Файл: Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Характеристики и особенности управления IT-проектом

1.1 Определение проекта

1.2. Понятие управления проектами и команда проекта

1.3 Управление IT проектом

1.4. Постановка проблемы

Глава II. «Гибкие» методологии управления IT-проектами

2.1. Описание и принципы «гибких» методологий управления IT-проектами

2.2. Обоснование выбора методологии «скрам» для моделирования процесса управления IT-проектом

2.3. Описание методологии «скрам»

Глава III. Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк

3.1. Характеристика внедряемого программного обеспечения в Банк

3.2. Управление проектом внедрения ПО на основе водопадной модели

3.3. Моделирование и анализ внедрения проекта с помощью «гибкой» методологии «скрам»

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики».

Факультет бизнес-информатики

Кафедра бизнес-аналитики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему

«Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк»

Студент группы № 471

Мазурина Наталья Алексеевна

Научный руководитель

Богданова Татьяна Кирилловна,
доцент, к.э.н.

Рецензент

Ямпольский Сергей Михайлович
доцент

Москва 2013

Оглавление


Введение 3

Глава I. Характеристики и особенности управления IT-проектом 6

1.1 Определение проекта 6

1.2. Понятие управления проектами и команда проекта 8

1.3 Управление IT проектом 10

1.3.1. Определение IT проекта и его особенности 10

1.3.2. Модели жизненного цикла IT проекта: их характеристики и особенности 11

1.4. Постановка проблемы 18

1.4.1 Специфика банковской сферы 18

1.4.2 Анализ применимости моделей жизненного цикла в банковской сфере 19

Глава II. «Гибкие» методологии управления IT-проектами 22

2.1. Описание и принципы «гибких» методологий управления IT-проектами 22

2.2. Обоснование выбора методологии «скрам» для моделирования процесса управления IT-проектом 26

2.3. Описание методологии «скрам» 30

Глава III. Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк 40

3.1. Характеристика внедряемого программного обеспечения в Банк 40

3.2. Управление проектом внедрения ПО на основе водопадной модели 41

3.3. Моделирование и анализ внедрения проекта с помощью «гибкой» методологии «скрам» 51

Заключение 63

Список использованной литературы 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 68







Введение


Управление проектами сегодня отличается от управления проектами в 1950-х, когда эта наука стала впервые применяться строительными и инженерными копаниями в качестве инструмента для эффективной организации новой деятельности. Сейчас управление проектами используется практически во всех областях, так как это позволяет поддерживать экономическую активность организаций.


С развитием информационных технологий многим компаниям стало очевидно, что, используя различные автоматизированные информационные системы, можно повысить рентабельность бизнеса. Особенно это стало актуально для российских банков, так как они пытаются повысить свою конкурентоспособность на рынке с помощью использования специализированных программных систем, ориентированных на банковскую деятельность. Таким образом, с повышением степени вовлеченности IT-продуктов в жизнь общества, тема об эффективном управлении IT-проектами стала очень популярной.

В данной дипломной работе управление IT-проектом будет рассматриваться в банковской сфере, которая считается довольно уязвимой из-за сильной коррелированности с внешней средой и экономикой страны. Ввиду этих специфик, а также характеристик IT-проекта, управление внедрением или созданием ПО в банках сталкивается с множеством трудностей, такими как сдвиги по срокам, ненадлежащее качество, превышение по запланированной стоимости и тому подобное. Ненадлежащее качество продукта, являющегося результатом управления какого-либо IT-проекта в банке, может сильно сказаться на дальнейшей экономической активности этого банка.

Во многих российских банках жизненный цикл IT-проектов рассматривается с точки зрения традиционной водопадной модели (то есть в виде модели, где каждый последующий этап процесса начинается только тогда, когда завершится предыдущий), применение которой основано, скорее, на привычке менеджеров проектов, нежели на реальной эффективности модели. В последнее время большую популярность приобретают «гибкие» методологии управления IT-проектами, основная суть которых базируется на преимуществах итеративной и спиральной моделей жизненного цикла. Помимо этого, «гибкие» методологии пропагандируются как «готовые к изменениям», что в большинстве случаев больше подходит для IT-проектов, управляемых в быстро меняющихся средах. Этим объясняется актуальность выбранной темы для исследования.

Объектом исследования является IT-проект по внедрению программного обеспечения в банк.

Предметом исследования являются способы управления IT-проектом, основанные на том или ином представлении жизненного цикла этого IT-проекта (модели и методологии).

Таким образом, целью данной работы является выявление целесообразности применения «гибкой» методологии «скрам» для управления IT-проектом вместо традиционного «водопадного» на примере IT-проекта по внедрению специализированного программного обеспечения для автоматизированной оценки кредитоспособности клиента и для принятия решения о выдаче кредита в Банк «XXX».  Критерием оценки целесообразности является реализация проекта на заданном уровне качества при значительно меньшем уровне затрат и времени.

В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:

  • выявление характеристик проекта и управления проектом;

  • определение критериев успешности проекта;

  • определение особенностей IT-проекта;

  • анализ преимуществ и недостатков моделей жизненного цикла управления IT-проектом;

  • определение сущности и преимуществ «гибких» методологий управления IT-проектами;

  • анализ различных видов «гибких» методологий и обоснование выбора методологии «скрам» как наиболее подходящей для исследования;

  • описание основных моментов, характеристик и особенностей методологии «скрам»;

  • реализация проекта по внедрению программного обеспечения в Банк с использованием традиционной водопадной модели жизненного цикла;

  • предложение по управлению этим же IT-проектом с использованием «гибкой» методологии «скрам»;

  • анализ и сравнение результатов с учетом определенных критериев успешности IT-проекта.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена понятиям «проект», «управление проектом», «IT-проект», «жизненный цикл IT-проекта», а также анализу моделей жизненного цикла IT-проекта. В конце главы рассматриваются характеристики банковской сферы и применимость описанных моделей жизненного цикла в зависимости от этих характеристик.

Во второй главе рассматриваются «гибкие» методологии управления IT-проектами, проводится их сравнительный анализ и выбирается методология «скрам» для моделирования и управления конкретным IT-проектом в практической части.


В третьей главе реализуется проект внедрения специализированного программного обеспечения для автоматизированной оценки кредитоспособности клиента и для принятия решения о выдаче кредита, и моделируется этот же проект с использованием методологии «скрам».

Глава I. Характеристики и особенности управления IT-проектом

1.1 Определение проекта


Термин «проект» берет свои истоки в латинском языке, происходя от слова «projecere» - бросаться вперед. В английском языке слово «project» сохранило базовую суть из латинского языка, сузив, при этом, основное значение – деятельность, направленная на достижение поставленной цели. В современном обществе операционное управление бизнесом, которое нацелено на управление устоявшимися бизнес-процессами, теряет свою актуальность. Это связано в первую очередь с тем, что внешняя среда постоянно претерпевает резкие и существенные изменения, соответственно, большую популярность приобретают проекты, то есть такие активности, которые характеризуются определенной степенью уникальности при решении какой-либо задачи. Помимо всего прочего, у организации может быть множество целей, следовательно, появляется огромное число проектов, разных по своей природе, и от их управления может зависеть будущее всей организации. Для того чтобы какая-либо активность смогла называться проектом, необходимо, чтобы у нее одновременно присутствовали нижеприведенные характеристики:

  • Четко-определенная цель (как правило, это получение какого-то конечного результата, удовлетворяющего организацию);

  • Установленная продолжительность проекта с ранее определенными датами начала и завершения проекта;

  • Предопределенные требования к ресурсам (время, оборудование, финансы и труд);

  • Координированное участие различных специалистов в одном проекте (то есть, синтез многочисленных разнонаправленных действий)

В современных книгах все определения термина «проект» базируются на этих характеристиках. Таким образом, предлагаются следующие определения:

Проект - это

  1. «комплексное, неповторяющееся, единовременное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика» [4, с. 13];

  2. «системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и прочих) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели» [11, с. 21].