Файл: Методические рекомендации по выполнению заданий 4 3 Задание Провести сравнительный анализ Кодексов делового поведения компаний.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Корпоративная социальная ответственность
Методические рекомендации к написанию
контрольных работ для заочников
Красноярск СФУ 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 | Введение | 3 |
2 | Общие методические рекомендации по выполнению заданий | 4 |
3 | Задание 1. Провести сравнительный анализ Кодексов делового поведения компаний | 5 |
4 | Задание 2. Провести анализ корпоративного нефинансового (социального) отчета, подготовленного в соответствии с международными стандартами за последний год одной из крупных российских компаний. | 7 |
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения курса «Корпоративная социальная ответственность» является изучение на конкретном опыте западных и российских компаний технологии реализации политики корпоративной социальной ответственности (долее – КСО) в современном бизнесе, а также современных технологий интегрирования концепций КСО в корпоративную стратегию компании.
В результате изучения дисциплины студент должен знать: основы генезиса концепции КСО; место и роль концепции КСО в системе стратегического управления компанией; основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления; принципы КСО, технологии и механизмы реализации политики социальной ответственности бизнеса; роль и место этики бизнеса в системе КСО; государственные законодательные формы поддержки и мотивации социальной активности бизнеса; международные и национальные стандарты КСО и социальной отчетности.
У студента должны быть сформированы умения: идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО; диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этических управленческих решений; руководствоваться стратегическими критериями в выборе направлений корпоративных социальных инвестиций (программ) и оценки их эффективности; анализировать и синтезировать информацию о новых практиках в области КСО, превращать ее в знания, на основе которых генерировать новые управленческие решения; проводить социальный аудит.
В процессе выполнения контрольной работы по курсу студент должен овладеть не только теоретическими знаниями в области корпоративной социальной ответственности (КСО), но и практическими навыками использования определенных механизмов и инструментов при создании в организации среды, благоприятной, для реализации принципов КСО на практике.
Выполнение контрольной работы связано с изучением одной из тем курса «Деловая этика». Изучение темы связано с анализом корпоративных документов регламентирующих нормы деловой этики.
Общие методические рекомендации по выполнению заданий
-
Выбор задание осуществляется по последней цифре зачетной книжки. -
Задание выполнятся самостоятельно. -
Выполнение задания предполагает:
-
изучение рекомендуемых информационных материалов и литературы; -
подготовку письменного отчета (объемом не менее 4-5 страниц) -
презентации (не менее 10-15 слайдов); -
обязательна публичная защита контрольной работы.
-
Отчет строится на основе ответов на поставленные перед студентом вопросы, при обязательном сравнении документов и показателей анализируемых компаний -
В оценке представленных отчетов будут учитываться: полнота, глубина и логика изложения материала в отчете; аргументированность выводов, умение применять знание теории к анализу конкретных практических ситуаций в области управления корпоративной социальной ответственностью и нефинансовой отчетности; личные предложения и рекомендации по усовершенствованию, исследуемой корпоративной деятельности. Во внимание будут приняты качество подготовленной презентации отчета и ответы на вопросы, заданные в ходе его обсуждения.
Задание 1. Провести сравнительный анализ Кодексов делового поведения компаний (четные номера зачетной книжки).
Для анализа целесообразно следовать 1 из 2-х вариантов выполнения задания.
-
Анализ 3-4 кодексов деловой этики компаний работающих в одном сегменте рынка. -
Анализ 2-3 кодексов деловой этики компаний работающих в разных сегментах рынка
Литература
-
Корпоративная социальная ответственность : учебник / под редакцией: Коротков Э. М. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 446 с. -
Петрунин, Ю. Ю.Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю.Петрунин, В. К. Борисов - М.: Дело 2010. - 280 с. -
Герчикова, И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: учебное пособие / И. Н. Герчикова. - М.: Консалтбанкир, 2002. -
Благов Ю. Е. Корпорация как моральный агент // Российский журнал менеджмента, 2006. № 4. С. 93-98. -
Шувалова, Н. Н. Этика деловых отношений: учебно-практическое пособие / Н. Н. Шувалова - М., 2010. - С. 30. -
Сторчевой, М. А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения. // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. - 2009.- №3.С. 121-148. -
Де Джордж Р. Деловая этика СПб.: Экономическая школа, 2001 г. В 2-х т. 752 с. Режим доступа: http://www.seinst.ru/page227/ -
Подопригора М.Г. Деловая этика. Учебное пособие / М.Г. Подопригора. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m243/
Вопросы и рекомендации по выполнению первого задания
-
Проведите сравнительный анализ структуры 2-3 Кодексов корпоративной этики. Выделите общие черты и различия. -
Каким образом проявилась отраслевая специфика организаций в содержании и структуре Кодексов. -
Правильно ли идентифицированы в предложенных Кодексах основные заинтересованные стороны (стейкхолдеры) рассматриваемых организаций? -
Принципы отношений с заинтересованными сторонами соответствуют ли декларируемым в Кодексах миссиям и ценностям организаций? -
Нормы деловой этики дают только универсальные рецепты принятия этических решений? Помогает ли этический кодекс находить этические решения в конкретных деловых ситуациях? -
Можно ли рассматривать Кодексы данных организаций как практические руководства по решению этических дилемм, с которыми сталкиваются их сотрудники? -
В чем вы видите сложность применения этических принципов к реальной практике бизнеса? -
Этические проблемы в бизнесе являются скорее организационными, нежели личностными (свою позицию подтвердите примерами). -
Помогает ли этический кодекс разрешать конфликт между стремлением к прибыли и интересами окружающей среды? -
Может ли неудовлетворенность деятельностью организации той или иной заинтересованной группы поставить под угрозу дальнейшее ее существование. Являются ли анализируемые Кодексы инструментами
минимизации рисков данных организации?
-
Приведите примеры конкретных ситуаций, которые рассматриваются в положениях этических кодексов. -
Какие бы вы предложили другие этические принципы, которые должны быть внедрены в практику этих компаний, или в деятельность бизнеса. -
Формулируемые в этических кодексах ценности влияют ли на моральный климат компании и реализации КСО? -
Какова роль менеджмента в формировании положительного этического климата компании (каким образом это отражено в Кодексах)? -
Можно ли при анализе представленных Кодексов выделить определенные этические структуры этих организаций (к этическим структурам относятся различные системы, должности и программы, с помощью которых организация стремится стимулировать соответствовать моральным принципам поведение сотрудников). Продемонстрируйте это на примере одной из рассматриваемых организаций. -
На основе заявленных в Кодексах этических принципов можно ли сформулировать так называемое «корпоративное кредо» каждой организации? Попытайтесь это воспроизвести на примере одной из организаций. -
Просматривается ли связь между этическими принципами кодекса и политикой социальной ответственности компании? Подтвердите это фактами и обоснуйте. -
Ваши предложения по совершенствованию изученных Кодексов, с целью повышению ответственности менеджмента в принятии управленческих решений в организациях.
Задание 2. Провести анализ корпоративного нефинансового (социального) отчета, подготовленного в соответствии с международными стандартами за последний год одной из крупных российских компаний.
(нечетные номера зачетной книжки)
Литература
-
Благов, Ю. Е., Иванова, Е. А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях / Ю. Е. Благов, Е. А. Иванова .// Российский журнал менеджмента. - 2009. Т. 7 - . № 1. С. 003-024. -
Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / под общей ред. А.Н. Шохина — РСПП, М., 2006 г. — 108 с. Режим доступа: http://рспп.рф/12/4005.pdf -
Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008 – 2011. /А.Н. Шохин, Л.В. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Ф.Т. Прокопов, М.Н. Озерянская.; М.: РСПП, 2012. 102 с. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/c/5/c565664f96a568a7d727f19f4f803eb1.pdf -
Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф.Прокопов, Е.Феоктистова и др.; под общей редакцией А.Шохина. - М.РСПП, 2008. - 68с. -
Социальная хартия российского бизнеса. Режим доступа: http://www.rspp.ru -
Global Compact: Ten Principles. Режим доступа: www.unglobalcompact.org/AboutTheGC/TheTenPrinciples/index.html -
Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (G3: Russian Translation). Режим доступа: www.globalreporting.org -
AA1000 Stakeholder Engagement Standard. Режим доступа: www.accountability21.net/default.aspx?id=1018 -
Международный стандарт ИСО 26000: методология обеспечения устойчивого развития и высокого качества жизни // Стандарты и качество. - 2011. - № 1,2,3,4,5.
Вопросы и рекомендации по выполнению второго задания
-
Нефинансовый (социальный) отчет (далее Отчет) выбранной компании можете найти на официальном сайте этой компании. -
Начните с общей характеристики компании: основные виды деятельности, структура и активы компании, география присутствия, общая численность персонала, общественные признания, награды компании в областях, связанных с устойчивым развитием за отчетный период. -
Необходимо рассмотреть область охвата (границы, рамки) и принципы данного Отчета (если применяется система отчетности GRI, укажите уровень ее применения (C, B и А), в случае еще и наличия знака «+» на указанном уровне, поясните, что он означает). -
Представьте миссию и стратегию компании в области корпоративной социальной ответственности; дайте характеристику системе управления в области устойчивого развития (КСО), а также основные принципы и задачи информационной политики компании. -
Какие ключевые направления выбраны компанией раскрытия информации в данном отчете. -
На содержание информации, включаемой в отчет, оказали существенное влияние запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие с которыми наиболее значимы для компании. Если да, покажите ожидания, каких заинтересованных сторон компании, были учтены при подготовке отчета. -
Проанализируйте основные экономические показатели деятельности компании, представленные в Отчете. -
Какое внимание уделяется экологическим последствиям деятельности компании. Представлены ли инвестиционные программы технической модернизации в этой сфере. -
Каким образом организация оценивает экоэффективность своей деятельности в контексте требований и ограничений, связанных с использованием природных и социальных ресурсов на отраслевом, местном, региональном и глобальном уровнях. -
Рассмотрите политику компании в области промышленной безопасности и охраны труда и показатели ее результативности. -
Обратите внимание, в каких темах Отчета наиболее ярко проявляется отраслевая специфика компании (чаще всего это качество продукции, природоохранная деятельность, взаимоотношения с потребителями). -
Используются ли в отчете отраслевые приложения (если таковые существуют, прокомментируйте их на примерах). -
В тексте Отчета встречаются ли технические термины, сокращения, профессиональный жаргон, которые могут, быть не понятны заинтересованным сторонам (подтвердите примерами, если это имеет место быть). -
Уделите особое внимание структуре корпоративных социальных инвестиций. Как они распределены по заинтересованным сторонам. -
Затраты на социально-экономическое развитие территорий своего присутствия компания рассматривает как ее издержки или социальные инвестиции? -
Какие качественные и количественные показатели (индикаторы) используются в отчете, при помощи которых компания описывает и измеряет свою деятельность в сфере реализации своих внутренних и внешних социальных программ. Что показывает проведенный анализ: комплексность или диспропорциональность структуры корпоративных социальных инвестиций.