Файл: Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностика «Исключение лишнего»
Целью предложенной диагностической методики являлось выявление уровня сформированности критического мышления учащихся начальной школы как одного из критериев сформированности интеллектуальных способностей. Участникам эксперимента предлагалось 12 строк слов, в каждой из которых им необходимо было выделить лишнее понятие и аргументировать свой выбор. Каждый правильный ответ оценивался 1 баллом.
В данной диагностической методике были выявлены следующие уровни сформированности критического мышления:
Высокий (10-12 баллов) – ученик верно выделяет лишнее понятие, а также корректно аргументирует свой выбор.
Средний (6-9) – ученик допускает ошибки при выборе лишнего понятия в некоторых строках, выбрав правильный ответ, испытывает затруднения в поиске общего свойства предложенных понятий.
Низкий (менее 6 баллов) – ученик неверно определяет лишнее слово, затрудняется в поиске общих качеств.
Таблица 6
Уровень сформированности критического мышления по методике «Исключение лишнего»
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Абсолютное число | % от общего числа | Абсолютное число | % от общего числа | ||
Высокий уровень | 7 | 28 | 8 | 29,6 | |
Средний уровень | 13 | 52 | 14 | 51,9 | |
Низкий уровень | 5 | 20 | 5 | 18,5 |
В данной таблице наглядно видно, что в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности находится 7 человек (28%), а в контрольной группе 8 человек (29,6%). На среднем уровне в экспериментальной группе – 13 человек – 52%, а в контрольной – 14 человек – 51,9%. На низком уровне сформированности и в экспериментальной, и в контрольной группах по 5 учащихся – 20% и 18,5%. Так, Лена С. смогла выделить лишнее понятие только в четырех строках, 6 заданий были сделаны неверно, а к выполнению оставшихся двух ученик даже не приступал. Таким образом, можно утверждать, что этот ученик имеет низкий уровень критического мышления. Результаты его одноклассника Петра Б. были получше – по ходу выполнения Петр смог ответить на 7 заданий, получив соответствующее количество баллов и оказавшись на среднем уровне. На высоком уровне оказалась Юля З., которая не только выполнила задание верно за небольшой промежуток времени, но и успела объяснить свой выбор.
Итоговый уровень сформированности интеллектуальных способностей у учащихся начальной школы подсчитывался путем суммирования баллов, полученных каждым испытуемым по всем методикам:
– высокий уровень – 39-49 баллов;
– средний уровень – 24-38 баллов;
– низкий уровень – 0-23 баллов.
Таблица 7
Уровень сформированности интеллектуальных способностей младших школьников
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Абсолютное число | % от общего числа | Абсолютное число | % от общего числа | ||
Высокий уровень | 6 | 24 | 7 | 25,9 | |
Средний уровень | 11 | 44 | 14 | 51,9 | |
Низкий уровень | 8 | 32 | 6 | 22,2 |
Анализ таблиц показал, что 8 человек (32%) ЭГ и 6 человек (22,2%) КГ имеют низкий уровень интеллектуальных способностей. Такие учащиеся имеют низкую мотивацию обучения и плохо сформированные учебные интересы, что может отразиться на их дальнейшей, взрослой жизни. На основе данных, полученных в ходе проведения четырех диагностических методик, была составлена диаграмма рисунок 1.
Рисунок 1 Уровень сформированности интеллектуальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе
Преобладающее количество испытуемых – 11 учеников (44%) экспериментальной группы и 14 учеников (51,9%) контрольной группы имеют средний уровень интеллектуальных способностей. Такие учащиеся достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Младший школьник со средним уровнем интеллектуальных способностей пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Небольшое количество учащихся – 24% в экспериментальной группе и 25,9% контрольной имеют высокий уровень интеллектуальных способностей. Такие дети проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления.
2.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения.
В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которые сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для ребёнка переход к серьёзной учебной работе.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать в целях решения определённых учебно-воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.
Этапы организации дидактических игр на уроках.
Организация дидактических игр на уроках осуществятся в трёх направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры;
проведение дидактической игры;
анализ дидактической игры;
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
углубление и обобщение знаний;
развитие сенсорных способностей;
активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речь);
установление соответствия отобранной игры программным требованиям в воспитании и обучении детей определенной возрастной группы;
отведение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала;
подготовка к игре самого учителя (он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);
подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлением о предметах и явлениях окружающей жизни необходимыми для решений игровой задачи.).
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
объяснение хода и правил игры;
показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнить действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
определить роль учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
подведение итогов игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Основные условия проведения дидактической игры:
1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, лёгкость, непринужденность.
5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.