Файл: Урок литературы в 8 классе Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя Шинель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

имени Героя Российской Федерации Л.Р.Квасникова

Открытый урок

литературы

в 8 классе
Образ

«маленького человека»

в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Подготовила Мощева Марина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Узловая, 2019
Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • образовательная - систематизация знаний учащихся о повести, анализ текста художественного произведения, развитие в повести темы «маленького человека», «погружение» в созданный автором мир, формирование навыков выразительного чтения;

  • воспитательная - воспитание у учащихся нравственных качеств и эстетического вкуса, формирование понятия о значимости личности независимо от её социального положения, воспитание любви и уважения к личности человека;

  • развивающая - развитие у учащихся критического, эмоционально-образного и аналитического мышления, навыков монологической речи, навыков работы с критической литературой, умения вести полемику, работать в группе.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей создания повести;

  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

  • раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

  • прояснить авторское отношение к герою;

  • продолжить работу по усвоению таких теоретических понятий, как сатирическая повесть, «говорящая фамилия», художественная деталь;

  • проанализировать роль образа шинели в сюжете повести;

  • раскрыть значение образа шинели в изображении внутреннего мира главного героя.

Направленность на планируемые результаты образования:

  • овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

  • готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;

  • формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.


Методы и технологии обучения:

  • частично-поисковый метод;

  • технология развития критического мышления, проблемного и дифференцированного обучения, ИКТ-технология.

Оборудование:

  • портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;

  • иллюстрации к произведениям «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя;

  • иллюстрации на тему «Петербург гоголевской поры»;

  • раздаточный материал;

  • мультимедиапроектор;

  • презентация по теме урока.



Ход урока
Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

Слайд

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Демонстрация портретов писателей

I. Целеполагание

1. Формулировка темы урока

- Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке.

- Вспомним, ребята, когда возник в литературе образ «маленького человека»?
2. Сообщение учащейся «Образ «маленького человека» в русской литературе»

Слайд

3. Слово учителя

А.С.Пушкин впервые в русской литературе в повести «Станционный смотритель» приоткрыл сложный душевный мир «маленького человека». Его герой Самсон Вырин показан беззащитным перед «сильными мира сего». Пушкин показал страдания отца, разъединённого со своей дочерью. Даже внешне благополучная судьба его дочери не может сделать его счастливым. Оказалось, что не только обеспеченность, богатство нужны бедному человеку. Он гибнет от грубого вмешательства в его жизнь, от бессилия перед произволом, от отсутствия человеческого тепла и участия.

- Вспомните, какие уже знакомые вам произведения продолжают эту тему?

Но особое место в этом ряду занимает повесть Н.В.Гоголя «Шинель», которая входит в сборник «Петербургские повести» – «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.



4. Определение целей урока

- Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать цели нашего урока.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Слово учителя

«Петербургские повести» Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники, «маленькие люди», выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Я предлагаю вам совершить небольшую заочную экскурсию по гоголевским местам в Петербурге, осуществить которую поможет экспозиция «Петербург гоголевской поры». Экскурсия основана на воспоминаниях писателя. Знакомьтесь с нашим экскурсоводом.
2. Выступление экскурсовода

«Скажу ещё, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». (Из первого письма Н.В.Гоголя матери по приезде в столицу).

«Тишина в нём (в Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных трудах» (Н.В.Гоголь матери, 30 апреля 1829 г.)

Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем». «О, не верьте этому Невскому проспекту! За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города». Петербург, такой город единственный, но как различны людские судьбы.

3. Рассказ учителя о замысле повести «Шинель»

Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности  накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.


Дома вы прочитали повесть, познакомились с её героями.

4. Проблемный вопрос: «В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»

(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где “есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз”, просто не выжить.)

- Давайте понаблюдаем, как эта тема развивается в повести “Шинель”?

5. Беседа по первичному восприятию произведения (технология развития критического мышления)

• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

• Насколько неожиданным для вас оказался ее финал?

• Какие вопросы возникали во время чтения?

6. Анализ повести. Образ главного героя (частично-поисковый метод)

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? (найти подтверждение в тексте)

(Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени).

- По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Не символично ли это?

(Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника)

- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?

- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?

- Это и судьба, и характер.

- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?

(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный).

- Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж? Сопоставьте свою точку зрения с мнением известного актера и режиссера Алексея Баталова: «Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя» (развитие критического мышления)


7. Самостоятельная работа в парах (выборочное чтение, частично-поисковый метод).

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? - Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

Слайд с изображением Башмачкина в департаменте

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста, соответствующие изображению.

Учительпомогает сделать соответствующие выводы:

Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха». Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп».

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.

Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания.

8. Проблемный вопрос: Когда сочувствие автора становится особенно явным?

(Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами).

Зачитывается эпизод.

9. Слово учителя

Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?

- Какое природное явление Гоголь называет «сильным врагом всех, получающих 400 рублей в год или около того»? (Мороз).Даже мороз становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно рассмотреть свою шинель. Визит Акакия Акакиевича к портному становится поворотным в дальнейшей судьбе героя.