Файл: Урок литературы в 8 классе Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя Шинель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Чтение по ролям сцены разговора с Петровичем
- Какие чувства вызвал у вас Башмачкин? Обратили внимание на речь героя, его косноязычие? О чём это говорит?
- А как Гоголь описывает путь Башмачкина домой после визита к портному?
- Вспомните, что пришлось пережить Башмачкину для того, чтобы скопить денег на новую шинель?
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
Слайд
11. Анализ эпизода «Примерка шинели». Рассматривание иллюстрации Кукрыниксов «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель»
- Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами. Это эпизод примерки новой шинели. Портной Петрович так рад своей работе, он обдёргивает, приглаживает “сооружённую” им шинель. Рядом с ним А.А. кажется огромным, значительным. Таким он кажется самому себе. Он вырос в собственных глазах, потому что одолел дело, которое раньше казалось невозможным. А.А. блаженно улыбается. Простое и доброе его лицо светится счастьем.
12. О чём повествует Гоголь сразу же после эпизода, воссозданного на иллюстрации? (пересказ эпизода)
- Таким образом, шинель тоже становится персонажем повести, ей уделяется больше внимания, чем тому, кто её носит.
13. Проблемный вопрос: почему повесть о человеке названа «Шинель»?
Ответы ребят:
- Потому что вещь заменила человека, стала важнее всего.
- Потому что шинель стала для человека смыслом жизни.
- Потому что в Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.
14. Работа в парах с таблицей, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою.
+ | - |
Стал ближе к обществу | Забросил работу |
Стал заметнее (о нем заговорили) | Стал делать ошибки |
Стал увереннее | Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» |
| умер |
- Почему герой умирает? Что явилось причиной его смерти? Как автор помогает нам ответить на эти вопросы?
(Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника, он теперь мог себе позволить посмотреть на богатую жизнь. И после двух бокалов шампанского отправляется домой).
15. Работа в группах Я предлагаю вам в группах обсудить высказывания современника Н.В.Гоголя А. Григорьева. Согласны ли вы с ним? (см. приложение-задание)
16. Слово учителя
Как, почему это произошло? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Возвратимся к портретам-лицам. Вспомним такую художественную деталь – что изображено на табакерке Петровича? Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.Что такое шинель для Акакия Акакиевича? Жизненная необходимость. Но, видимо, так уж общая атмосфера повлияла, что шинель стала для него чем-то большим, чем деталь одежды. Он заказывает шинель, чтоб и сукно наилучшее, а воротник из такой кошки, что издали похожа на куницу. И вот шинель на плечах нашего героя. Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.
Все встало с ног на голову: форма и содержание, внешнее и внутреннее поменялись местами. Ценность человека определяется по внешним данным – одежде, чину, дому… Но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства. И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! Мы скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти. Не только о несостоявшейся личности. Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «маленьких» и «значительных». Вы согласны с таким выводом?
- Так мы подошли к кульминации, к высшей точке реальной жизни Акакия Акакиевича – это воровство шинели.
17. Чтение учащимися эпизода «Воровство шинели».
- Что происходит с Акакием Акакиевичем? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
(никто не помог ему)
18. К кому обращается Акакий Акакиевич? (пересказ эпизода «Акакий Акакиевич у значительного лица»
Прежде чем завершить историю земного существования своего героя, Гоголь вводит фигуру, которая вносит новые ноты в повествование, - «значительное лицо». Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к «значительному лицу». Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?» Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти «значительному лицу». Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он «так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения»
Слайд
Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал, что всё дело в свойствах «значительного лица». Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе он был добрый человек. «Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку». Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь «милость к падшим призывал». Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…»
- Как вы понимаете эти слова и какое они имеют отношение к нашему разговору?
19. Самостоятельная работа в группах (дифференцированная работа)
- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести (см. приложение задание №3)
Обсуждение ответов детей (
выступление первой, второй, третьей группы, четвертой группы)
- Как вы понимаете авторскую позицию?
- Вспоминаются строчки из Библии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «возлюби ближнего как самого себя».
20. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (слова Чехова)
- Зачем же нужно это напоминание?
III. Домашнее задание (на выбор)
- Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
- В персонажах Гоголя мы, к сожалению, узнаём и себя, современное общество. О чём заставляет нас задуматься автор «Шинели»? (письменный ответ на вопрос).
- Сочинение-миниатюра «Всегда ли мы добры к людям?»
IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
- Ребята, я надеюсь, что этот урок не оставил вас равнодушными. Научил ценить в людях доброту, милосердие. Спасибо за сотрудничество.
V. Рефлексия
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение)