Файл: Право внешнеэкономической деятельности Вопрос Внешнеэкономическая деятельность понятие и правовые.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство РФ от 31.10.1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской
Федерации». Им утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Решение о форме проведения конкурса принимает Межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
- лицензирование. Данная мера нетарифного регулирования применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Уполномоченным органом в сфере лицензирования рассматриваемого вида деятельности является Министерство экономического развития и торговли РФ, осуществляющее эти функции на основании Постановления
Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».
- исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Суть данной меры нетарифного регулирования заключается в возможном ограничении права на осуществление внешнеэкономической деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и
(или) импорт отдельных видов товаров.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Министерством экономического развития и торговли РФ.
- защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Применение данных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ. Целью применения данных мер является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым
импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию
Российской Федерации.
Специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.
Специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты. Импортная квота представляет собой ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости. Причем, уровень такой импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года. Однако, этот срок может быть продлен по решению
Правительства РФ, если по результатам повторного расследования,

проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.
Антидемпинговая мера – это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской
Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. При этом, по демпинговым импортом понимается импорт товара на таможенную территорию Российской
Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара.
Данные меры применяются, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
Правительством РФ может вводиться предварительная антидемпинговая пошлина. При этом, решение о ее введении не может быть принято ранее чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования.
Могут вводиться и антидемпинговые пошлины (т.н. окончательные антидемпинговые пошлины), которые применяются при введении
антидемпинговой меры и взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению
Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Правительство РФ может вводить предварительную компенсационную пошлину, которая вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии.
Окончательная компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству
(союзу иностранных государств), предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации или же если оно отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто.
Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность.
Установив высокие таможенные ставки на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет ввоз этого товара, хотя и не ограничивает и не запрещает такой ввоз. Прямым способом государственного воздействия является запрет или установление количественных ограничений на импорт определенных товаров.
Вопрос 5. Наблюдение и предотгрузочная инспекция
Исходя из буквального прочтения ст. 20 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности наблюдение

и предотгрузочная инспекция не относится к мерам нетарифного регулирования. Тем не менее, указанные меры являются формами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Наблюдение устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Наблюдение осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт (импорт).
Данная форма государственного регулирования осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Причем, разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании их заявлений. Срок выдачи разрешения не может превышать три рабочих дня с даты подачи заявления. В качестве гарантии интересов экспортеров (импортеров) установлен запрет, согласно которому не допускается требовать для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров представления иных документов, кроме заявления. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской
Федерации.
Другой формой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является предотгрузочная инспекция.
Предотгрузочная инспекция – это проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую
Федерацию. Таким образом, данная мера государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяется только в отношении импорта товара.
Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия
недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в
Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости.
Предотгрузочную инспекцию проводит орган предотгрузочной инспекции, который определяется Правительством РФ по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством РФ.
Предотгрузочная инспекция вводится на срок, не превышающий трех лет. Если возникает потребность в продлении данного срока, то
Правительство РФ предварительно обобщает и анализирует практику и результаты применения данной меры. Правительство РФ также и утверждает перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция.
Орган предотгрузочной инспекции осуществляет эту инспекцию на основании заявления импортера товара, и по ее результатам выдает импортеру товара сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или принимает решение о мотивированном отказе в выдаче такого сертификата. Кроме того, расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара.
Срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня. Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливает, что импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции.