Файл: Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Характеристики и особенности управления IT-проектом

1.1 Определение проекта

1.2. Понятие управления проектами и команда проекта

1.3 Управление IT проектом

1.4. Постановка проблемы

Глава II. «Гибкие» методологии управления IT-проектами

2.1. Описание и принципы «гибких» методологий управления IT-проектами

2.2. Обоснование выбора методологии «скрам» для моделирования процесса управления IT-проектом

2.3. Описание методологии «скрам»

Глава III. Управление проектом внедрения специализированного программного обеспечения в Банк

3.1. Характеристика внедряемого программного обеспечения в Банк

3.2. Управление проектом внедрения ПО на основе водопадной модели

3.3. Моделирование и анализ внедрения проекта с помощью «гибкой» методологии «скрам»

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ


Проекту так же свойственна зависимость между четырьмя показателями: бюджет (заданные в плане оценочные затраты на проект), длительность (период времени, необходимый для выполнения проекта), область охвата (цели и задачи проекта) и качество (рисунок 1):



Рис. 1 Треугольник проекта

Изменение одного из этих элементов влияет на три других. Ограниченность бюджета определяется количеством средств, которое было выделено для реализации проекта. Ограниченность длительности определяется временным периодом, в рамках которого проект должен быть реализован. Ограниченность области охвата определяется действиями, которые должны быть выполнены для того, чтобы цель проекта была достигнута. Сбалансированность этих показателей может свидетельствовать об успешности проекта.

1.2. Понятие управления проектами и команда проекта


До XX века проектами управляли непосредственно их создатели, а ими, как правило, являлись архитекторы, инженеры и строители, однако вскоре и другие организации начали осознавать, что грамотное управление проектом является очень важным для их деятельности. Особенно отчетливо это понималось в сферах строительства, консалтинга и обороны. Со временем стало увеличиваться количество людей, стремящихся к познанию в этой области: если несколько лет назад в университетах можно было встретить курсы по управлению проектами, которые читались исключительно для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, то сейчас напротив, все больше и больше факультетов включают дисциплину «управление проектами» в свои программы обучения. Таким образом, выпускники факультетов маркетинга, информационных технологий, экономики, финансов, медицины и других наук имеют представление об управлении проектами, что, безусловно, важно в сегодняшние дни, потому что управление проектами охватывает не только сферы бизнеса и строительства, как раньше, но и любые стороны деятельности общества.

В современной литературе термин «управление проектами» подразумевает под собой различные методы, способы и идеи о том, как сделать бизнес более эффективным. В
качестве примера ниже приводятся определения, описанные в различных российских и зарубежных источниках:

Управление проектами - это

  1. «методология (говорят также — искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта» [9, с. 18];

  2. «область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристиками ожидаемого результата» [12, с. 15];

  3. «профессиональная деятельность по руководству ресурсами (человеческими и материальными) путем применения методов, средств и управления для успешного достижения заранее поставленных целей в результате выполнения комплекса взаимосвязанных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов» [6, с. 7];

  4. «особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели» [11, с. 22].

В рамках управления проектом происходит постоянное взаимодействие участников проекта, к которым относятся инициатор, заказчик, менеджер проекта, инвестор и, непосредственно, команда проекта.

Основная идея проекта устанавливается инициатором. В дальнейшем, ее перенимает заказчик, который заинтересован в определенных результатах проекта. Заказчиком определяются желаемые временные рамки проекта, а также различные требования к проекту. Финансирование проекта осуществляется либо заказчиком, либо инвестором, который может вступать в контрактные отношения с заказчиком. Менеджер проекта занимается управлением деятельностью, направленной на реализацию поставленных целей в рамках проекта. Он несет прямую ответственность за достижение целей и за возможные ошибки перед заказчиком. Под руководством менеджера проекта происходит формирование команды проекта в зависимости от сложности организации проекта и возложенных на команду обязательств. При наборе людей в команду менеджер проекта должен учитывать их профессиональную квалификацию и опыт работы. Таким образом, чем сложнее является проект, тем более квалифицированной должна быть команда.



1.3 Управление IT проектом

1.3.1. Определение IT проекта и его особенности


С развитием информационных технологий одна часть организаций стала автоматизировать свою деятельность, а вторая часть начала создавать программное обеспечение для его дальнейшей поставки организациям первого типа. И в первом и во втором случае, организации имеют дело с IT-проектами.

Термин «IT-проект» можно описать в виде общего термина «проект» но с некоторыми важными дополнениями, связанными, прежде всего, с тем, что IT-проект подразумевает собой деятельность, направленную на создание или использование информационных технологий (Грекул, Коровкина, 2011). Так как в данной работе пойдет речь об управлении проектом внедрения специализированного программного обеспечения (то есть, некой информационной технологии), то целесообразно определить, что именно отличает IT-проект от обычного проекта. Во-первых, диссонанс между заказчиком и исполнителем. Чаще всего IT-проекты заказываются бизнес-отделом организации, а внедряются – собственным IT отделом или самостоятельной IT-компанией (отдаются на аутсорсинг). При таком подходе очевидно, что возможны трудности в определении бизнес-требований и общих ожиданий от разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения, так как область IT является довольно специфичной. Это означает, что на первых этапах проводимые обсуждения между заказчиком и исполнителем могут нести в себе достаточно размытые идеи, которые на ранних стадиях фиксируются наспех в техническом задании, а потом меняются. При первичном чтении технического задания у заказчика может возникнуть ряд вопросов, и это нормально, потому что разработчик технического задания мог понять какие-то аспекты IT-проекта очень субъективно. Другой особенностью IT-проекта является равномерное распределение вины на участниках проекта при его неблагополучной реализации. Таким образом, ответственность за результат ложится не только на исполнителя (за возможную неправильную реализацию) или не только на заказчика (за возможную ошибку в формировании требований), а на всех участников вместе, потому что, так или иначе, они должны создавать между собой эффективную коммуникацию, минимизируя возможный субъективизм в дальнейшем. Третьей особенностей IT-проекта можно назвать его высокую стоимость. Если при построении здания возможны лишь минимальные отклонения от конечных требований и ожиданий, то в IT-проектах это весьма вероятно. Соответственно, есть риск внесения существенных изменений, а так как очень часто отношения между заказчиком и исполнителем регулируются ранее подписанным контрактом, то любое изменение влечет за собой так называемый «запрос на изменение», который стоит определенную сумму денег. Большое число изменений подразумевает под собой и большую стоимость, именно поэтому IT-проекты считаются одними из самых дорогих видов проектов.

1.3.2. Модели жизненного цикла IT проекта: их характеристики и особенности

1.3.2.1. Определение жизненного цикла IT-проекта


Каждый IT-проект проходит путь с момента своего создания через ряд промежуточных этапов и до его завершения, когда информационная технология полностью создана или внедрена. Другими словами можно сказать, что у проекта есть фазы, которые называются общим термином - жизненный цикл. Свод знаний по управлению проектами (PMBoK) дает следующее определение понятию жизненный цикл проекта:

«Жизненный цикл проекта – это набор, как правило, последовательных и иногда перекрывающихся фаз проекта, названия и количество которых определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью» [27, с. 15].

Жизненный цикл помогает координировать усилия участников проекта, так как он учитывает некоторую специфику. К примеру, руководитель проекта должен понимать, какое влияние оказывают входы и выходы одного этапа жизненного цикла на остальные. Жизненный цикл проекта имеет прямую связь с его финансированием, так как, только спланировав фазы его реализации, можно прогнозировать стоимость и издержки.

В наиболее общих чертах схема жизненного цикла IT-проекта может быть представлена четырьмя фазами: инициация, планирование, выполнение и закрытие (рисунок 2):



Рис. 2 Схема жизненного цикла IT-проекта

  • Инициация: создается идея проекта, определяются бизнес-требования и цели;

  • Планирование: составляются план проекта, финансовый план, план качества и план ресурсов; определяется работа, которая должна быть сделана в рамках проекта;

  • Выполнение: исполнение задач; полученные результаты оцениваются руководителем проекта и впоследствии сравниваются с планом проекта;

  • Закрытие: окончательный результат и сформированная документация представляются заказчику; формируется уровень успеха проекта.

1.3.2.2. Водопадная модель жизненного цикла IT-проекта


Водопадная модель была введена примерно в 1970 году, и она является традиционным подходом к управлению IT-проектами. Водопадный процесс представляет собой упорядоченную последовательность различных фаз развития проекта, причем каждая фаза имеет набор входов и выходов (Holtsnider, 2010).