Файл: Цели понять смысл произведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашнее задание

Образы повести, ставшие символами

Цели: - обобщить весь собранный материал по анализу произведения;

- развивать навыки интерпретации произведения с потаенным смыслом.

1. Беседа.

Попробуем проверить справедливость вышеупомянутого мнения критиков через наблюдение и за другим ассоциативным рядом – рассмотрим некоторые “переклички” повести с библейскими сюжетами и мотивами.

  • Когда сделана операция? С чем совпадает дата? (24 декабря, в канун католического Рождества).

  • Когда завершилось очеловечивание Шарика? (6 января, т.е. в канун православного Рождества, отпал хвост – последний анатомический рудимент).

Т.о., вся история превращения Шарика из собаки в человека приурочена к рождественскому циклу и приобретаетантисакральное звучание (сакральный – тайный, священный).

  • Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т.е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св.Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).

  • Что может обозначать тот факт, что Шариков произносит первое слово рыба” наоборот? То, что будет описано в повести, имеет антибожественное, сатанинское звучание.

  • Есть ли в повести еще реминисценции из Библии? Наводнение в квартире -- ветхозаветный Всемирный потоп. Эпизод затопления квартиры по вине Шарикова – своего рода пародия на библейскую легенду, смысл которой – гибель мира, погрязшего в пороках и грехах. Тема гибели культуры, цивилизации станет одной из главных в творчестве Булгакова.

  • А какие ассоциации вызывает у вас фамилия профессора? Борменталь называет его “Творцом”, Шарик – “божеством”, “жрецом”. Профессор вольно или невольно в пылу своих научных экспериментов посягает на миссию Бога. А вправе ли он это делать?

  • Какова цель его научных опытов? Омоложение, т.е. улучшение человеческой породы, а это посягательство на естественные законы Эволюции.

  • Давайте посмотрим, как описана сама операция (выборочное чтение из гл.4) – при чтении эпизода следует обратить внимание ребят на “говорящие” детали: например, на руках профессора и его ассистента черные перчатки, скальпель постоянно называется ножиком (кстатиснова возникает параллель с поэмой А.Блока - “Уж я ножичком почешу, почешу”) и пр.; на описание внешности профессора Преображенского во время операции – одеяние, выражение его лица, ремарки, сопровождающие реплики, действия, сравнение его с сытым вампиром и пр. Чтение дает очень интересный материал для наблюдения и выявления авторской позиции по вопросу о революционных преобразованиях и рождении нового человека.

  • Что же описано? Никак не священнодействие, а служение Дьяволу, это антимесса.


Т.о., Булгаков уже в самом начале повести целым рядом деталей, ассоциированных с библейскими текстами, предупреждает, что эксперимент профессора ошибочен, античеловечен. За сиюминутным и временным угадывается вечное.

6. Домашнее задание.

Фантастика и реальность в повести «Собачье сердце»

Цели урока: - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

  1. Назовите известные вам произведения Булгакова.

  2. Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

( Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)



II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:

«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»

На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.

III. Аналитическая беседа.

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного

  1. В чём фантастичность этого образа?

( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

  1. Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.

  1. Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же
, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколька раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

  1. Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?

(«Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.

  1. Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

  1. В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».

Внешность профессора говорила о его достоинствезначимости: «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).


Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).

Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.