Файл: Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
, а не способы выполнения человеческой деятельности;
общение взрослого с ребенком способствует его психическому развитию;
наличие тех или иных знаний не служит показателем уровня развития логических форм мышления ребенка. Исходя из его экспериментальных исследований, можно сделать вывод о том, что этапы развития интеллекта соответствуют этапам психического развития ребенка [14].
Интеллект, по определению психолога М. А. Холодной, – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека [22]. Интеллектуальные способности она определяет как «индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности» [22]. Уровень развития интеллектуальных способностей человека непосредственно зависит от богатства его умственного опыта, разнообразия интеллектуальных функций, которые он способен выполнить. Следовательно, развитие интеллектуальных способностей личности происходит при обогащении умственного опыта, а также увеличении количества выполняемых интеллектуальных функций. В свою очередь, увеличение качества интеллектуальных функций указывает о развитии существующих интеллектуальных способностей, а увеличение их количества свидетельствует о появлении новых. Из вышесказанного следует, что целью обучения школьников должна выступать не только передача знаний и опыта, накопленного поколениями, но и формирование у обучающихся собственного опыта умственной деятельности.
Интеллектуальное развитие это формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим и т.д. в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельно выводы и обобщения, а также речевые развития: владение и свободное пользование словарным богатством.
Как и любая другая функция организма, развитие интеллекта зависит, с одной стороны, от генетических и других врожденных факторов, а с другой стороны, от окружающей среды.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности
[16].
Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание, кроме того, эти способности подразделяют на разные уровни (Р. С. Немов, С. А. Рубинштейн) учебные и творческие. Различают также общие интеллектуальные способности и специальные способности.
Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания [12].
Таким образом, интеллектуальные способности являются одними из важнейших способностей личности, демонстрирующих успешность умственной деятельности. Для успешного освоения основной образовательной программы, успешной социализации и реализации в профессиональной деятельности, обучение личности должно быть направлено на развитие задатков, превращение их в способности.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению в школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности [9].
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя(, потребность выполнять определенную общественную роль.
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначальную личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей
, якобы мешающих ему слушать и писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т.п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащихся как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению [5].
Наиболее важную роль у детей младшего школьного возраста играет их интеллектуальное воспитание. Интеллект это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. Интеллектуальное развитие школьника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Познание окружающего мира у школьников, концентрируется на учебных занятиях в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Своеобразие интеллектуального развития младших школьников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования младший школьный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.
Важнейшая задача интеллектуального развития школьника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности в этом направлении незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Ян Амос Коменский говорил об интеллектуальном развитии ребенка в своих трудах «Материнская школа» и «Великая дидактика». Основными принципами развития он считал наглядность, применением в обучении чувственного опыта ребенка, учет возрастных особенностей детей, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, включение элементов физического труда, обучение и воспитание через общение со сверстниками, развитие речи. А также огромнейшей заслугой Я. А. Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. еще одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.
Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учетом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых ситуациях.
В основу обучения детей младшего школьного возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, познавать, мыслить, сравнивать, различать, обобщать, необходимые в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта. Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого они приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.
общение взрослого с ребенком способствует его психическому развитию;
наличие тех или иных знаний не служит показателем уровня развития логических форм мышления ребенка. Исходя из его экспериментальных исследований, можно сделать вывод о том, что этапы развития интеллекта соответствуют этапам психического развития ребенка [14].
Интеллект, по определению психолога М. А. Холодной, – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека [22]. Интеллектуальные способности она определяет как «индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности» [22]. Уровень развития интеллектуальных способностей человека непосредственно зависит от богатства его умственного опыта, разнообразия интеллектуальных функций, которые он способен выполнить. Следовательно, развитие интеллектуальных способностей личности происходит при обогащении умственного опыта, а также увеличении количества выполняемых интеллектуальных функций. В свою очередь, увеличение качества интеллектуальных функций указывает о развитии существующих интеллектуальных способностей, а увеличение их количества свидетельствует о появлении новых. Из вышесказанного следует, что целью обучения школьников должна выступать не только передача знаний и опыта, накопленного поколениями, но и формирование у обучающихся собственного опыта умственной деятельности.
Интеллектуальное развитие это формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим и т.д. в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельно выводы и обобщения, а также речевые развития: владение и свободное пользование словарным богатством.
Как и любая другая функция организма, развитие интеллекта зависит, с одной стороны, от генетических и других врожденных факторов, а с другой стороны, от окружающей среды.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности
[16].
Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание, кроме того, эти способности подразделяют на разные уровни (Р. С. Немов, С. А. Рубинштейн) учебные и творческие. Различают также общие интеллектуальные способности и специальные способности.
Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания [12].
Таким образом, интеллектуальные способности являются одними из важнейших способностей личности, демонстрирующих успешность умственной деятельности. Для успешного освоения основной образовательной программы, успешной социализации и реализации в профессиональной деятельности, обучение личности должно быть направлено на развитие задатков, превращение их в способности.
- 1 2 3 4 5 6 7
Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению в школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности [9].
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя(, потребность выполнять определенную общественную роль.
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначальную личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей
, якобы мешающих ему слушать и писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т.п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащихся как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению [5].
Наиболее важную роль у детей младшего школьного возраста играет их интеллектуальное воспитание. Интеллект это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. Интеллектуальное развитие школьника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Познание окружающего мира у школьников, концентрируется на учебных занятиях в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Своеобразие интеллектуального развития младших школьников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования младший школьный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.
Важнейшая задача интеллектуального развития школьника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности в этом направлении незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Ян Амос Коменский говорил об интеллектуальном развитии ребенка в своих трудах «Материнская школа» и «Великая дидактика». Основными принципами развития он считал наглядность, применением в обучении чувственного опыта ребенка, учет возрастных особенностей детей, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, включение элементов физического труда, обучение и воспитание через общение со сверстниками, развитие речи. А также огромнейшей заслугой Я. А. Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. еще одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.
Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учетом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых ситуациях.
В основу обучения детей младшего школьного возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, познавать, мыслить, сравнивать, различать, обобщать, необходимые в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта. Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого они приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.