Файл: 1. Понятие Форма в педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лаборатория — это форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории — развитие умственных и изобретательских способностей подростков. В основе содержания детской учебной деятельности — конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог — направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения — преимущественно старшие подростки. Возможные варианты лабораторий — тематические или проблемные.

Студия как интегрированная форма образовательного объединения обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.). Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества. Основной целью деятельности является создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» деятельности детей.

Школа — это интегрированная форма детского образовательного объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения. Для школ с обучающим или комплексным типом образовательного процесса характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов и другие отличительные особенности. В практике УДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).


В учреждениях дополнительного образования детей существуют и другие формы образовательных объединений, например, мастерская, секция, ансамбль, театр и т. д. Мастерская — форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким-либо видом искусства, изучают различные технологии и получают трудовой навык изготовления чего-либо, овладевают определенной профессией или ремеслом. Ансамбль — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует ансамбль преимущественно в музыкальном виде искусства. Театр — детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.

Образовательное объединение в системе дополнительного образования — это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:

  • — детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно-досугового мероприятия и др.;

  • — разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.);

  • — советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДО);

  • — детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.);

  • — детские производственные бригады.

Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в дополнительном образовании применяются разнообразные методы и технологии

Формы организации учебного занятия в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

Дополнительное образование осуществляетсяпрежде всего, на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в дополнительном образовании применяются разнообразные формы образовательных занятий
В педагогической практике накоплен богатейший арсенал форм организации дополнительного образования детей. В зависимости от количества участвующих детей можно выделить массовые, коллективные и индивидуальные формы.
учебные занятия по программам изо и дпи проходят в форме беседы

Занятия проходят в форме бесед, которые обязательно поддерживаются игрой, ролевым тренингом, коммуникативными упражнениями. Теория подкрепляется практикой – здесь и сейчас – на занятии, теория может вытекать из практики – из тех наблюдений и ощущений, которые дети получили на занятиях, в играх и упражнениях. Главное, что знание должно быть пережито. Используются групповые, индивидуальные формы работы. При подготовке общих дел используется работа в творческих группах. Каждый может активно экспериментировать, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. В результате реализации программы решается главная задача – помочь каждому ребенку освободиться от мешающих ему стереотипов поведения, стать самим собой и уметь реализовать себя в общении с другими людьми. Знания, умения, приобретенные на занятиях, используются при подготовке и проведении общеклубных дел.


Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Различают три типа занятий по изобразительной деятельности: 
Изучение нового программного материала. Задачи развития творческих способностей являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач.

Повторение пройденного материала. Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. 
занятие по замыслу. Цель этих занятий развитие самостоятельности и инициативы творческих способностей детей Педагог предлагает лишь общую тему а каждый ребенок выполняет ее по своему

Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Сама организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. Е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. Д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Формы проведения занятий

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими могут быть следующие формы :

Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

Беседа с игровыми элементами;

Сказка;

Сюжетно-ролевая игра;

Игра-путешествие;

Игра-имитация;

Викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

Подготовка и проведение 
занятия в нетрадиционной форме

Для обучающихся среднего школьного возраста

Лекции

Учебная игра
Ролевая игра
Защита творческого проекта
Творческие конкурсы
Заочные экскурсии
Коллективное творческое дело
Тематические задания по подгруппам

Для учащихся старшего возраста

Проблемные лекции

Конференции

Практические задания

Семинары

Тематическая дискуссия

Групповая консультация

Защита работы

Деловая игра, ролевая игра, презентация и так далия

к видам нетрадиционным занятий относятся следующие

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

7. Занятия опирающих на фантазию детей, занятие сказка или занятие сюрприз