Файл: Цели понять смысл произведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова

Цели:

-понять смысл произведения;

-увидеть особенности сатиры Булгакова;

-оценить злободневность повести .

Ход урока

Слово учителя:

Мы впервые знакомимся с творчеством Булгакова, это знакомство будет продолжено в 11-м классе. И, наверное, вы прочли только одну повесть. Давайте ответим на некоторые вопросы .

-Кто может назвать другие произведения этого автора?

-Что вы читали самостоятельно из книг Булгакова?

-Прежде чем перейти к повести «Собачье сердце», мы скажем слово об авторе (выступления учащихся с домашним заданием ).

Слово учителя: Михаил Афанасьевич Булгаков «старый интеллигент», который разделяет судьбу своего народа. В его произведениях звучит пафос возвышения личности. Итак, повесть «Собачье сердце».

Вопросы учителя:

-Каково ваше впечатление от прочитанного?

-О ком эта повесть?

-Какое время изображено в повести?

-Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве?

-Как живут люди?

-Давайте послушаем историческую справку о присходящем в России в 20-е годы прошлого столетия (выступление ученицы с подготовленным материалом).

-У Булгакова представлена реальная картина. Каковы приметы времени мы находим в повести? Обратимся к тексту и зачитаем отрывки , дающие ответ на вопрос.

-Какова композиционная особенность в повести М.А.Булгакова?

-Какие люди могли так наблюдать как Шарик?

-Где завязка конфликта?

-Какой конфликт порождает превращение Шарика в человека?

-Кто идеологический враг профессора Преображенского?

- Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором?

-Что собака думала о Швондере , наблюдая события , происходящие в квартире Преображенского?

-Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

-Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свой ответ.

УЧИТЕЛЬ: тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А.Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича?

-Что прочитал Шариков? Как это выглядит?

УЧИТЕЛЬ: Шариковы размножаются и достигают « степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью.Cогласитесь ли вы с мнением, что такие люди , как Шариков нуждаются в хозяине? Если да, то мотивируйте свое мнение. Ели нет, то опровергните это утверждение. Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?


Почему автор «устраивает» своего героя на такую должность, как заведующий подотделом по очистке города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ? Что это за художественный прием? Не странно ли, что такая должность поручена бывшему бродячему псу?

-Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?

-В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести.

УЧИТЕЛЬ: у Шарикова к сожалению и профессора, и автора, и читателей не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М.Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты , как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу».

Согласны ли вы с этим мнением? Если вы имеете другое мнение, выскажите его и обоснуйте.

-Где же кульминация?

-Кто победил в этом поединке?

-В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

-По каким признакам можно узнать шариковых?

-Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам.

УЧИТЕЛЬ: сделаем выводы из всего сказанного на уроке:

-какое это произведение по жанру?

-против чего направлена сатира Булгакова?

-в чем особенность булгаковского повествования?

-у кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики?

В повести «Собачье сердце» автор продолжает и развивает традиции русской сатирической литературы, заложенные Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым – Щедриным.

Нам осталось решить еще один вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Давайте обратимся к значениям этих слов (учение зачитывает из толкового словаря значения данных слов).

- каково ваше мнение?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Ответить на вопросы с.207-208 Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.

Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»



Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по жизни и творчеству Булгакова:

- Где и когда родился писатель?

- Где прошло его детство? Какое он получил образование?

- Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?

-Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?

3. Работа над темой урока.

1) Вопросы к учащимся:

- «Какие герои в повести являются главными?»

(профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)

- Охарактеризуйте каждого из героев.

Примерная характеристика (записана на доске)

- Возраст героя

- Черты характера

- Уровень образованности

-Отношение к окружающим

- Отношение героя к окружающим

- Отношение автора к персонажу

Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя, подтверждая суждения цитатами из тексиа.

ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.

2)Здесь уместно дополнение учителя.

Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблемаомоложения и даже физическогобессмертия.Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет наукиевгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет
гипофиз.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом являетсягипофиз- небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".

 Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Он воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер квартиры, обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.

ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ

Он также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного студента в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему учителю и благодетелю.


ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ

- пес Шарик – доверчивый пес с добрым сердцем, способный на сострадание к окружающим, умеющий платить добром за добро. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он - умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.

Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ - самая важная вещь в государстве. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.

- Шариков - в безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, ворует, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил паспорт, устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.