Файл: Кнр в 1976 1978 гг. политическое и социальноэкономическое развитие по дисциплине История стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Благовещенский государственный педагогический университет»
Историко-филологический факультет
Кафедра всемирной истории, философии и культурологии.
Контрольная работа
на тему: КНР в 1976 – 1978 гг.: политическое и социально-экономическое развитие.
по дисциплине: История стран Азии и Африки
Исполнитель: студент группы 5ИЗ | ___________________ дата | ____________________ подпись | Крючков В.А. |
Руководитель: К.ф.н., доцент | __________________ дата | _____________________ подпись | Кузнецов Д.В. |
Благовещенск 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
введение ………………………………………………………………... | 3 |
1 Смена власти в ЦК КПК…………………………………………………. | 5 |
2 Роль Дэн Сяопина в истории КНР ….…………………………………... | 10 |
3 Изменение социально-экономического и политического курса КНР… | 14 |
Заключение.……………………………………………………............. | 16 |
Список Использованных источников………………………. | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция» [1, 26] Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества – явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.
историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК Маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной.
Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны.
Цель контрольной работы – анализ политического и социально-экономического развития КНР.
Задачи:
1. Рассмотреть причины экономического кризиса.
2. Проанализировать роль Дэн Сяопина в истории КНР
3. Описать изменение социально-экономического и политического курса КНР, приведшее к модернизации страны.
1. Смена власти в ЦК КПК.
9 сентября 1976 года умер основатель Китайской Народной Республики, председатель Коммунистической партии Китая и руководитель страны – Мао Цзэдун. Политический механизм, сформировавшийся за эти годы, особенно в период «культурной революции», потерял центральный, структурообразующий элемент [1, 16]. Борьба фракций в руководстве КНР за наследие Мао и власть обострилась до предела. Ее усугубляло крайне сложное социально-экономическое положение и растущее недовольство населения проводившимся политическим курсом. Хуа Гофэн, выдвинутый Мао Цзэдуном в последний год жизни на высшие посты в партии и государстве, располагал важнейшими рычагами массового, партийно-политического и административного влияния и, бесспорно, обладал наиболее предпочтительными стартовыми позициями в борьбе за власть.
За годы «культурной революции» в руководстве страны сложились три политические группировки:
Во-первых, это были выдвиженцы «культурной революции», которые опирались на созданные в ходе нее политические структуры и пользовались поддержкой ряда провинциальных органов власти, прежде всего Шанхайского ревкома. Его возглавляла жена Мао Цзэдуна Цзян Цин, являвшаяся членом Политбюро ЦК КПК и одним из инициаторов и активных участников «культурной революции», и выходцы из Шанхая – заместитель председателя ЦК КПК, член Постоянного комитета Политбюро (ПК ПБ) Ван Хунвэнь,
заместитель премьера Госсовета, член Постоянного комитета Политбюро, первый секретарь Шанхайского горкома КПК Чжан Чуньцяо и член Политбюро, секретарь Шанхайского горкома Яо Вэньюань. В июле 1974 г. на одном из заседаний ПБ Мао Цзэдун назвал их «четверкой».
Во-вторых, это было высшее руководство армии, которое на втором этапе «культурной революции» заметно усилило свои общественно-политические позиции, взяв на себя важные функции по организации и контролю за хозяйственно-экономической и общественно-политической жизнью в стране. Его представляли авторитетные военачальники, принимавшие участие в революционных войнах и антияпонской войне и вместе с Мао Цзэдуном стоявшие у истоков нового Китая, прежде всего заместитель председателя ЦК КПК, член Постоянного комитета ПБ, заместитель председателя Военного совета (ВС) ЦК КПК, министр обороны маршал Е Цзяньин.
В-третьих, это было старшее поколение партийно-хозяйственного руководства, которое группировалось вокруг премьера Госсовета Чжоу Эньлая до его смерти в январе 1976 г. и заместителя премьера Госсовета, заместителя председателя ЦК КПК Дэн Сяопина до снятия его со всех постов в апреле 1976 г. Эта группировка также сохраняла определенные позиции и влияние в высших органах власти и на местах [1, 17].
К лагерю выдвиженцев «культурной революции» принадлежало большинство руководящих партийных работников и чиновников в системе административного управления страной. Естественными союзниками группировки Цзян Цин выступали не входившие в нее организационно прочие выдвиженцы «культурной революции», наиболее видной фигурой среди которых был Хуа Гофэн, сосредоточивший в своих руках после смерти Мао Цзэдуна высшие партийно-государственные посты.
В целом деятелям «культурной революции» принадлежало устойчивое большинство в Постоянном комитете политбюро ЦК КПК, в который сразу после смерти Мао Цзэдуна входили Хуа Гофэн, Ван Хунвэнь, Чжан Чуньцяо и Е Цзяньин. Лишь маршал Е Цзяньин, занимавший пост министра обороны, представлял в ПК политбюро не просто армию, но силы, стремившиеся к восстановлению политической стабильности в обществе на основе возвращения к политическому курсу первой половины 50-х гг. Подобно тому, как естественными союзниками «четверки» были выдвиженцы «культурной революции», возглавляемые Хуа Гофэном, стремившиеся к политической стабильности, представители армии искали поддержки фракции «старых кадров», признанным лидером которой был Дэн Сяопин.
В результате секретных переговоров Е Цзяньина с Дэн Сяопином, было достигнуто соглашение о единстве действий против «четверки».
Таким образом, к осени 1976 г. страна и армия находились в состоянии глубокого раскола. Однако если высшему военному руководству и «старым кадрам» удалось достичь соглашения о единстве действий, то в стане выдвиженцев «культурной революции» разворачивалась междоусобная борьба. Ее главным побудительным мотивом были политические амбиции. Цзян Цин явно претендовала на то, чтобы занять пост Председателя ЦК КПК, а Чжан Чуньцяо видел себя будущим премьером Государственного совета.
Члены «четверки» планировали организовать государственный переворот с целью отстранения от власти Хуа Гофэна, а также занимавших умеренные позиции деятелей армейского руководства. Осуществить эти планы намечалось до 10 октября.
В сложившейся ситуации Е Цзяньину удалось не только заручиться поддержкой опальных представителей «старых кадров», но и заключить соглашение с Хуа Гофэном, весьма обеспокоенным своей политической будущностью. Развязка наступила 6 октября. Ван Дунсин, получивший приказ от имени партийных инстанций подвергнуть аресту «четверку», используя воинскую часть 8341, блестяще справился с возложенной на него задачей. Хуа Гофэн был вознагражден постами Председателя ЦК КПК и Председателя военного совета при ЦК КПК.
После ареста «банды четырёх», началось противостояние выдвиженцев «культурной революции» – «левых» и фракции «старых кадров» – «прагматиков» [3, 669].
Компромисс, предотвративший столкновение между «левыми» и «прагматиками», был выработан в ходе работы III пленума десятого созыва, который состоялся в июле 1977 г. накануне созыва очередного XI съезда КПК (август 1977 г). Наиболее важным решением, принятым пленумом, было восстановление Дэн Сяопина на тех постах, которые он занимал до очередной опалы весной 1976 года: он был вновь восстановлен на всех постах – заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны [4, 165-166]. Дэн Сяопин, получивший таким образом официальную возможность готовить широкую реабилитацию своих сторонников, воздержался от критики по существу промаоистского курса, на продолжении которого настаивал Хуа Гофэн.
О продолжении «левой» политики Хуа Гофэном было объявлено на XI съезде КПК. В отчетном докладе, сделанном им, прозвучали основные лозунги маоистской эпохи, включая и призыв строить социализм по принципу «больше, быстрее, лучше и экономнее», выдвинутому еще в период «большого скачка». Председатель ЦК КПК настаивал на широком развитии движения по созданию предприятий в городе и на селе по типу Дацина и Дачжая. Партии и обществу было обещано и впредь проводить кампании, подобные «культурной революции». Наряду с этим было заявлено о необходимости модернизации Китая с целью превращения его в современное государство на основе подъема сельского хозяйства, промышленности, обороны, развития науки и техники («четыре модернизации»). Последнее было обращено к «прагматически» мыслящей части партии, однако методы достижения поставленной цели по существу оставались прежними.
Однако, важнейшим результатом съезда было то, что противникам Хуа Гофэна удалось добиться укрепления собственных позиций в руководящих органах партии. В ЦК КПК вошли многочисленные представители прагматически мыслящих военных и «старых кадров», в том числе репрессированных в годы «культурной революции». Не оспаривая руководящей роли Хуа Гофэна, не подвергая публичному сомнению маоистские догмы, «прагматики» готовили почву для своеобразной «революции сверху», осуществляемой руководством партии без радикального изменения устоев власти.
Дэн Сяопину и его последователям, пока еще остававшимся в меньшинстве в высших партийных структурах, удалось добиться значительного обновления партийных кадров центрального и регионального уровней. За полгода было сменено около 80% председателей и заместителей председателей провинциальных ревкомов. На протяжении 1978 года к политической жизни были возвращены сотни тысяч партийных работников, репрессированных в предшествующие годы.
Сосредоточив усилия главным образом на возвращении своих сторонников в партийно-государственные структуры, «прагматики» на время предоставили решать экономические и хозяйственные проблемы «левым» во главе с Хуа Гофэном. Новый «скачок» предполагалось осуществить за счет западных кредиторов