Файл: Инструкция Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель методики: выявление индивидуально-типологических
особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С
помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как
индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок
дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.
Рисунок выполняется ручкой или карандашом".
Интерпретация I ("типология рисунков")
существуют
разные уровни анализа теста "Дерево", и для исследователя остается некая
свобода выбора — что именно использовать в своей работе. Разумеется, в
любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость
критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на
валидность и надежность каждого из полученных вариантов.
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами
различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000
рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько
устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных
деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о
некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Тип 1 — "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от
схематически представленной до детализированной, с множеством веток и
вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто
характерна склонность к доминированию, организаторские способности,
активность.
Тип 2 — "синтетическое". Для рисунков дерева этого типахарактерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной
схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение
рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному
стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более
интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих
философское образование или обладающих склонностью к
философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так
называемый "синтетический когнитивный стиль".
Тип 3 — "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму
типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей:
листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые
в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются
педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева
встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также
склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет
значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 — "зимнее". Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых
веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у
которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их
умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки
для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у
детей.
Тип 5 — "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание
пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам,
имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц
интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 — "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц,
хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической
формы, умением передать настроение, эстетическое переживание.
Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же
время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для
художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами,
как это показано на рис. 4 и 5.
Тип 7— "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у
молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде,
поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они
экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные
суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 — "характерное дерево". Изображение дерева данного типа
обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На
дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная
крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных
предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки.
Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необыч-
ностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 — "сюжетный". Для данного типа характерно рисование
пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо
и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают
листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с
наклоненными вниз ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию
сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому
или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы
различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок
может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично
изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками,
окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен
эстетически.
Интерпретация II ("психология деталей")
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может
содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для
практического психолога, позволяют правильно построить диалог с
ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы
для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных
обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего
обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем
напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц,
которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево —
чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за
животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к
результативности в деятельности.
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом
заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие
варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто
старающегося ответить на влияние противоположным действием,
контрвопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует
пень". Можно иногда услышать комментарий: "Я всегда так делаю, вы
просите дерево, а я вам пень рисую". Вершина дерева не завершена, обычно
рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно
интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении
человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о
зажатости
Слишком большие размеры изображения —внутренняя раскованность,
свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов,
или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже
двоюродными, очень значимы.
Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении,
переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об
инфантильности.
КомИнтерпретация III теста "Дерево"
(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х —80-х годах,
основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения
разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В
варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах
одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево,
любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция
повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое
может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего
дерева.)
Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию
испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по
самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в
привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе
нарисовать "дерево мечты" (т. е. воображаемое дерево, которое не
существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается
нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево
мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает
особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом
можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения
проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р.
Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут
влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации,
выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить
следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с
родителями, сестрами, братьями и т. д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм,
враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в
согласии, зависимость и т. д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость,
медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, во-
ображение, прилежание.
Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического
материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при
психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.1-6 — свобода от инструкции;
II.6-10 — почва;
III. 10-15 — корни;
IV. 15-22 — симметрия;
V. 23-26 — кресты;
VI. 26-35 — положение на странице;
VII. .35-69 — форма листвы;
VIII. 69-78 — штриховка;
IX. 78-97 — ствол;
X. 97-101 — общая высота дерева;
XI. 101-113 — высота кроны;
XII. 113-120 — ширина кроны;
XIII. 120-125 — выступающие части;
XIV. 125-146 — особенности линий;
XV. 147-149 — разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему
рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс
некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим тест "Дерево" претерпел
существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались
признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных
наблюдений.
Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому
психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично
верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате
применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией
Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения о особенностях личности автора рисунка.
Рис. 10. К тесту "Дерево"
Психологическое значение фигур (по Р. Стора)
I. "Свобода от инструкции "
1
. Множество деревьев (не связанных почвой — детское поведение; не