Файл: Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Основные функции дидактических игр.
1. Функция формирования устойчивого интереса к учению, снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2. Функция формирования психических новообразований;
3. Функция формирования собственно учебной деятельности;
4. Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5. Функция навыков самоконтроля к самооценке;
6. Функция формирования адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей.
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках.
Причины использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а принимает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, что опора на игровую действительность, игровые формы и приемы это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2. Освоение учебной деятельности. Включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу.
Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Рекомендации по внедрению и использованию дидактических игр на уроках в начальной школе:
-
Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения. -
На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у обучающихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод. -
После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу. -
При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов любят уроки-путешествия, ролевые игры. -
При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. -
Дидактические игры можно использовать при изучении любого предмета. -
Дидактические игры используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний, элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала. -
Дидактическая игра удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить интеллектуальные способности как индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Интеллект это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни. Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда достаточно сильны личностные потребности в познании. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.
Игровые методы являются одними из наиболее эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование дидактических игр на уроках в начальной школе соответствует познавательным потребностям младших школьников. В
игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к обучению. Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы при обучении всем видам деятельности. Дидактические игры часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования, могут быть использованы на каждом уроке, главное чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
Список использованных источников
-
Алферов, А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. 384с. ISBN 978-5-8156-0963-1. – Текст: не посредственный. -
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя / Н. П. Аникеева. Москва: Просвещение, 1987. 144с. ISBN:5-7142-0282-1. – Текст: непосредственный. -
Березина, Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей : монография / Т. Н. Березина. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 189 с. – ISBN 5-329-01094-2. – Текст : непосредственный. -
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: АСТ, 2005. – 672 с. ISBN 5-94635-189-3. – Текст: непосредственный. -
Гальперин, П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. Москва.: Университет, 2000. 336с. ISBN. 5-364-00158-Х. – Текст : непосредственный. -
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – Москва: Эксмо, 2016. – 896 с. ISBN : 5-222-07375-0. – Текст : непосредственный. -
Домашенко, И. А. Возрастная психология. Педагогическая психология : программированный контроль усвоения знаний / И. А. Домашенко, Т. А. Ратанова. Москва : Редакционно-издателтьский центр, 2006. 107 с. ISBN 5-8288-0953-9. – Текст : непосредственный. -
Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И. В. Дубровина. – Москва: Академия, 2018. – 320с. – ISBN 978-5-9775-0086- 9. – Текст: не посредственный. -
Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя / А. А. Люблинская. Москва: Просвещение, 2019. 224с. – ISBN 978-5-906036-03-2. – Текст: непосредственный. -
Немов, Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. Москва: Просвещение, 2017. 496с. – ISBN 5-7432-0514-0. – Текст: непосредственный. -
Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – Москва: Академический проект, 2000. – 197 с. -
Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. – Москва : Просвещение, 2018. – 191 с. ISBN 1-8276-0953-0. – Текст : непосредственный. -
Петруленко, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС [Текст] / В. М. Петруленко. – Москва : ВАКО, 2015. –112 с. ISBN 1-8288-0953-0. – Текст : непосредственный. -
Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – Москва: Педагогика –Пресс, 1999. – 290 с. ISBN 5-89404-012-4. – Текст : непосредственный. -
Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие / К. К.Платонов. - Москва: Высшая школа, - 1984. – 174 с. ISBN 5-89568-131-X. – Текст: не посредственный. -
Рибо, Д. И. Учителю о психологии младшего школьника / Д. И. Рибо. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2018. – 264 с. ISBN 1-89423-012-2. – Текст : непосредственный. -
Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды / С. Л. Рубинштейн.- Москва: Наука, 1978. - 89 с. ISBN:5-7142-0282-1. – Текст: непосредственный. -
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /Сухомлинский В. А. - Москва: МИРОС, 2002. – 56 с. – ISBN 978-5-9775-0086- 9. – Текст: не посредственный. -
Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. Москва: Просвещение, 1988. 187с. – ISBN 978-5-09-037071-4. – Текст : непосредственный. -
Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Теплов Б. М. - Москва: Наука, 1965.-302 с. ISBN 5-02-006305-3. – Текст: непосредственный. -
Ушинский, К. Д. Избранные труды : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии К. Д. Ушинский. – Москва: Дрофа, 2005. – 541 с. ISBN 5-02-006305-3. – Текст: непосредственный. -
Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследований / М. А. Холодная. – Санкт-Петербург: «Питер», 2002. – 272 с. ISBN 2-89404-012-2. – Текст : непосредственный. -
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Педагогика / Д. Б. Эльконин. Москва: Просвещение, 1989. – 156с. – ISBN 978-5-09-021970-9. – Текст : непосредственный. -
Эльконин, Д. Б. Психология игры. Педагогика / Д. Б. Эльконин. Москва: Норма 2009. – 336 с. ISBN : 978-5-91336-151-6. – Текст : непосредственный.
Приложение 1
Список участников эксперимента
№ п/п | 3 «А» класс контрольная группа |
1 | Илнур А. |
2 | Никита А. |
3 | Мадина А. |
4 | Денис Б. |
5 | Захар Б. |
6 | Вероника В. |
7 | Рамис Г. |
8 | Гусейин Г. |
9 | Полина Г. |
10 | Никита Г. |
11 | Данила Г. |
12 | Александр К. |
13 | Дмитрий К. |
14 | Кристина М. |
15 | Екатерина М. |
16 | Никита М. |
17 | Артём Н. |
18 | Кирилл Н. |
19 | Николай О. |
20 | Иван О. |
21 | Алексей П. |
22 | Светлана П. |
23 | Ксения С. |
24 | Алия С. |
25 | Владислав У. |
26 | Алена Ф. |
27 | Алиса Ч. |
№ п/п | 3 «В» класс экспериментальная группа |
1 | Даниил А. |
2 | Елизавета А. |
3 | Пётр Б. |
4 | Анастасия Б. |
5 | Ярослав Б. |
6 | Айсун В. |
7 | Тимофей Г. |
8 | Анастасия Г. |
9 | Анастасия Е |
10 | Антон Е. |
11 | Юлия З. |
12 | Дмитрий К. |
13 | Михаил К. |
14 | Максим Л. |
15 | Вячеслав М. |
16 | Валерия М. |
17 | Евгений Н. |
18 | Айрат Р. |
19 | Елена С. |
20 | Дмитрий С. |
21 | Елизавета С. |
22 | Максим С. |
23 | Анна Т. |
24 | Жанна Ц |
25 | Михаил Ч. |