисленными жертвами и не смогла завершиться победой.
Результат Пантюркистской политики
Так, в результате пантюркистской политики правящей клики младотурок, был уничтожен и депортирован целый народ - западные армяне, а их родина - Западная Армения, 9/10 части Армении - превращена в руины. Вместе с изгнанным и уничтоженным народом были истреблены и уничтожены культурные ценности, создававшиеся веками. Опустело 12 армянских губернии, остались заполоненными величественный Арарат, горы Марута и Сипан, жемчужное озеро Ван. Лишь немногим армянам удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тысяч армян нашли убежище в России. Западная Армения - колыбель армянской культурно-экономической жизни многих веков - перестала существовать.
Трагедия армянского народа потрясла весь цивилизованный мир и стала трагедией всего культурного мира. Прогрессивное человечество осудило действия турецких погромщиков. Многие общественные и политические деятели, ученые и деятели культуры разных стран заклеймили геноцид и приняли участие в оказании помощи армянскому народу. Геноцид армян в Османской империи в 90-х годах XIX - начале XX веков нашел свое отражение в произведениях не только армянских писателей и поэтов (Ваана Тотовенца, Запела Есаяна, Гургена Маари, Аксела Бакунца, Егише Чаренца, Наири Зарьяна, Паруйра Севака, Ованеса Шираза и многих других). Эта тема нашла отражение в произведениях русских писателей и поэтов (М.Горького, Ю.Веселовского, В.Брюсова, В.Язвицкого, С.Городецкого, А.Белого, И.Катаева, О.Мандельштама, В.Звягинцевой, А.Тарковского, Н.Тихонова, В.Гроссмана, М.Матусовского, Б.Чичибабина, М.Дудинаи т.д.).
На трагические события в Западной Армении откликнулись французские писатели и поэты (А.Франс, П.Кийар, А.Вандаль, Ж.Эгар, М.Жакоб, М.Фонтенели, Р.Дастарак, Ж.Геган и др.). Тема геноцида армян в Османской Турции представлена также в американской и английской литературе (Э.Хемингуэй, В.Сароян, М.Арлен, М.Перейра, О.Пиликян и др.); в произведениях немецких и австрийских писателей (А.Вегнер, И.Лепсиус, П.Рорбах, Ф.Верфель, Е.Зоммер); в болгарской польской литературе (П.Яворов, В.Стоматов, Т.Мицински, З.Налковска, В.Грабски, Б.Гембарски); сербской, югославской и испанской литературе (К.Миятович, Б.Пекич, М.Лалич, Х.Гуриаран).
Резня армян в Турции была признана Европарламентом и комиссией ООН первым геноцидом XX столетия, так как это был первый в истории XX столетия случай столь массового геноцида, унесший из жизни около 2 миллионов человек. За прошедшие с тех страшных страданий годы выросло уже не одно поколение армянских детей, но ежегодно, 24 апреля, армяне всего мира отмечают скорбную дату - День памяти своих соотечественников, ставших жертвами варварского преступления, в отношении которого не может быть срока давности.
С 1965 года День памяти отмечается в Армении на государственном уровне. В этот год пятидесятилетия геноцида в Эчмиадзине, на территории резиденции Католикоса всех армян, по решению всех армян, по решению Католикоса Вазгена I был сооружен памятник-хачкар молитвы и поклонения жертвам злодеяния 1915 года (архитектор Р. Исраелян). В 1965-1967 годах мемориал жертвам геноцида (архитекторы С.Калашян и В Хачатрян) был воздвигнут в Ереване на возвышенности Цицернакаберд.
Мемориалы, посвященные жертвам геноцида, сооружены во многих странах мира: в Сирии (Дамаске и пустыне Дер эз-Зор) Ливане (с.Бигфайя близ Бейрута), Египте (Александрии), а так же в Аргентине (Буэнос-Айресе), Уругвае (Монтевидео) и Бразилии (Сан-Пауло). В США большой монумент воздвигнут в Монтебло (Лос-Анджелесе), и небольшие - в Нью-Йорке и Филадельфии (в Вашингтоне, окало Белого Дома, открылся музей, где находятся документальные кадры). Во Франции 12 памятников жертвам геноцида имеются в районах Парижа, Лиона и Марселя. Памятники воздвигнуты также в Германии (Штутгарте), Австрии (Вене), Швейцарии (Женеве), Италии (Милане), Греции (Афинах), Болгарии (Софии), Австралии (Сиднее). Все эти памятники жертвам геноцида, участникам героической самообороны, героям национально-освободительной борьбы, сооруженные потомками во многих странах мира - свидетельство исторической памяти армянского народа своим предкам и в наши дни, хотя с момента страшной трагедии прошло уже почти восемдесять восемь лет. Однако до настоящего времени Республика Армения все еще не установила с Турцией дипломатических отношений. Как писал Н.Бердяев,- "За ошибки государственных деятелей расплачивается нация”
Заключение.
И в заключение хочу отметить , что трагических страниц в истории можно перечислить у многих народов .В вопросе армянских событий поражает размах, масштаб , государственность преступления .Однако будем верить и надеяться ,что больше в истории человечества таких драматических периодов не будет.
Список использованной литературы.
1. Иоаннисян А.Г, История армянского народа, Ереван “Академия наук армянской ССР” 1967.
2. Саргсян Г., Маргарян А., История Армении, Ереван “Луйс” 2002.
3. Бархударян В.Б., История Армении, Ереван “Луйс” 2000.