Файл: Цели понять смысл произведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

ШВОНДЕР

Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и нормативов. Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.

Швондер - пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома". Автор представляет его как человека, "у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос". Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он - "общественное лицо", один из "товарищей". Автор делает акценты на его ненависти к классовым врагам, то есть к профессору Преображенскому и доктору Борменталю. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором со "спокойным злорадством". И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, "голубая радость разлилась по лицу Швондера". 
В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. "Документ - самая важная вещь на свете." - говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. "Довольно странно, профессор, - обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?". В этом и есть весь Ш., в этом мораль пролетариата,
преклоняющегося перед властью, верящего только в силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная глупость и нелепость составленного удостоверения личности Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать бредом. Ему не важны масштабы открытия, сделанного профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав человека. Шариков для него лишь очередной жилец, единица общества, интересующий его только с практической точки зрения. "Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире." В противостоянии профессора Преображенского и домкома - Швондера отражение основного конфликта повести, конфликта между двумя противостоящими социально-этическими классами.

4) Вопрос к учащимся на размышление:

В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?

(подведение итога всего вышесказанного)

Подсказка для учителя:

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч? 

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

 
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других. 
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!.. 

Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия: - Сегодня я могу похвалить себя за….

- Сегодня мне не удалось…, потому что….

  1. Домашнее задание: Читать с.205-206, ответить на проблемный вопрос

Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.

Цели:

  1. Формирование общекультурной компетенции в аспекте овладения учащимися элементами художественно-творческих компетенций читателя:

  • развитие навыков анализа художественного текста (определение проблематики произведения, выявление авторской позиции, сопоставительный анализ, анализ эпизода, умение определять смысл образов-символов);

  • обучение основам интертекстуального анализа текста

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие навыков устной и письменной речи, умений задавать вопросы, вести дискуссию по предложенной проблеме);

  • Формирование учебно-познавательной компетенции (умения обозначать свое понимание изучаемой проблемы, умения формулировать выводы по результатам коллективного обсуждения);


  • Формирование ценностно-смысловой компетенции (развитие умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих будущих действий и поступков)

  • Формирование информационной компетенции (развитие навыков работы с художественным текстом, дополнительными литературоведческими источниками с целью самостоятельного поиска и анализа необходимой для решения учебной задачи информации; навыков обработки полученной информации через запись самостоятельных выводов по результатам обсуждения, составление схем и таблиц).

    Ход урока

    1. Вступительное слово

    Мы уже не раз в этом году убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

    • Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы?

    Октябрьскую революцию 1917 года. Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

    В центре нашего внимания сегодня – сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце”. Повесть сатирическая, но мы сегодня не будем говорить о сатирическом мастерстве автора – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Об этом будет разговор на втором уроке по повести. Задача наша будет иной, и мы вместе ее определим.

    1. Беседа на восприятие прочитанного, актуализацию знаний

    • Когда повесть была написана? (В 1925 г). Сразу ли напечатана? (Только в 1987 г).

    • Вы знакомы с содержанием повести. Можно ли сказать, почему повесть была запрещена к публикации?

    • Что лежит в основе сюжета? (Научный эксперимент). Какой? В чем его суть?

    • Только ли о научном эксперименте идет речь? Можно ли сказать, что слово “эксперимент” приобретает символическое значение?

    • Случайно ли темой произведения стал эксперимент?

    Повесть М.А.Булгакова прозвучала очень своевременно, стала отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами. Что же волновало самого писателя?


    Итак, тема нашего урока –  Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.”.




    М.Булгаков

    1.Дата написания произведения

    1925 г. (действие начинается в декабре 1924 г.)

    2. Замысел автора

    осмысление и оценка первых результатов революционных преобразований (7 лет!)

    *Какая оценка дана?

    3. Образы

    а). Вьюга, метель, снег

    Нечто неизбежное и враждебное. Символ разрушения.

    (“Вьюга в подворотне ревет… отходную”, “ведьма – сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню…задушила слова и замела пса”, “… на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала”, “вьюга захлопала из ружья над головой”, “гражданин уверенно пересек в столбе метели улицу…”)

    (Герой Булгакова пересекает улицу и уходит в Дом.)

    б). Представитель старого мира (господин)

    Господин в шубе – “именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин”.

    Чувствует себя уверенно.

    *Как определил это Шарик?

    в). Собака

    Шарик – обиженный (“обожженный”) революцией, пролетарием. Помнит лучшие старые времена, дает точные оценки переменам и т.д. Повесть начинается с монолога собаки!

    Слово “паршивый”, сказанное Зиной, вызывает неудовольствие профессора

    г). Плакат

    “Возможно ли омоложение?” - тоже примета времени

    5. Подведение итогов анализа

    Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения.

    Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.

    Примерные варианты:

    1. Революция или эволюция как пути развития человечества.

    2. Роль интеллигенции в обществе

    3. Проблема террора как способа управления людьми

    4. Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований

    5. Место культуры в системе общественных ценностей

    6. Ответственность человека за результаты своей деятельности

    7. Человек и власть (власть для человека или человек для власти) и т.д.