Файл: Диагностика организационной культуры по методике К. Камерона и Р. Куина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика организационной культуры по методике К. Камерона и Р.Куина
Методика предназначена для диагностики И изменения организационной культуры ОСAI, разработанного Кимом С. Камероном и Робертом Э. Куинном. В основе концепции К. Камерона и Р. Куинна лежит теоретическая модель, получившая название «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». Суть ее состоит в том, что некоторые организации считаются обладающими эффективной организационной культурой, если они подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм, склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью. Другие, напротив, полагают, что эффективная организационная культура характеризуется стабильностью, предсказуемостью и механической целостностью, долговечностью и могущественной незыблемостью, как по структуре, так и по получаемым результатам.
Континуум этого измерения простирается от организационной многогранности и пластичности на одном полюсе до организационной стабильности и долговечности на другом. Второе измерение отделяет критерии организационной культуры, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, которые подчеркивают внешнюю ориентацию, дифференциацию и соперничество.
Характеристики главных типов культуры:
1 Клановая культура: Очень дружественное место работы, где у людей много общего. Организация похожа на большую семью. Лидер или глава воспринимается как воспитатель и даже как родитель. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высоко ценится обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах «доброе чувство к потребителям», «забота о людях». Организация поощряет бригадную работу, участие сотрудников в бизнесе и согласие.
2 Адхократическая культура: Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и 1 обретении новых ресурсов. Успех означает производство / предоставление уникальных и новых продуктов и / или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
3 Иерархическая культура: В основном доминирует в больших организациях и правительственных органах, о чем свидетельствует громадное количество стандартизованных процедур, множество иерархических уровней и акцент на подкреплении правилами всех сторон деятельности. Однако и в небольших организациях может преобладать культура иерархии. Ключевые ценности концентрируются вокруг поддержки рентабельности, надежности, быстроты обслуживания, плавности производственного процесса
4 Рыночная организация: Термин «рыночная организация» не имеет ничего общего ни с понятием маркетинговой функции, ни с представлением о потребителях на рынке. Он просто определяет тип организации, функционирующей как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не па свои внутренние дела. В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков, потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. В отличие от иерархии, где внутренний контроль поддерживается правилами, специализированными задачами и централизованными решениями, рынок работает, прежде всего используя механизмы рыночной экономики, в первую очередь монетарный обмен. То есть главный фокус рынка настроен на проведение операций (обменов, продаж, контрактов) с другими клиентами с целью достижения конкурентного преимущества. Прибыльность, итоговые результаты, сила в рыночных нишах, растяжимые цели и безопасные потребительские базы являются главными установками бизнеса организации.
Необходимо поставить оценку организационной культуры ООО «Регион», основанной на методике К. Камерона и Р. Куинна. В приложении А отражена анкета, по оценке организационной культуры.
Таблица 1- Оценка организационной культуры в ООО «Уфанет» в состоянии теперь
Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Среднее значения |
Тип культуры | |||||||
Клановая (А) | 27 | 15 | 15 | 20 | 30 | 10 | 20 |
Адхократическая (В) | 8 | 22 | 20 | 15 | 35 | 35 | 20 |
Рыночная (С) | 30 | 30 | 35 | 35 | 10 | 30 | 30 |
Бюрократическая (D) | 35 | 33 | 30 | 30 | 25 | 25 | 30 |
По результату изучения таблицы 1, можно дать оценку организационной культуры ООО «Уфанет» в состоянии «Теперь, можно отследить, что на сегодняшний день организация имеет бюрократическую организационную культуру. Данный тип культуры имеет среднее значение 30. Это означает, что компания характеризуется контролем, строгой иерархией в процессе принятия решений, четкое разделение ответственности, четкие линии распределения полномочий по принятию решений, правила и процедуры со стандартной структурой, определенные механизмы контроля и учета. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что в организации рентабельный, надежный, плавно текущий и предсказуемый выпуск продукции.
Среднее значение рыночной культуры составляет 30. Организация имеет ориентацию на внешние качества, а не на свои внутренние дела: в первую очередь она фокусирует свое внимание на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. Также важным считается опережение конкурентов по борьбе и лидерство на рынке.
Наименьшее среднее значение имеет клановая (20) и адхократическая (20) организационная культура. Это свидетельствует о том, что компания не особенно поощряет принятие риска, личную инициативу и свободу действий со стороны сотрудников. Организация в меньшей степени проникнута общими ценностями и целями, сплоченностью, участием, индивидуальностью и ощущением организации как "мы".
Таблица 2- Оценка организационной культуры в ООО «Уфанет» в состоянии предпочтительно
Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Среднее значения |
Тип культуры | |||||||
Клановая (А) | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 | 20 | 30 |
Адхократическая (В) | 25 | 25 | 20 | 20 | 25 | 30 | 25 |
Рыночная (С) | 20 | 20 | 30 | 30 | 10 | 30 | 25 |
Бюрократическая (D) | 20 | 20 | 15 | 15 | 30 | 20 | 20 |
Оценив организационную культуру ООО «Регион» в состоянии "Предпочтительно", можно сделать вывод, что наиболее оптимальным вариантом для организации является сохранение преобладания бюрократической организационной культуры, но при этом средние значения клановой, адхократической и рыночной организационных культур должны иметь высокие показатели.
Таблица 3 - Оценка организационной культуры в ООО «Уфанет» в состоянии реальный и идеальный
Тип культуры | реальный | идеальный |
Клановая (А) | 20 | 30 |
Адхократическая (В) | 20 | 25 |
Рыночная (С) | 30 | 25 |
Бюрократическая (D) | 30 | 20 |
Рассмотрев оценку организационной культуры по формуле расчета среднего значения: Xср = (X 1+ X 2+ X 3+ X 4+ X 5)/ 5, где. Xср - среднее значение; X 1, X 2, X 3, X 4, X 5 – значения, в ООО «Регион» в состояниях «
Реальный» и «Идеальный», можно сказать, что наилучшим вариантом для организации было бы увеличение средних значений таких типов организационной культуры, как клановая и адхократическая, и снижение средних значений рыночной и бюрократические организационные культуры. Организация должна сосредоточиться на индивидуальности, поощряя риск и предвидя будущее, поскольку почти каждый сотрудник организации вовлечен в производство, общение с клиентами, исследования и разработки.
Далее необходимо рассмотреть профиль организационной культуры ООО «Уфанет», который показан на рисунке 1.
Рисунок 1- Профиль организационной культуры ООО «Уфанет» по методике К. Камерона и Р. Куинна
Таким образом, можно описать построенный профиль организационной культуры ООО «Уфанет» и увидеть, как измениться клановая и адхократическая организационная культура организация.
Клановая культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организация похожа на большую семью. Лидер организации воспринимается как воспитатель. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции, делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая культура: динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативуи свободу.
Далее приведем рекомендации по совершенствованию организационной культуры компании.
1 Выше проведенная оценка организационной культуры показала, что в условиях ООО «Уфанет» не уделяется внимание на развитию сотрудников низкого уровня. Учитывая это, целесообразно применить практику коучинга иформирование личного дела сотрудника, аккумулирующего данные о сотруднике, содержащие информацию о достижениях, пройденных обучениях, результаты пройденных аттестаций и тестирования.
2 Создание группы в соц сети организации. На предприятии имеется достаточно документов и фотографий, из которых можно сформировать электронную газету организации. В нее войдет информация о важных событиях в истории организации с момента его основания, о выдающихся работниках и их достижениях.
Для создания микроклимата и большего сближения можно создать информативный сайт на сервере локальной сети ООО «Регион», на страничках которого будут освещаться основные моменты из жизни предприятия и членов его коллектива, и обсуждаться планы на будущее. Раз в неделю секретарем будет отслеживаться, и обновляться информация, а также помещаться заметки от имени руководителей предприятия.
Приложение А
(обязательное)
ТаблицаА.1 – Анкета по оценке организационной культуры
ООО «Уфанет» (по методике К. Камерона и Р. Куинна)
1 Важнейшие характеристики | Реальный | Идеальный | |
A | Организация уникальна по своим особенностям, подобна большой семье; люди имеют много общего. | 27 | 35 |
B | Организация динамична и проникнута предпринимательством; люди готовы жертвовать собой, идти на риск. | 8 | 25 |
C | Организация ориентирована на результат, на выполнение задания; люди ориентированы на соперничество и достижение цели. | 30 | 20 |
D | Организация жестко структурирована и строго контролируется; действия людей определяются правилами, инструкциями. | 35 | 20 |
Всего: | 100 | 100 | |
2 Общий стиль лидерства в организации | | | |
A | Представляет собой пример мониторинга, стремления помочь и научить. | 15 | 35 |
B | Служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску. | 22 | 25 |
C | Служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат. | 30 | 20 |
D | Является примером координации, четкой организации, плавного ведения дел в русле рентабельности. | 33 | 20 |
Всего: | 100 | 100 | |
3 Управление человеческими ресурсами | | | |
A | Поощрение командной работы, единодушие и участие в принятии решений. | 15 | 35 |
B | Поощрение индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности. | 20 | 20 |
C | Высокая требовательность, жесткое стремление к конкурентоспособности и, поощрение достижений. | 35 | 30 |
D | Гарантия занятости, требования подчинения, предсказуемость и стабильность в отношениях. | 30 | 15 |
Всего: | 100 | 100 | |
4 Связующая сущность организации | | | |
A | Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне. | 20 | 35 |
B | Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Быть на передовых рубежах. | 15 | 20 |
C | Организацию связывает воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Агрессивность и победа. | 35 | 30 |
D | Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Плановый ход деятельности организации | 30 | 15 |
| Всего: | 100 | 100 |