ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 10
Современные дети с ранних лет окружены разнообразными гаджетами. В 1 классе почти все они имеют дома персональный компьютер, планшет. Безусловно, в современном мире очень сложно оградить детей от использования различной компьютерной техники. Задача учителя - поставить информационно-коммуникационные технологии на службу образовательного процесса. Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большое количество информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Не так давно использование учителем в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) поощрялось, однако не являлось обязательным. Всё изменилось с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащих требования к результатам освоения, условиям реализации и структуре основной образовательной программы. Вовлечение цифровых образовательных ресурсов в образовательную деятельность обучающихся – это не просто требование времени, это и процесс формирования универсальных учебных действий, необходимых для реализации своих возможностей в современном обществе. Деятельностный подход со стороны педагога соответствует новым образовательным стандартам и формированию современного образа учителя.
Цель и задачи программы
Эффективно ли работают цифровые образовательные ресурсы? Для чего нужно красивое визуальное сопровождение урока? Использование различных технических средств обучения оправданно, только если они действительно необходимы. Для этого нужно определить место использования цифрового образовательного ресурса в системе урока, уметь грамотно дозировать любой ресурс. Целью будет являться решение проблемы создания посредством использования современных цифровых образовательных ресурсов новой среды обучения, способствующей формированию универсальных учебных действий. Также моя цель - научить младших школьников использовать цифровые ресурсы для своей учебной деятельности, а мне, как педагогу начальной школы, сделать этот инструмент средством обучения.
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; выявить уровень интереса обучающихся к урокам с использованием цифровых образовательных ресурсов; улучшить учебный процесс, его плотность и эффективность; определить эффективность познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации.
Школьники, которые смогут не только закреплять и получать новые знания из различных источников, совершенствовать их, творчески применять для решения разнообразных проблем, в дальнейшем спокойно адаптируются в динамично развивающемся обществе.
Цифровые образовательные ресурсы могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельной работе, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образования, родители.
Основная часть
Цифровые образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая совершенствованию учебной и внеучебной деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности школьников, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов в современной начальной школе позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы вносят изменения в образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе, где главное:
-в процессе обучения сформировать функционально грамотную личность,
-учиться выбирать главное и интересное,
-самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Это обеспечивает не только создание мотивации у обучающихся, но главное, позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.
При организации работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в работе с младшими школьниками необходимо опираться на имеющийся у детей опыт, должны учитываться их возрастные особенности. Необходим принцип сотрудничества: согласованность действий детей и учителя, общение, взаимопонимание. При этом выбор необходимых средств обучения я осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, я использую современные данные компьютерной сети Internet.
Передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные насыщенные уроки, возникают новые вопросы. Каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае? В каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов? Как логически выстроить структуру урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы? В своей практике я использую следующие образовательные Интернет-порталы
1. Отличная подборка для 1-11 классов. http://school-collection.edu.ru/ 2. Интересный портал для учителей, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия. http://it-n.ru 3. Очень красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам (русский язык, математика, английский язык, окружающий мир). http://nachalka.info 4. Кроме скачивания готовых материалов на сайте можно размещать свои ресурсы, участвовать в обсуждениях, семинарах, мастер-классах. http://www.openclass.ru 5. Портал очень схож с "Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов". Проект создан для средней школы, но и учителя начальной школы смогут найти в нем много интересного. http://fcior.edu.ru 6. Сайт скорее для учащихся начальной школы. Можно рекомендовать ученикам для подготовке докладов и сообщений. http://www.classmag.ru 7. Интересный портал для педагогов, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия. Проект включает в себя разнообразные материалы не только для учителей, но так же для классных руководителей, администрации школы и проч. http://www.zavuch.info 8. Мат-Решка – интерактивный математический тренажер для 1-4 классов. Обучение проводится с использованием большого числа интересных ребенку анимированных уроков. Тренажер ведет каждого ребенка по его индивидуальной траектории, проходя по всем основным темам курса математики для начальной школы. http://www.maths-whizz.ru 9. Очень насыщенный и постоянно обновляющийся портал для детей. Для учителя, на мой взгляд, будут интересны материалы для подготовки и организации внеклассной работы. http://www.solnet.ee | |
| |
| |
| |
10. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
11. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
12. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
13. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения на различных предметах: при целеполаганиии, подачи нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Что помогает педагогу пробудить желание учащихся к процессу обучения? Варианты активизации: игра, проблемные ситуации, смена видов деятельности, неординарность заданий, юмор, физминутки.
Использование цифровых образовательных ресурсов, особенно в начальной школе, позволяет создавать наглядные пособия, повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места. Цифровые образовательные ресурсы помогают мне наглядно и доходчиво изложить материал. Их можно применять на всех типах уроков: и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, используя при этом различные формы: и фронтальную, и индивидуальную, и групповую.
Использование цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока
Включение учащихся в деятельность (учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи; предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; можно использовать девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»).
Самопроверка домашнего задания по образцу.
Актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.
Подача нового материала, использование видеофильмов (Применение на уроках электронных образовательных ресурсов в разных формах: сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем)
Закрепление, повторение, использование интерактивных заданий
Контроль знаний, умений и навыков
Рефлексия учебной деятельности на уроке (небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе учителя, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение как к предмету, так и к учителю). (Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Где можно применить новые знания? •Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать?)