Файл: История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 слайд

Борис Герасимович Ананьев - выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН(Академия Педагогических наук) СССР, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Родился во Владикавказе 1 августа 1907, скончался 8 мая 1972 в Ленинграде.

Ананьев Б.Г. последователь В.М. Бехтерева (Изучение проблем мозга и человека. Он многие годы изучал проблемы гипноза и внушения). Создатель новой дисциплины – человекознание. В основе – идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Основатель Ленинградской (ныне – Петербургской) научной психологической школы.

2 слайд

Область интересов:

  • Проблема жизненного пути личности

  • Вклад в педологию

  • Гипотеза о генезисе чувствительности

  • Методологические основы психологии

  • История русской психологии

  • Теория ощущений

3 слайд

Большое внимание Ананьев уделил проблеме жизненного пути личности (социальному развитию человека в течение жизни). Жизненный путь по Б. Г. Ананьеву - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения». Время он делил на виды: хронологическое, социальное (в историческом и социальном контексте), биологическое (эмбриогенез), психологическое. Психологическое время личности – субъективное время, то есть субъективное представление о своем прошлом, настоящем и будущем. В субъективном плане у людей одного возраста психологическое прошлое разной протяженности.

4 слайд

Следует отметить вклад Ананьева в педологию, он развивал идеи воспитательного воздействия на ученика посредством оценки. Изучал структуру психофизиологического развития человека, но больше всего исследований направлены на взрослых людей. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, затрагивала проблемы исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. В начале 30-х годов он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, вто же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований Ананьев написал первую монографию «Психология педагогической оценки».


5 слайд

Вклад в психологию чувственного отражения: гипотеза о генезисе чувствительности. Чувствительность с самого начала онтогенеза(индивидуальное развитие организма от начала существования до конца жизни) выступает как интегральная функция целостного организма. Сенсорные процессы имеют решающее значение в общем развитии человека, которое происходит неравномерно. Он полагал, что психические процессы являются исходным моментом в образовании и динамике психических состояний и свойств личности. В своих фундаментальных трудах «Психология чувственного познания» (1960) и «Теория ощущений» (1961) он рассматривает структуру сенсорной сферы человека, включая в нее не только ощущения зрительной и слуховой модальности. Особое значение для развития человека он придает кинестетическим (Кинестетические ощущения возникают у человека, когда он двигается. Они помогают узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении), тактильным, вибрационным, болевым, вкусовым, обонятельным и даже интероцептивным ощущениям (Интероцептивные – ощущения, возникающие при протекании внутренних процессов организма. Они также называются органическими. Рецепторы данных ощущений находятся во внутренних органах, сосудах и т.д.), которые большинством ученых психологов рассматривались как второстепенные, низшие, не значимые для человека.

(Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.)

6 слайд

Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.

Ананьев изучал индивидуальность как разноуровневую структуру — начиная от конституции, соматической организации, чувствительности разных анализаторов, свойств интеллекта, нервной системы, эмоциональности — и заканчивая ценностными ориентациями, мировоззрением, жизненным путём.



Наибольшее внимание в своих исследованиях Б. Г. Ананьев уделял развитию индивидуальности. Эта проблема стала центральной в его научном творчестве. В своих трудах ученый последовательно применяет принцип развития при изучении разных уровней психической реальности, сочетая его с принципом целостного изучения человека. Прежде всего, необходимо сказать, что Ананьев одним из первых не только среди отечественных, но и среди зарубежных ученых стал рассматривать процесс развития как процесс, совершающийся на протяжении всей жизни человека.
Рассматривая структуру личности, Б. Г. Ананьев полагал, что исходным моментом развития личности является ее статус в обществе, на основе которого строятся общественные функции-роли, цели и ценностные ориентации личности. Эти характеристики образуют первичный класс личностных свойств, они определяют особенности мотивации и структуру общественного поведения.

7 слайд

Именно Б. Г. Ананьев выделил в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. 

Индивид – биофизическая характеристика человека, предполагает совокупность природных, генетически обусловленных свойств. Развитие индивида (онтогенез в узком смысле) Ананьев определяет как достижение человеком биологической зрелости. Стадии: рост, достижение зрелости, старение, гибель организма.
Личность – совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых и др. Формируется прижизненно как некая целостность в результате общения и деятельности.
Индивидуальность – совокупность неповторимых особенных черт личности и индивида (цвет волос, цвет глаз, манера общения, и тд). Проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Формируется индивидуальный, неповторимый стиль деятельности.
Человек как субъект деятельности – это также социальная характеристика человека. Деятельность – специфическое социальное качество, отличающее человека от животного. Вместе с Рубинштейном С.Л. и Леонтьевым А.Н., Ананьев считает, что человек является субъектом труда, субъектом общения и субъектом познания. Человек как субъект деятельности развивается в процессе производственной деятельности. История развития субъекта – это история его производственных отношений. Но человек не только субъект деятельности, но и носитель сознания.


8 слайд

Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.