Файл: Урока Тема урока Мораль и свобода выбора Тип урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Тема урока | «Мораль и свобода выбора» | |
Тип урока | Изучение нового материала с элементами проектированных обучения. | |
Образовательные ресурсы | Презентации: «Мораль»; «Окно Овертона». Сюжеты из фильмов: «Остров» П. Лунгина; Соболева « Биохимия предательства». Видеролики: «Великая победа. Дмитрий Карбышев»; « Супергерои»; «Притча о Доброте»; «Мир не без Добрых людей». | |
План урока |
| |
Цель урока | Способствовать формированию представлений о том, какие функции выполняет мораль в обществе. Овладение целостным представлением об основных нравственных категориях необходимых для познания себя и общества. | |
Методы и формы обучения | Проблемное обучение, частично-поисковый с элементами проективных заданий, эвристическая беседа. Форма психологического практикума, фронтальная индивидуальная форма обучения, групповая | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Формы котроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели урока | Формулируют цели урока. Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | Просмотра отрывка из Х/Ф « Остров», Видеоролики: «Великая победа. Дмитрий Карбышев»; « Супергерои»; | Учащимся предлагается по своему усмотрения определить последовательность следующих слов СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫБОР. Позицию необходимо доказать. учащимся предлагаются следующие вопросы: - Кто из двух героев был по настоящему свободен и почему? - Что осознал главный герой сделав свой выбор? | Высказывают свое мнение. | Фронтальная. Индивидуальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 1.Презентация «Мораль» 2.Презентация «Окно Овертона» Знакомство с притчами(см. приложение «ресурс урока» 3.Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы 4. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Делит их на группы, определяет задания: 1.Обвинители – находят аргументы осуждающие поступок. 2. Защитники – находят оправдания поступку. 3.Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся 4. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся | . Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Знакомятся с притчами, анализируют их, обсуждают вопросы, аргументировано высказывают свою точку зрения 3. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. 4. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. | 1. Индивидуальная. 2. Групповая работа. 3.Групповая 4.Групповая | Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий своей работы | 1.Записи в тетради. 2. Устные ответы. Записи в тетради. Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Предварительный анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | Нацеливает учащихся на выполнение практических заданий и на обсуждение дискуссионных вопросов | Выполняют практические задания, аргументированно высказывают собственное мнение | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Вопросы: – Можно ли сказать, что за последнее время человечество изменило представление о добре и зле, истине и справедливости? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Самооценка учащихся и оценивание учителем учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | Работа над проектом: «Герой нашего времени» по группам | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Групповая | | |
Ресурсный материал к уроку
Есть качества определяющие сущность человека — доброта и ее проявление любовь, сострадание, жертвенность. И только человеку свойственно восприятие красоты.
Попытайтесь ответить на вопрос почему есть благо, добро, любовь, красота? В природе нет таких законов, которые заставляют нас любить друг друга или жить по совести. Когда мы видим, что люди полюбили друг друга. Поженились и разошлись, -
мы не удивляемся. Это естественно — сколько можно любить, надоедает со временем. Когда мы, просидев полчаса на уроке, вдруг отвлекаемся, начинаем думать о своем — это тоже естественно, мы ведь не можем долго находиться в напряженном внимании. Но когда мы видим, как люди любят друг друга всю жизнь, не могут друг без друга и умирают, как в сказке, в один и тот же день, когда человек жертвует своей жизнью ради спасения чужой, мы удивляемся — этого не может быть, этого не должно быть. Но это есть. Когда мы видим человека, который последнюю рубашку снимает, чтобы помочь другому, нас поражает мы считаем его чудаком. Значит, есть вещи, которые быть не должны, они противоречат повседневному укладу жизни. А они тем не менее есть. Естественны глупость, жадность, животная злоба, эгоизм. Но в нашем мире неестественны, не имеют природных оснований не заложены в нас природой ни добро, ни совесть, ни честь, ни чувство красоты. Таким образом есть знание которое не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий. Если добро имеет свою причину, оно уже не добро. Мы ищем ответ на этот вопрос. А ответ на этот вопрос не может дать мысль — она несоизмерима с вопросом. Ответ дает сама жизнь, в нашем знании того, что хорошо и что дурно. Разумом, что ли дошли до того, что надо любить ближнего и не душить его?
Нам сказали в детстве и мы радостно поверили, потому что нам сказали то что было у нас в душе. А кто открыл это? Не разум открыл. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того что бы не щадить мешающих удовлетворению желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это не разумно.
Нельзя спросить человека , почему он сделал добро. Добро как и любовь не нуждается в объяснении, любой наш нехороший поступок надо объяснять и оправдывать. Человек всегда ищет причину только для бесчестья, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем автоматически, то добро, честь, любовь, сами по себе не случаются в автоматическом режиме. Добро может жить только на волне усилия. Вообще ни что
человеческое не может пребывать само по себе, а должно постоянно возобновляться. Сам человек не существует как какая-то данность, как предмет, как стол или стул;человека вообще нет как чего-то неизменного, постоянного; человек — это стремление быть человеком . Нет стремления - нет человека. Быть абсолютно добрым — это бесконечная задача, так же как быть абсолютно мудрым. А человек конечен. Ему жизни не хватит на достижение этих совершенств, и тем не менее он к ним стремиться. Стремиться к тому, на что не хватит жизни5, - это и есть человеческое предназначение. Это стремление и есть то, что можно назвать бессмертной душой и истинной красотой. Примеры духовного бессмертия есть в прошлом и настоящем.
Людям свойственно свершать поступки, именно они определяют по какой позиции живет человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, характеризующий человека, живущего для себя. Для этого выбираем обвиняемого, он садится в центре. Далее следует рассказ: «В вашем классе произошло несчастье, одна из девочек попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается сдавать»
Красота, идеал человека — не отделимы друг от друга в сознании каждого из нас. В сознании каждого из нас. Переживание возможного дает идеал , осуществление его мы переживаем в присутствии красоты. Красота остановленная словом, кистью, звуками музыки, движением танца, красота выраженная философом в виде мысли, красота дерева и дела... Через нее человек приближается к вечности, к переживанию не только, что пролетает мимо и навсегда, но к переживанию неизбежности вечности, если мы будем стремиться к ней как к человеческой сущности, воплощенной в нашей красоте. Для этого надо уметь не так уж много — уметь быть самим собой, не мешать, а помогать ближнему. Это давно известно и сформулировано в библейских проповедях. Их трудно осуществить тому, кто старается искать свою сущность вне себя, растворяя свою сущность вне себя, растворяя индивидуальность в случайном, минутном, принимая его за главное. Чтобы этого не происходило индивидуальность человека охраняют литература и искусство, давая возможность жить не только в мире внешних предметов но и в мире своей души, в той реальности, которую можно назвать, реальностью бытия. В ней познается и узнается свое новое человеческое качество — качество беспредельности, бессмертия, которое не появляется при встрече с вещами, предметами, ограниченными в пространстве и времени и потому, неизбежно, ограничивающими человека. Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств,
природы или человеческого лица, добрые поступки таковыми являются.
У человека всегда было два мира. Один — повседневный мир, в котором мы живем, ходим в школу, делаем каждодневные дела, болеем выздоравливаем. В этом мире все понятно, все делается по правилам.