Файл: В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности. Предполагается, что индивид, приступая к какому-либо виду деятельности, уже соответственно мотивирован и, потому, будет осуществлять деятельность высокопродуктивно. В то же время мотивация деятельности у субъектов зачастую слабая, структура мотивации неполноценна, существует психологическое блокирование различных элементов и видов деятельности. Поэтому изучение мотивов поведения и деятельности является одной из стержневых проблем в психологии. В силу этого обстоятельства, в психологических исследованиях личности большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных ученых посвящено вопросам мотивации. Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.
В теориях мотивации центральным является понятие «мотив». В психологии мотив связывают с функцией побуждения, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующим ее элементами. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует» поведение, выступает как конечная цель повеления или его повод [1, 80 – 93].
В русле мотивации достижения выполнено довольно много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии: Макллеланд Д., Аткинсон Д., Вейнер Р., Роттер Д., Левин К., Н.В.Афанасьева, И.А. Батурин, В.А. Белых, М.Ш. Магомед-Эминов, В.И. Степанский, С.А. Шапкин. Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием и многоаспектностью.
Кроме того, в данной работе будет сделан акцент на мотивацию достижения успеха студентами, то есть учитываются такие аспекты как возраст и половая принадлежность). Вопросы, связанные с понятием гендера, достаточно популярны и актуальны в настоящее время. Об этом можно судить уже по широкому представлению данной проблематики в различных научных сферах (педагогика, психология, философия, экономика, политика, социология, и т. д.). Гендерные исследования применяют при изучении проблемы подчинения личности социально-культурным ожиданиям, особенностей формирования половой идентичности и достижения гендерного статуса. Кроме того, в рамках данного вопроса изучают различия мужских и женских моделей поведения и их вариативность в определенных социальных контекстах [2, 1].
Целью данной работы является выявление различий в формировании мотивов достижения успехов у студентов в зависимости от их половой принадлежности. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
определиться с понятиями «мотив» и «мотивация»; -
охарактеризовать основные психологические особенности юношеского возраста; -
опираясь на работы предыдущих лет, представленные в литературных источниках, показать различие мотивов достижения успеха у юношей и девушек; -
провести исследование различий в формировании мотивов достижения успехов у студентов в зависимости от их половой принадлежности для студентов Донецкого национального технического университета.
Эволюция в понимании мотивации
Изучением причин активности человека и животных занимались еще древнегреческие философы (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ). Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, приводящую в действие эмоциональные переживания, и делающую ум человека изощренным. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
В своих работах Гераклит наиболее подробно изучал побудительные силы, влечения, потребности. Он считал, что потребности определяются условиями жизни, и именно поэтому свиньи чувствуют себя комфортно в грязи, предпочитают ослы золоту солому, а птицы любят купаться в пыли и золе и т. д. Связывая между собою такие понятия как побудительные силы и разум, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается Ценою «психеи», и поэтому злоупотребление желаниями ведет к ослаблению души. Умеренность в удовлетворении потребностей ведет к развитию и совершенствованию интеллектуальных и духовных способностей человека.
Сократ говорил о том, что наличие тех или иных потребностей, желаний и стремлений свойственно каждому человеку. Но при этом важно не то, каковы стремления человека, а в том, какое место эти стремления занимают в его жизни. Человек не способен преодолеть свою природу и выйти полностью из-под зависимости от других людей, если он не может управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные контролировать себя, становятся рабами телесных страстей и внешней действительности. Именно поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять только те потребности, которые действительно являются насущными. Выполнение этих условий приблизит человека к богоподобному состоянию, и все свои усилия воли и разума он сумел бы направлять на поиск истины и смысла жизни.
Платона считал, что потребности, влечения и страсти составляют «вожделеющую», или «низшую», душу которая не может сама управлять собой (подобна стаду) и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Аристотель сумел прейти на качественно новый уровень в понимании механизмов поведения человека. Он считал, что стремления всегда связаны с достижением цели, в которой в форме образа или мысли представлен объект, который имеет полезное или вредное значение для организма. Но если посмотреть с другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых заключается в том, чтобы сообщать и оценивать их пригодность или непригодность для жизни организма. Можно сказать, что любое волевое усилие и эмоциональное состояние, определяющие ту или иную активность человека, содержат под собой природные основания.
По своим воззрениям и взглядам достаточно близок к Аристотелю был Лукреция. Он считал, что источниками воли являются желания, которые вытекают из потребностей.
Голландский философ Б. Спиноза утверждал, что главной побудительной силой поведения являются аффекты, к которым относил в первую очередь влечения, связанные и с телом, и с душой. Если влечение осознается человеком, то оно трансформируется в желание.
Основными источниками человеческой активности считали потребности французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк описывал потребности как беспокойство, которое вызывается в человеке отсутствием чего-либо, что ведет его к удовольствию. Он полагал, что благодаря потребностям возникают все душевные и телесные привычки.
Определенную роль потребностей в жизни человека подчеркивал также и П. Гольбах. Но в отличие от своих предшественников делал это глубже и последовательнее. Он писал о том, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Именно через мотивы, которые представляют собой реальные либо воображаемые предметы, с наличием которых связано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы были предприняты определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека непрерывны, и поэтому человек беспрерывно проявляет активность. В учении о потребностях П. Гольбах утверждал, что для того, чтобы объяснить активность человека вполне достаточно одних только внешних причин, при этом он полностью отвергал традиционное представление идеалистов о спонтанной природе сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности.
К. Гельвеции источником человеческой активности считал страсти. Страсти могут иметь физические, или природные причины и возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Потребности он отождествлял с ощущениями.
Большую роль потребностям в понимании мотивов поведения человека отводил и Н. Г. Чернышевский. Он считал, что только через них, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными, по го мнению, являются органические потребности, их удовлетворение ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделены только физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.
Потребностям отводил значительную роль в психической активности человека и Р. Вудвортс. Благодаря потребностям организм человека оказывается чувствительным к одним стимулам и совершенно безразличным к другим. Это не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие человеком окружающей его действительности (здесь его взгляды совпадают со взглядами Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, потребность рассматривается как доминантный очаг возбуждения).
В 20-е и последующие годы XX столетия в западной психологии начали появляться новые теории мотивации. В них, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, которые возникают в результате обучения и воспитания. К таким потребностям отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, а также потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дал и А. Маслоу.
Таким образом мы видим, что в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противостоят взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул — реакция».
Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и поэтому недостаточно научный, и что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), которые имеют чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через следующую схему «стимул — реакция», рассматривая раздражитель в ней как активный источник реакции организма. Для них
проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивностьорганизма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом они отмечают, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, и поэтому вводят в схему фактор (названный мотивацией), который объясняет различия в реактивности. Но в данной теории этот фактор вновь свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из всего этого, мотивацию стали понимать как некое состояние, функцией которого является снижение порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.
Наиболее видным представителем динамической психологии является американец Р. Вудвортс, который критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором вплетается прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Такой синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяет план и стремление реализовать этот план, достичь поставленной цели. Эта схема, по замечанию Ж. Нюттен, достаточно полно соответствует реальности и учитывает сложное человеческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают только элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить о том, что поведение - это кроме всего прочего еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этих утверждениях основываются взгляды психологов, которые рассматривают мотивацию как самостоятельный специфичный механизм организации поведения, как человека, так и животных.
Сторонники когнитивной теории мотивации (например, У. Джемс) выделяют несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, они называют основаниями, или мотивами, данного решения.
Во второй половине XX века появляются мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, которые характеризуются признанием ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации привели за собой введение в научный обиход таких мотивационных понятий как: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.