Файл: Челябинская государственная академия культуры и искусств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Характеристика современных технологий организации праздников для старшеклассников
В толковом словаре русского языка дается следующее определение понятия «технология». Технология — это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. [40, с.787 ].

Технология подготовки и проведения праздника предусматривает прохождение трех этапов:

- создание предпраздничной ситуации в жизни социальной группы, коллектива, семьи и т.д.,

- создание праздничной атмосферы (как результат деятельности специалистов в предпраздничный период),

- анализ, осмысление комплекса акций, действий, усилий в послепраздничный период.

Все три этапа определяются единым "ядром" — событием, которое играет цементирующую роль [15, с.29].

В этом же ключе выступал и Д.М. Генкин, считая, что "праздничная ситуация характеризуется, во-первых, причастностью к общему ощущению, к единой идее или цели; во-вторых, широким социальным общением, объединяющим людей, создающим огромные людские общности; в-третьих, возникающим в этих общностях коллективными эмоциями — своеобразным резонатором праздничного настроя" [15, с. 31].

Многолетние наблюдения и практическая деятельность по подготовке и проведению праздников в учреждениях культуры позволяют сделать вывод о том, что успех праздника зависит от умения влиять на сознание и поведение аудитории на всей дистанции из трех этапов.

Стремление добиться максимального смыслового и эмоционального воздействия может быть реализовано только тогда, когда специалисты в совершенстве овладеют психолого-педагогическим и организационно-методическим искусством создания условий стимулирования внутреннего настроя, готовности к совместным коллективным действиям активистов и участников в предпраздничный, праздничный и послепраздничный период. Арсенал разнообразных способов здесь чрезвычайно велик, но их использование эффективно только тогда, когда целеустремленно формируется широкий актив. В то же время нельзя недооценивать значение индивидуальных форм работы, у которых есть свои преимущества, и надо стремится к органическому сочетанию различных способов [15, с. 32].

Решающая роль в успешном осуществлении процесса организации и проведения праздника для старшеклассников принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с молодым поколением [19, с. 42].


Педагогическое взаимодействие старшеклассников и педагогов, организаторов досуга в организации праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел в ходе педагогически организованной совместной деятельности детей и взрослых [19, с. 42].

Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских и юношеских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей [3, с. 48].

Основные задачи, стоящие перед организаторами праздников для старшеклассников:

- Формирование у молодежи активной жизненной позиции

- Развитие и поддержка социально полезных молодежных инициатив,

способствующих развитию личности и лидерских качеств;

- Духовно-нравственное воспитание молодежи;

- Социализация и профессиональная ориентация молодежи;

- Развитие инновационной деятельности молодежи;

- Подготовка молодежи к созданию гармоничной семьи

- Поддержка инициативной и талантливой молодежи

- Содействие развитию творческого потенциала молодежи;

-Организация эмоционально насыщенного досуга молодежи и др.[19, с. 47].

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия старшеклассников и взрослых[19, с. 50].

В рамках проекта проведения молодежного праздника, театрализованного представления, шоу необходимо формирование режиссерско-постановочной группы, а также группы менеджеров — организаторов культурно-массовых мероприятий.

Краткая характеристика проекта — это своего рода резюме, где лаконично описана основная идея мероприятия с аргументами в его пользу.

На первом этапе определяется состав оргкомитета, перечень организационных мероприятий, дата, ответственные за проведение определенных работ в период подготовки мероприятия, составляются эскизы оформления зала, оформления сцены, тексты рекламы предстоящего мероприятия, заказываются технические средства, транспорт, заключаются договора с исполнителями (сценаристами, ведущими, артистами и др.), приобретается реквизит, цветы, призы и .д.



Сценарий и программа мероприятия включает описание фабулы, основных мизансцен, действующих лиц, диалоги, песни, стихи, действия, музыкальное, световое, шумовое оформление, т.е. своего рода либретто мероприятия.

Сценарий может предусматривать небольшие по масштабу мероприятия художественного народного творчества, детские и молодежные конкурсы, смотры самодеятельных коллективов, чествования, показательные выступления (отчеты) студий, выставки изделий художественного народного и прикладного творчества, вечера семейного отдыха, утренники, юбилейные вечера. [33, с. 42]. культурный организация праздник

Остановимся на технологии организации праздника для старшеклассников «Мисс красоты». В процессе подготовки театрализованных конкурсов «Мисс красоты» менеджер (продюсер) взаимодействует с большим количеством партнеров, среди которых:

- официальные структуры (департаменты, министерства, комитеты, административно-территориальные учреждения и т.д.);

- фирмы-производители технических средств (световое, звуковое, сценическое оборудование и т.д.);

- финансовые учреждения (банки, финансовые компании);

- рекламные агентства;

- модельные агентства;

- дизайнерские и оформительские фирмы;

- концертные залы, стадионы, спортивно-зрелищные сооружения;

- средства массовой информации (телевидение, радио, пресса);

- транспортные фирмы и др.

Процесс организации и проведения театрализованного конкурса предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором такой формы мероприятия, которая бы привлекла максимальное количество зрителей. Важную роль играют творческие коллективы, создающие яркий эмоциональный настрой празднику. Праздник становится возможным только после определенного количества репетиций, установленного технического и сценарного оборудования, наличия сценических костюмов, музыкального оформления праздника. Продюсер праздника занимается решением организационных вопросов, заключением договоров, достижением максимума результатов от вложенных средств. Сумма затрат должна быть перекрыта суммой доходов мероприятия. [ 7, с. 28]
Выводы по первой главе
Современная праздничная культура представляет собой оригинальный сплав, симбиоз различных типов, форм, интерпретаций праздника.

В настоящее время крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию.


Основными задачами, стоящими перед организаторами праздников для старшеклассников являются: формирование у молодежи активной жизненной позиции; развитие и поддержка социально полезных молодежных инициатив, способствующих развитию личности и лидерских качеств; духовно-нравственное воспитание молодежи; социализация и профессиональная ориентация молодежи; развитие инновационной деятельности молодежи; подготовка молодежи к созданию гармоничной семьи; поддержка инициативной и талантливой молодежи; содействие развитию творческого потенциала молодежи; организация эмоционально насыщенного досуга молодежи и др.

Педагогическое взаимодействие старшеклассников и педагогов, организаторов досуга в организации праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел в ходе педагогически организованной совместной деятельности детей и взрослых

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития молодого человека, т.к. в любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театральное действие.

Широкое использование выразительных средств каждого вида искусства способствует формированию эстетических взглядов, расширяет кругозор, формирует нормы проведения досуга, развивает творческие способности молодого человека.

Процесс организации и проведения театрализованного конкурса предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором такой формы мероприятия, которая бы привлекла максимальное количество зрителей.
Глава II. Практические аспекты проблемы организации праздников для старшеклассников
2.1.Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников
Возраст старшеклассников — от 15 до 17 лет. Это трудный период жизни. Ученик уже вышел из детского возраста, и его мир становится более сложным. Беспечность и простота уходят, их место занимают сумятица и беспокойство. Юношам и девушкам приходится самим делать нравственный выбор в своей жизни. Как не запутаться и принять правильные решения? Они задают себе вопросы: «Что делать?», «Как мне следует поступить?», «Как узнать, что правильно, а что нет?» и т. п.

Юношеский возраст — один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации.


В советской психологии Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Эльконин отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности [45, с. 68]

Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15-летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17 летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание [45, с. 68]

Эта периодизация нормативна и выражает, прежде всего, ведомственную точку зрения школы, описывая то, чем должен заниматься старшеклассник. Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива (а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности. Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность, дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем — в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения — деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность. [45, с. 69]