Файл: В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ВВЕДЕНИЕ
В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности. Предполагается, что индивид, приступая к какому-либо виду деятельности, уже соответственно мотивирован и, потому, будет осуществлять деятельность высокопродуктивно. В то же время мотивация деятельности у субъектов зачастую слабая, структура мотивации неполноценна, существует психологическое блокирование различных элементов и видов деятельности. Поэтому изучение мотивов поведения и деятельности является одной из стержневых проблем в психологии. В силу этого обстоятельства, в психологических исследованиях личности большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных ученых посвящено вопросам мотивации. Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.

В теориях мотивации центральным является понятие «мотив». В психологии мотив связывают с функцией побуждения, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующим ее элементами. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует» поведение, выступает как конечная цель повеления или его повод [1, 80 – 93].

В русле мотивации достижения выполнено довольно много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии: Макллеланд Д., Аткинсон Д., Вейнер Р., Роттер Д., Левин К., Н.В.Афанасьева, И.А. Батурин, В.А. Белых, М.Ш. Магомед-Эминов, В.И. Степанский, С.А. Шапкин. Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием и многоаспектностью.

Кроме того, в данной работе будет сделан акцент на мотивацию достижения успеха студентами, то есть учитываются такие аспекты как возраст и половая принадлежность). Вопросы, связанные с понятием гендера, достаточно популярны и актуальны в настоящее время. Об этом можно судить уже по широкому представлению данной проблематики в различных научных сферах (педагогика, психология, философия, экономика, политика, социология, и т. д.). Гендерные исследования применяют при изучении проблемы подчинения личности социально-культурным ожиданиям, особенностей формирования половой идентичности и достижения гендерного статуса. Кроме того, в рамках данного вопроса изучают различия мужских и женских моделей поведения и их вариативность в определенных социальных контекстах [2, 1].


Целью данной работы является выявление различий в формировании мотивов достижения успехов у студентов в зависимости от их половой принадлежности. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определиться с понятиями «мотив» и «мотивация»;

  2. охарактеризовать основные психологические особенности юношеского возраста;

  3. опираясь на работы предыдущих лет, представленные в литературных источниках, показать различие мотивов достижения успеха у юношей и девушек;

  4. провести исследование различий в формировании мотивов достижения успехов у студентов в зависимости от их половой принадлежности для студентов Донецкого национального технического университета.


Эволюция в понимании мотивации
Изучением причин активности человека и животных занимались еще древнегреческие философы (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Со­крат). Демокрит, например, рас­сматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, приводящую в действие эмоциональные переживания, и делающую ум человека изощрен­ным. Вне потребностей чело­век не смог бы выйти из дикого состояния.

В своих работах Гераклит наиболее подробно изучал побудительные силы, влечения, потребности. Он считал, что потребности определяются условиями жизни, и именно поэтому свиньи чувствуют себя комфортно в грязи, предпочитают ослы золоту солому, а птицы любят купаться в пыли и золе и т. д. Связывая между собою такие понятия как побудительные силы и разум, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается Ценою «психеи», и поэтому злоупотребление желаниями ведет к ослаблению души. Умеренность в удовлетворении потребностей ведет к развитию и совершенствованию интеллектуальных и духовных способностей человека.

Сократ говорил о том, что наличие тех или иных потребностей, желаний и стремлений свойственно каждому человеку. Но при этом важно не то, каковы стремления человека, а в том, какое место эти стремления занимают в его жизни. Человек не способен преодолеть свою природу и выйти полностью из-под зависимости от других людей, если он не может управ­лять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные контролировать себя, становятся рабами телесных страстей и внешней действитель­ности. Именно поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удов­летворять только те потребности, которые действительно являются насущными. Выполнение этих условий приблизит человека к богоподобному состоянию, и все свои усилия воли и разу­ма он сумел бы направлять на поиск истины и смысла жизни.



Платона считал, что потребности, влечения и страсти составляют «вожделеющую», или «низшую», душу которая не может сама управлять собой (подобна стаду) и требует руководства со стороны «разум­ной и благородной души».

Аристотель сумел прейти на качественно новый уровень в понимании механизмов поведе­ния человека. Он считал, что стремления всегда связаны с достижением цели, в которой в фор­ме образа или мысли представлен объект, который имеет полезное или вредное значение для организма. Но если посмотреть с другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых заключается в том, чтобы сообщать и оценивать их пригодность или непригодность для жизни организма. Можно сказать, что любое волевое усилие и эмоцио­нальное состояние, определяющие ту или иную активность человека, содержат под собой природные основа­ния.

По своим воззрениям и взглядам достаточно близок к Аристотелю был Лукреция. Он считал, что источниками воли являются желания, которые вытекают из потребностей.

Голландский философ Б. Спиноза утверждал, что главной побудительной силой поведе­ния являются аффекты, к которым относил в первую очередь влечения, связанные и с телом, и с душой. Если влечение осознается человеком, то оно трансформируется в желание.

Основными источниками человеческой активно­сти считали потребности французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк описывал потребности как беспокойство, которое вызывается в человеке отсутствием чего-либо, что ведет его к удо­вольствию. Он полагал, что благодаря потребностям возникают все душевные и телес­ные привычки.

Определенную роль потребностей в жизни чело­века подчеркивал также и П. Гольбах. Но в отличие от своих предшественников делал это глубже и последовательнее. Он писал о том, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Именно через моти­вы, которые представляют собой реальные либо воображаемые предметы, с наличием которых свя­зано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы были предприняты определенные меры для поддер­жания существования организма. Потребности человека непрерывны, и поэтому человек беспрерывно проявляет активность. В учении о потребностях П. Гольбах утверждал, что для того, чтобы объяснить активность человека вполне достаточно од­них только внешних причин, при этом он полностью отвергал традиционное представление идеалистов о спонтанной природе сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности.


К. Гельвеции источником человеческой активности считал страсти. Страсти могут иметь физические, или природные причины и возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потреб­ностей. Потребности он отождествлял с ощущениями.

Большую роль потребностям в понимании мотивов поведения человека отводил и Н. Г. Чер­нышевский. Он считал, что только через них, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и разви­тие познавательных способностей. Первичными, по го мнению, являются органические потребно­сти, их удовлетворение ведет к появлению нравственно-эстетических по­требностей. Животные наделены только физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.

Потреб­ностям отводил значительную роль в психической активности человека и Р. Вудвортс. Благодаря потребностям организм человека оказывается чувствительным к одним стимулам и совершенно безразличным к другим. Это не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие человеком окружающей его действительности (здесь его взгляды совпадают со взглядами Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, потребность рассматривается как доминантный очаг возбуждения).

В 20-е и последующие годы XX столетия в западной психологии начали появляться новые теории мотивации. В них, наряду с органическими, выделены вторич­ные (психогенные) потребности, которые возникают в результате обучения и воспитания. К таким потребностям отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, а также потребность в независимости и противодействии, в уваже­нии и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дал и А. Маслоу.

Таким образом мы видим, что в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с поняти­ем «потребности». При этом потребностные теории мотивации противостоят взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развер­тывается по схеме «стимул — реакция».

Бихевиористы отмечали, что термин «мо­тивация» слишком общий и поэтому недостаточно научный, и что экспериментальная психо­логия под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), которые имеют чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через следующую схему «стимул — реакция», рассматривая раздражитель в ней как активный источ­ник реакции организма. Для них
проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивностьорганизма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом они отмечают, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне сти­мул, и поэтому вводят в схему фактор (названный мотивацией), который объясняет различия в реактивности. Но в данной теории этот фактор вновь свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из всего этого, мотивацию стали понимать как некое состояние, функцией которого является снижение порога реактивности организма на некоторые раздра­жители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилиза­тор.

Наиболее видным представителем динамической психологии является американец Р. Вудвортс, который критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором вплетается прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Такой синтез достига­ется благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).

В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяет пла­н и стремление реализовать этот план, достичь поставленной цели. Эта схема, по замечанию Ж. Нюттен, достаточно полно соответствует реальности и учитывает сложное чело­веческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают только элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить о том, что поведение - это кроме всего прочего еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этих утверждениях основываются взгляды психологов, которые рассматривают мотивацию как самостоятельный специфич­ный механизм организации поведения, как человека, так и животных.

Сторонники когнитивной теории мотивации (например, У. Джемс) выде­ляют несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мыс­ли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, они на­зывают основаниями, или мотивами, данного решения.

Во второй половине XX века появляются мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, ко­торые характеризуются признанием ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации привели за собой введение в научный обиход таких мотивационных понятий как: социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ус­пеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.