Файл: 2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.учебная деятельность специфический вид деятельности , что такое учебная деятельность, её особенности. Структура учебной деятельности. Чуть подробнее контроль и самоконтроль, оценка самооценка как структурные компоненты учебной деятельности.
2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.
3.Педагогический контроль и его содержание
4.Функции контроля
5.Принципы контроля
6.Психолого пед аспекты контроля
8(7).Психологические аспекты текущего контроля
9(8). Психологические аспекты итогового
7(9). Психологические аспекты предварительный
10 вопрос. Недостатки существующей системы оценивания и возможные пути их преодоления. (Гладкая, Звонникова современные среда оценивания)
11.Традиционные среда контроля, их достоинства и недостатки
12 инновационные тенденции. Портфолио и тесты для практической деятельности уч-ся
13.портфолио как индивидуальное накопительное оценки(гладкая)
14 Рейтинговая система оценивания
15.оценочная деятельность учителя, её структура
16.сущность и роль оценок.
17.функции пед оценки по отношению к учителю.
18. Функции пед оценки по отношению к ученику и его родителям.
19.Оценки и отметки. Характеристика процесса оценивания. (Звонников)
20. положит педагогические оценки( когда будем описывать привести примеры)
21.отрицательные пед оценки (с примерами. )
22.амбивалентные оценки.
23. Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Функции отметки. (Юридический смысл , социальный)
24. Отметка как показатель эффективности обучения .Объективность отметок как психолого педагогическая проблема.
25.особенности личности и деятельности учителя, влияющего на выставление отметки
26.влияние личности учащихся на получение отметки.
27.Использование безотметочной системы обучение в начальной школе.
28.Самооценка как основа регуляции и внутренней мотивации учения.
-
Учебная деятельность – специфический вид деятельности
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. поставили новую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий.
В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Трактовка «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Особенности уч.деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».
Структура уч.деятельности: Мотивация; Учебная задача; Уч.действия; Контроль (самоконтроль); Оценка (самооценка)
Контроль (самоконтроль), Оценка (самооценка)
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за выполнением действия осуществляется механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы (П.К. Анохин). Были выделены две формы обратной афферентации (или обратной связи) — направляющая и результирующая. Первая, согласно П. К. Анохину, осуществляется в основном проприоцептивной или мышечной импульсацией, тогда как вторая всегда комплексна и охватывает все афферентные признаки, касающиеся самого результата предпринятого движения. Вторую, результирующую форму обратной связи П.К. Анохин называет в собственном смысле этого слова обратной афферентацией. Он разграничивает два ее вида в зависимости от того, несет ли она информацию о выполнении промежуточного или окончательного, целостного действия. Первый вид обратной афферентации — поэтапный, второй — санкционирующий. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С. Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. При этом психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой всякая психическая функция появляется на сцене жизни дважды, проходя путь «от интерпсихической, внешней, осуществляемой в общении с другими людьми, к интрапсихической», т.е. к внутреннему, своему, т.е. концепция интериоризации, позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля или, точнее, самоконтроля как поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля. П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Вторая стадия — полный самоконтроль. Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
2. Контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.
Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.
Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
Цель контроля: определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой
Основные формы контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности — это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.
К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения
Основные методы контроля знаний учащихся:
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)
Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач
Письменные работы
Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников
Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии
Недостаток: не всегда отражают объективную картину
Диагностика учебных достижений учащихся
В понятие «диагностика учебных достижений учащихся» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку ЗУН (знаний, умений, навыков) обучаемых. Проверка ЗУН констатирует результаты обучения, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции и динамику их формирования.
Диагностика учебных достижений (диагностика обученности), отмечает С.В. Сидоров (2015), проводится с целью современного выявления, оценивания и анализа учебного
процесса в связи с его продуктивностью.
Диагностирование учебных достижений, по определению А.В.
Хуторского (2003), включает:
• контроль; • проверку;• оценивание;
• накопление статистических данных и их анализ;
• выявление динамики изменений;
• прогнозирование направлений дальнейшего развития образовательного процесса.
В.П. Беспалько (1995) считает, что контроль - это неотъемлемая составляющая часть учебно-воспитательного процесса, способ получения информации о качественных результатах обучения на разных его этапах с целью внесения необходимой корректировки, совершенствования методов и форм организации образовательного процесса.
Проверка - структурный компонент контроля, выявление результатов обученности с заданными нормами, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приложение 1).
В ходе проверки учитель получает объективную информацию о степени освоения учащимися учебного материала, об уровне и качестве обученности учащегося и объеме его учебного труда (Пидкасистый, 1999).
Контроль обеспечивает возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки в ней, принимать меры к устранению недочетов.
Ученик в ходе контроля усвоения учебного материала устанавливает:
- готов ли он к восприятию новых знаний и проведению самостоятельной учебной деятельности;
- какие и в каком объеме знания, умения он усвоил;
- какие проблемы при этом возникли;
- насколько удачно он использовал возможности образовательного процесса в обучающих целях.
Управлять образовательным процессом невозможно без осуществления контроля после завершения каждого этапа необходимо получить информацию о том как он понял достигну насколько он эффективен для выяснения этого необходим контроль контроль это сопоставление достигнутых результатов запланированным результатом с эталонными требованиями стандартами под контролем можно определить и сопоставить для диагностики например проверка оценка учёт знаний обучающегося.
Рассмотрим эти понятия: под проверкой понимается процесс выявления успехов и трудностей обучающихся в процесс выявления степени достижения целей образования важная составляющая часть любого контроля дидактической функции является обеспечением между педагогом и обучающимся. Получение педагогом точной полной информацией овладения учащихся информация о пробелах в их знаниях трудностях развития.
Учёт успеваемости-это фиксирование и принятие в систему показателя проверки контроля что дает знание о развитии учащихся.
Оценка это суждение о ходе и результатах обучения которое содержит его количественный и качественный анализ и который умеет цель повысить качество работы учащихся.
Отметка-это выставление отметки, определение балла по определённой шкале для фиксирование результаты в степени её успешности.
Оценка и отметка не тождественные понятия процесс деятельность оценивания, деятельность или операция. Отметка это результат от процесса деятельности операции.
Отождествление процесса результата в последнее время всё чаще говорят не о педагогическом контроле, а о педагогической диагностике. Понимает общий способ получения информации о ходе результаты. Задачи диагностики входит анализ хода и результатов процесса обучения воспитания.
Например анализ хода и результата обучения в данном случае относятся объём и глубина обучаемости уровень сформированности учения насколько у обучающегося сформированы творческая деятельность и т.д.
В диагностику вкладывается более широкий смысл чем в традиционной контроль чем проверку знаний умений контроль или проверка лишь констатация проблемы, а учебная диагностика имеет её решение.
3. Педагогический контроль, его структура и содержание.
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности. К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся: выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли понятийных индикаторов; операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т.д); создание модели желаемых результатов контроля; проведение контрольных мероприятий; сличение модели и реальных ответов учащихся; формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.
При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста. Модель результатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективного фактора автоматизированно либо с помощью экспертов.
Содержание контроля. Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяющее содержание контроля и предмет оценивания. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, который направлен на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ этого процесса. Ему свойственен, как правило, пооперационный характер (Н.Ф.Талызина). Содержание контроля, предназначенного для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств интеллекта. Педагоги же при оценке обученности ставят в центр внимания уровни освоения содержания обучения и способы учебной деятельности.
Содержание контроля задает определенные приоритеты при обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно становятся ориентирами для учителя в его повседневной работе, особенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административно-управленческих решений в образовании(егэ). Оно может иметь деструктивные последствия для образования.
Стандартизация требований к освоению предметного содержания в контроле. Содержание контроля, задается в государственных образовательных стандартах (ГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования.
В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ФГОС. Происходит операционализация требований — приспособление формы представления требований к задачам измерения.
5. Принципы контроля.
Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу контроля принадлежит дидактическим принципам, которыми должны руководствоваться педагоги в своей контрольно-оценочной деятельности.
Принцип научности. Принцип научности предписывает использование при контроле научно обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных контроля для оценивания подготовленности учащихся, что можно выполнить далеко не всегда
Педагогические тесты разрабатываются по специальной технологии, опирающейся на теорию педагогических измерений. Они имеют научно обоснованные критерии качества. Принцип научности предполагает проверку точности и устойчивости данных тестирования (критерий надежности) и адекватности данных поставленной цели измерения (критерий валидности).
Принцип иерархической организации. Принцип иерархической организации нацеливает на построение определенной иерархии знаний, умений и навыков при отборе содержания контроля. Принцип иерархической организации предполагает отбор наиболее значимых, укрупненных элементов содержания для отображения их в тестах или в традиционных оценочных средствах.
Принцип систематичности. Принцип систематичности педагогического контроля находится в определенной зависимости от плановости последнего. Неравномерное увеличение частоты проверок, их неожиданность создают дополнительное нервное и эмоциональное напряжение у учащегося. В равной степени и уменьшение числа контрольных проверок имеет негативные последствия. Опыт свидетельствует о том, что отрицание необходимости контроля, отказ от совершенствования форм и методов контроля приводят к ухудшению качества обучения.
Принципы объективности и справедливости. Объективность является необходимым условием справедливости. В теории педагогических измерений понятие «объективная оценка» которое характеризует уровень подготовленности учащегося в момент проведения контроля и не содержит ошибочного компонента. Поэтому можно говорить о большей или меньшей объективности оценок в зависимости от величины ошибочного компонента измерений.
Первый путь к повышению объективности контроля связан с формированием коллегиальной экспертной оценки. Успех при этом определяется качественным составом проверяющей комиссии и четкостью соблюдения инструкций экспертами. Другой путь повышения объективности результатов контроля, который не нашел применения в практике в силу низкой эффективности, предполагает создание определенных эталонов усвоения знаний, умений и навыков обучаемых по каждому предмету. Третий путь связан с тестированием, в котором полнота реализации принципа объективности контроля зависит от надежности тестов, стандартизации условий проведения тестирования, технологии выставления оценок и всей совокупности факторов, влияющих на величину ошибки измерения. Особенно эффективно проблема объективизации решается в современной теории тестов, согласно которой на основе математических моделей измерения осуществляется переход от сырых баллов испытуемых к наиболее правдоподобным оценкам, дающим оптимальное приближение к истинным компонентам измерения.
Принцип всесторонности. Принцип всесторонности подчеркивает необходимость тщательного отбора содержания контроля, которое должно репрезентативно отражать содержание учебных программ и видов проверяемой учебной деятельности. Задания, предназначенные для проверки, должны охватывать по возможности максимально широкий крут вопросов, подлежащих контролю, и не дублировать друг друга.
4. Функции контроля.
Контролирующая функция. Контролирующая функция является основной для итогового контроля. Систематический контроль за результатами обучения, определение состояния усвоенных знаний, умений и навыков и находит свое отражение в оценке учебных достижений. По сфере приложения результатов контролирующая функция может быть связана с различными уровнями управления качеством образования.
Диагностическая функция. Диагностическая функция наиболее полно реализуется в текущем контроле. Активизация роли диагностической функции является важным условием повышения качества учебного процесса. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений учащихся педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации обучения. Диагностическая функция текущего контроля - контрольные работы, опросы или специальные диагностические тесты.
Обучающая функция. Обсуждения, возникающие в классе при ответах учащихся на вопросы преподавателей, самоконтроль и самооценка учеников при подготовке к контрольным работам и опросам выполняют, хотя и не в полной мере, обучающую функцию, поскольку традиционные средства и методы контроля лишь частично обеспечивают возможность ее реализации.
Решающая роль здесь принадлежит педагогическим тестам.
Воспитывающая и мотивирующая функции. Воспитывающая функция контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности учащегося, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Ученики изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет осуществляться постоянный контроль.
Воспитывающая функция контроля призвана играть ведущую роль в формировании мотивационной основы учебной деятельности учащихся.
Росту мотивации учебной деятельности способствуют тесты и отметочные (балльные) критерии оценивания. Критерии задаются на описательном уровне и содержат совокупность требований к учебным достижениям для каждой оценки. Они не только побуждают учащихся к более высоким достижениям, но и вселяют в них уверенность в объективности педагога и «прозрачности» процесса выставления оценок.
Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функции обучения. Полнота реализации развивающей функции контроля тесно связана с характером проверочных заданий, их содержанием и уровнем деятельности, необходимой для их выполнения. Задания на применение знаний в измененной или незнакомой ситуации заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать и привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем.
Информационная функция. Информационная функция присуща самой природе контроля вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления. Полнота реализации информационной функции напрямую зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответственности принимаемых по результатам контроля управленческих решений. Например, высокий уровень объективности требуется при использовании данных контроля в случаях аттестации, идентификации проблем в системе обучения, связанных с введением инноваций, недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.
Сравнительная функция. Сравнительная функция контроля проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровня для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования. Подобное сопоставление будет корректным при условии проведения специального шкалирования, статистической коррекции данных тестирования, выравнивания шкал, формирования репрезентативных выборок учащихся и учета социально-экономических факторов, влияющих на состав учащихся, кадровый подбор преподавателей и обстановку в районе расположения школы.
Прогностическая функция. Прогностическая функция контроля предназначена для выявления способности к усвоению нового материала и неизбежно отражает воздействие предшествующего обучения, и потому ее можно предсказать по результатам контроля. Если для получения результатов контроля использовались лишь традиционные средства, то спрогнозировать вероятную успешность обучения того или иного испытуемого только на их основе будет невозможно. Однако задача становится вполне разрешимой, если применить тесты, прогностическая способность которых была заранее подтверждена специальными аналитическими методами. (КИМ) ЕГЭ обладают высокой прогностической способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших абитуриентов в момент приема в вуз, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения.
11. Традиционные средства контроля, их достоинства и недостатки
В школе к традиционным средствам контроля относятся письменные или устные поурочные опросы, домашние задания и экзамены. Устные поурочные опросы обычно применяются в текущем контроле.
Они предполагают получение ответов учащихся на вопросы учителя и обладают достоинствами, поскольку легки в организационном плане, обеспечивают оперативную обратную связь в процессе коррекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждения в классе и развивают коммуникативные компетенции. Недостатком устных опросов является фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4 — 5 человек. К письменным поурочным опросам относятся контрольные работы, которые подводят итоги определенного периода обучения.