Файл: Челябинская государственная академия культуры и искусств.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное Агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Культурологический факультет
Кафедра социально-культурной деятельности
Курсовая работа по курсу:
Социально-культурная деятельность
Современные технологии организации праздников для старшеклассников.
Выполнила:
Студентка курса ОЗО МСКС
Рыскулова Р.З.
Проверил:
Рубцов, доцент, к.п.н.
Работа зачтена
« » ______2012г.
С оценкой _____________
Оренбург 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты организации праздников для старшеклассников.……………………………………………………..………..6
1.1.Сущность праздника как социально-культурного явления…....................6
1.2. Характеристика современных технологий организации праздников для старшеклассников……………………………………………………………….16
Выводы по первой главе…………………………………………………….......21
Глава II. Практические аспекты проблемы организации праздников для старшеклассников………………………………………………………………..23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников……...….23
2.2. Технологии организации праздника для учащихся оренбургского областного колледжа культуры и искусств…………………………………....27
Выводы по второй главе………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы.……………………………………………………………..32
Приложение 1.…………………………………………………………………...36
Введение
Переход к рыночным отношениям в настоящее время вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности культурно-досуговых учреждений, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. В первую очередь это касается организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации личности в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно — досуговых учреждений на пути решения современных задач воспитания подрастающего поколения, является организация досуга молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, КВН, праздники.
Большое значение в жизни каждого человека имеет праздник, народное гуляние, театрализованное представление. Праздник доставляет удовольствие, рождает в душе радость, вызывает положительные эмоции. Насущной необходимостью современного праздника является создание такой праздничной ситуации, которая несла бы эстетический заряд в культуру общества и человека.
В условиях крупных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации досуга молодежи, в том числе и старшеклассников. Современные технологии организации праздников для старшеклассников в настоящее время имеют большой творческий потенциал.
Возрастающая роль праздников в современной жизни молодежи требует определенной разработанности теории этого вопроса, т.е. технологии организации и проведения праздников для старшеклассников.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью удовлетворения растущих потребностей молодежи и неуспеванием педагогики, культурологии, социологии в разработке и обосновании соответствующих досуговых программ, праздников; противоречие между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного досуга. Недостаточность научно-методических разработок по проблемам организации и проведения праздников для старшеклассников тормозит развитие новых подходов в их организации. Актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Современные технологии организации праздников для старшеклассников».
Цель — изучить особенности организации праздников для старшеклассников в условиях культурно-досуговых учреждений
Объект исследования — праздники для старшеклассников, технологии организации праздников для старшеклассников.
Предмет исследования — содержание, формы и методы организации и проведения праздников для старшеклассников. Технологии организации праздника для учащихся ООККиИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Определить сущность праздника как социально-культурного явления. Рассмотреть вопросы терминологии.
2. Изучить современные технологии организации праздников для старшеклассников.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику возрастной группы старшего школьного возраста.
4. Дать характеристику технологии организации праздника для старшеклассников на примере праздника «Мисс колледж» в ООККиИ.
Литературными источниками для написания курсовой работы была учебная литература, теоретические разработки и опыт режиссеров-постановщиков, результаты практических исследований, статьи в периодической печати.
Структура курсовой работы: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.
Глава I. Теоретические аспекты организации праздников для старшеклассников
1.1.Сущность праздника как социально-культурного явления
Толковый словарь русского языка дет следующие определения понятия «праздник». Праздник —1) это день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь; 2) день радости и торжества по поводу чего-нибудь; 3) день игр, развлечений; 4)день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события [40,с. 567]
Термин «праздник» и его эквиваленты в разных языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи употребляются часто для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца), т.е. выступают подчас как термины «служебного характера». Научная литература сформировала базу определений праздников.
-
В древнееврейском языке первоначальное название праздника — «хач» («хачать» - танцевать). Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом режиме вокруг алтаря. Последующее древнееврейское название «моэд» - урочный час, ныне употребляется термин «йомтов». -
В латинском языке два термина «feriae» — праздничные дни, каникулы, дни отдыха, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день (иначе «освященное место») -
Праздник создает портрет общества каждой эпохи, он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени. Каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах праздничной деятельности [ 26, с.3 ]
Праздник - общественный институт, созданный людьми для почитания связи между выделенными ценностями и временем
; выступает культурной формой освоения обществом свободного от работы времени [26, с.5].
Понятие «театрализованный праздник» довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции — важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества [ 26, с.5 ]
Значение зрелища, театрализованного представления, как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.
На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п.
Любой праздник как социально-художественное явление — необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие — аграрным ожиданиям и достижениям, третьи — счастливым семейным датам и т. д., но все они — проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа [ 26,с.10 ].
Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность
окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно—религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально—песенной или спортивно—физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами [15,с. 8 ].
Отмечено уже семь значений понятия «праздник»:
1. Религиозный день памяти культового события; день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического или гражданского события;
2. Официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий;
-
Веселье, бал, устраиваемый кем-либо; -
День массовых игр, развлечений (спортивный, зимний, военный, детский и др.); -
Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием; -
Праздник в переносном смысле слова: испытанное от чего-нибудь наслаждение или сам по себе источник наслаждения [26, с.10].
Праздник является особой формой подтверждения ценностей данного общества. В современном понимании праздник — это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются группой особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования[26, с.10].
Театрализованный праздник и театрализованное представление имеют много общего, но есть и отличия.
Общее: 1. Праздник и театрализованное представление являются формами человеческой культуры, результатом духовно-практической деятельности людей (в природе праздников нет).
2. И та, и другая форма культуры являются театрализованными (театрализация - основной метод организации человеческой деятельности в сакральном времени и сакральном пространстве).
Отличительное: Методологическое отличие — праздник — это такая форма культурной деятельности, которая не предполагает деление людей на участников и зрителей, а идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое. Театрализованное представление — это форма культуры, которая изначально (генетически) предполагает деление присутствующей общности людей на участников и зрителей и существует благодаря такому делению.
Методические отличия:
-
В празднике много «очагов», мест действия, в представлении — только одно, там, где оно проходит. -
Праздник не имеет локальных территориальных (топографических) границ (но только по отношению к представлению, в целом праздник тоже ограничен — улицей, площадью, городом и т.д.) Театрализованное представление топографически локально (площадка театрализованного действа не может быть чрезвычайно большой, иначе каждый отдельный человек многого не увидит). -
Праздник не имеет локальных временных границ, он может длиться день, неделю (Масленица), две недели (Святки) — все зависит от сформированной традиции, представление же всегда во времени локализовано, и это время режиссер выстраивает и определяет сценарием. -
Праздник нельзя срепетировать, многое можно прогнозировать, опираясь на прежний опыт. Представление не только можно, но и нужно репетировать, выстраивая темпоритм и определяя всю систему его образного решения. Таким образом, представление (зрелище) является частью праздника, выполняя функцию зрелищно-эстетического компонента праздничного пространства.