ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учеными и практиками также были предприняты попытки поиска таких организационных форм обучения, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры, что сдерживает развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Итак, понятие «форма» может иметь следующие значения[2]:
-
— Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. В нашем случае — содержания социально-педагогической работы. Оно может включать, например, освоение разных направлений деятельности (художественного, технического, спортивного, музыкального и др.), ознакомление с основными профессиями и специальностями, освоение условий среды, общение, оздоровление и другое содержание. При этом нельзя не согласиться с мнением автора, что содержание не ограничивается только информацией, оно включает также опыт, который приобретают участники деятельности: общения, эмоциональных переживаний, применения знаний к решению личных проблем, освоения новых условий среды и т. д. Здесь важно выбрать форму, которая окажется богаче по своим социально-педагогическим возможностям. -
— Форма — это структура, система организации чего-либо. Здесь речь идет о том, что можно говорить о форме, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные специфически взаимосвязанные структурные элементы. То есть, каждая форма имеет собственный алгоритм действий, специфическую особенность ее реализации. Этим одна форма обязательно отличается от другой. Например, такая форма работы в коллективе, как ролевая игра, независимо от содержания, должна иметь следующую структуру: выбор общей темы, разработка сценария или ситуации, распределение ролей, подготовка ролей, проигрывание ролей, общий анализ, подведение итогов. Здесь не важно, проигрываются сказочные или реальные роли. -
— Форма есть совокупность приемов и средств. Здесь речь идет о сочетании организаторских приемов и приемов педагогического воздействия. Организаторские приемы как действия, позволяющие решать конкретную педагогическую мини-задачу, достаточно полно описаны в педагогической литературе. К ним можно отнести, например, свободный выбор, распределение поручений, информирование, создание ситуаций и др. Приемы педагогического воздействия в социально-педагогической деятельности можно рассмотреть через механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины, подражание, внушение, конформизм и др.
Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» [ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]. Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.
Существуют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк.
Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; в их деятельности преобладают образовательные программы; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.
Учреждения, имеющие основными другие виды деятельности, не могут быть отнесены к данному типу образовательных учреждений.
Образовательное учреждение не создается извне. Оно является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других как по содержанию, так и по организационной структуре. Все учреждения дополнительного образования детей строят деятельность, исходя из особенностей собственного развития, качественных характеристик, окружающего социума, его потребностей и при взаимодействии с другими учреждениями.
К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются[ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]:
- в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
- в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.
Виды дополнительного образования, организованные для детей, как правило, различны.
Анализ дополнительного образования показывает, что наиболее частые виды дополнительного образования для детей — это курсовое обучение различным дисциплинам. Дополнительное образование организовывается так же, как другие виды профессионального образования, - по конкретным образовательным программам. При этом программы для детей имеют свою специфику. Возрастной контингент — вот критерий составления программы дополнительного образования детских курсов.
Совершенствуя виды дополнительного образования для детей, добавляются важные моменты в становлении личности, в ее ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование помогает детям получать разностороннее образование по выбранной специальности.
Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество детей. Проведя анализ дополнительного образования, можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:
- территориальной сети факультетов дополнительного образования;
- кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования,
- содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов.
Ребенок в дополнительном образовании познает смысл жизни, обретает начальные знания. При этом не важно, какие виды дополнительного образования организованы в том или ином центре дополнительного образования. Главное - желание педагога обучить детей.
Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей
являются следующие:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития,
- укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Таким образом, анализ дополнительного образования определил виды дополнительного образования, учебное заведение может приступать к организации этого самого дополнительного образования по различным специальностям.
Деятельность детей в системе дополнительного образования происходит в разных формах детских образовательных объединений. Они имеют вполне официальное положение: место в структуре учреждения, педагога, определенный нормативами численный состав. Поскольку реформирование системы дополнительного образования детей осуществляется сравнительно недавно, однозначного понимания форм детских образовательных объединений пока нет.
Кружок определяется как объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметнопрактических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. В учреждении дополнительного образования кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Кружковая работа в общеобразовательной
школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.
Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.
В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках(художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
Клубом в учреждении дополнительного образования называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи: организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников. Отличительной особенностью клуба можно считать наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. Клубы бывают образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например, клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т. д.