Файл: Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе

1.3 Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

2.1 Выявление исходного уровня сформированности интеллектуальных способностей обучающихся в начальной школе

2.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1



Диагностика «Исключение лишнего»

Целью предложенной диагностической методики являлось выявление уровня сформированности критического мышления учащихся начальной школы как одного из критериев сформированности интеллектуальных способностей. Участникам эксперимента предлагалось 12 строк слов, в каждой из которых им необходимо было выделить лишнее понятие и аргументировать свой выбор. Каждый правильный ответ оценивался 1 баллом.

В данной диагностической методике были выявлены следующие уровни сформированности критического мышления:

Высокий (10-12 баллов) – ученик верно выделяет лишнее понятие, а также корректно аргументирует свой выбор.

Средний (6-9) – ученик допускает ошибки при выборе лишнего понятия в некоторых строках, выбрав правильный ответ, испытывает затруднения в поиске общего свойства предложенных понятий.

Низкий (менее 6 баллов) – ученик неверно определяет лишнее слово, затрудняется в поиске общих качеств.

Таблица 6

Уровень сформированности критического мышления по методике «Исключение лишнего»

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

% от общего числа

Абсолютное число

% от общего числа

Высокий уровень

7

28

8

29,6

Средний уровень

13

52

14

51,9

Низкий уровень

5

20

5

18,5

В данной таблице наглядно видно, что в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности находится 7 человек (28%), а в контрольной группе 8 человек (29,6%). На среднем уровне в экспериментальной группе – 13 человек – 52%, а в контрольной – 14 человек – 51,9%. На низком уровне сформированности и в экспериментальной, и в контрольной группах по 5 учащихся – 20% и 18,5%. Так, Лена С. смогла выделить лишнее понятие только в четырех строках, 6 заданий были сделаны неверно, а к выполнению оставшихся двух ученик даже не приступал. Таким образом, можно утверждать, что этот ученик имеет низкий уровень критического мышления. Результаты его одноклассника Петра Б. были получше – по ходу выполнения Петр смог ответить на 7 заданий, получив соответствующее количество баллов и оказавшись на среднем уровне. На высоком уровне оказалась Юля З., которая не только выполнила задание верно за небольшой промежуток времени, но и успела объяснить свой выбор.


Итоговый уровень сформированности интеллектуальных способностей у учащихся начальной школы подсчитывался путем суммирования баллов, полученных каждым испытуемым по всем методикам:

– высокий уровень – 39-49 баллов;

– средний уровень – 24-38 баллов;

– низкий уровень – 0-23 баллов.

Таблица 7

Уровень сформированности интеллектуальных способностей младших школьников

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

% от общего числа

Абсолютное число

% от общего числа

Высокий уровень

6

24

7

25,9

Средний уровень

11

44

14

51,9

Низкий уровень

8

32

6

22,2

Анализ таблиц показал, что 8 человек (32%) ЭГ и 6 человек (22,2%) КГ имеют низкий уровень интеллектуальных способностей. Такие учащиеся имеют низкую мотивацию обучения и плохо сформированные учебные интересы, что может отразиться на их дальнейшей, взрослой жизни. На основе данных, полученных в ходе проведения четырех диагностических методик, была составлена диаграмма рисунок 1.



Рисунок 1 Уровень сформированности интеллектуальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе

Преобладающее количество испытуемых – 11 учеников (44%) экспериментальной группы и 14 учеников (51,9%) контрольной группы имеют средний уровень интеллектуальных способностей. Такие учащиеся достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Младший школьник со средним уровнем интеллектуальных способностей пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Небольшое количество учащихся – 24% в экспериментальной группе и 25,9% контрольной имеют высокий уровень интеллектуальных способностей. Такие дети проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления.




2.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры



В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которые сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать в целях решения определённых учебно-воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Этапы организации дидактических игр на уроках.

Организация дидактических игр на уроках осуществятся в трёх направлениях:

 подготовка к проведению дидактической игры;

 проведение дидактической игры;

 анализ дидактической игры;

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

 отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

 углубление и обобщение знаний;

 развитие сенсорных способностей;

 активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речь);

 установление соответствия отобранной игры программным требованиям в воспитании и обучении детей определенной возрастной группы;

 отведение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;


 определение количества играющих;

 подготовка необходимого дидактического материала;

 подготовка к игре самого учителя (он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);

 подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлением о предметах и явлениях окружающей жизни необходимыми для решений игровой задачи.).

Проведение дидактических игр включает:

 ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

 объяснение хода и правил игры;

 показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнить действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

 определить роль учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

 подведение итогов игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Основные условия проведения дидактической игры:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, лёгкость, непринужденность.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.