Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Физическая культура Практическое задание 6.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Физическая культура

Практическое задание 6


Выполнил:

Обучающийся Огородников Михаил Александрович

Преподаватель:

Борисенко Инна Михайловна


  • Задание 1

Максимальное количество баллов – 6.

Ваши коллеги выступили с предложением внедрить в режим рабочего дня комплекс динамических пауз, направленный на повышение функционального уровня систем организма.  Вам предложили принять участие в разработке комплекса.

Вопросы:

1.         Составьте комплекс из 10 общеразвивающих упражнений (ОРУ), направленный на повышение функционального уровня систем организма человека:

  • упражнения для тренировки дыхательной системы,

  • упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы,

  • упражнения для активизации обменных процессов.

  • 1. Упражнение для формирования правильной осанки.



    Назначение упражнения: помочь исполнителю сформировать правильную осанку.

    Содержание:

    Исходное положение - основная стойка, руки перед грудью.

    На 1-2 - рывок согнутыми руками перед грудью.

    На 3 - 4 - рывок прямыми руками в стороны - назад до сближения лопаток.

    Дозировка: 4 раза.

    2. Упражнение на силу мышц ног.

    Назначение упражнения: укрепление мышц ног.

    Содержание:

    Исходное положение - основная стойка, руки перед собой.

    На 1 – полуприсед.

    На 2 – исходное положение

    На 3 - присед.

    На 4 – исходное положение

    Дозировка: 4 раза.

    3. Упражнения на силу мыщц туловища.



     

    Назначение упражнения: укрепление мышц туловища.

    Содержание:

    Исходное положение - основная стойка, руки за голову.

    На 1 - наклон туловища вперед до параллели с полом.

    На 2 – исходное положение.

    На 3 - наклон туловища назад.

    На 4 – исходное положение.

    Дозировка: 4 раза.

    4. Упражнение на силу мышц рук и плечевого пояса.



    Назначение упражнения: укрепление мышц рук и плечевого пояса.

    Содержание:

    Исходное положение - упор лежа.

    На 1 - сгибание рук.

    На 2 – исходное положение.

    Дозировка: 10 раз.

    5. Упражнение для косых мышц туловища.



     

    Назначение упражнения: укрепление косых мышц туловища.

    Содержание:

    Исходное положение - стойка ноги вместе, прямые руки в стороны.

    На 1 - скручивание туловища вправо.

    На 2 – исходное положение.

    На 3 - скручивание туловища влево.

    На 4 – исходное положение.

    Дозировка: 4 раза.

    6. Комбинированное упражнение

    Назначение упражнения: комплексное воздействие на разные мышечные группы.

    Содержание:

    Исходное положение - основная стойка, руки по швам.

    На 1 - упор присев.

    На 2 - упор лежа.

    На 3 - сгибание рук.

    На 4 - упор лежа.

    На 5 - упор присев.

    На 6 – исходное положение

    Дозировка: 4 раза.

    7. Упражнение на растягивание и подвижность позвоночника.



    Назначение упражнения: растянуть мышцы и обеспечить подвижность позвоночника.

    Содержание:

    Исходное положение - основная стойка, руки по швам.

    На 1 - потянуться руками вверх.

    На 2 - упор.

    На 3 - потянуться руками вверх.

    На 4 – исходное положение.

    Дозировка: 6 раз.

    8. Упражнение в прыжках с переходом на ходьбу.

    Назначение упражнения: укрепление и развитие мышц ног, брюшного пресса, развитие быстроты, ловкости, координации движений.

    Содержание:

    Исходное положение - ноги вместе, руки по швам.

    На 1 - прыжок вверх толчком двух ног, руки вверх, ладони смотрят друг на друга.

    На 2 - прыжок вверх толчком двух ног, руки по швам.

    На 3 - прыжок вверх толчком двух ног, руки перед грудью.

    На 4 - прыжок вверх толчком двух ног, руки по швам.

    9. Вращение.

    10. Рывки руками.

    И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны

    1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

    3-4 - отведение прямых рук в стороны.

    И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

    1-2 – отведение прямых рук назад

    3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.


2.         На основании предложенного комплекса ОРУ, направленного на повышение функционального уровня систем организма человека, объясните порядок выполнения общеразвивающих упражнений.

ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются  упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы  плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные  мышцы и т.д.).

В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

- возраст и пол занимающихся;

- имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

- уровень подготовленности занимающихся;

- тип занятия, его направленность;

- определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

3.         Разработайте рекомендации для Ваших коллег при проведении динамических пауз в режиме рабочего дня.

Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой группы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.



Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова:

Упражнения:

¨ в потягивании;

¨ для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);

¨ для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;

¨ общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);

¨ для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;

¨ на расслабление мышц рук;

¨ на точность и координацию движений.

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессий комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

Типовая схема физкультурной паузы:

Упражнения:

¨ в потягивании;

¨ для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;

¨ для мышц туловища, рук, ног;

¨ общего воздействия — бег, прыжки, приседания и их комбинации;

¨ махового характера;

¨ на расслабление;

¨ на координацию и точность движений.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:

Упражнения:

¨ в потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;

¨ в глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;

¨ с расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;


¨ на растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;

¨ для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.

Наконец, четвертая группа профессий — это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» — позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот — важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:

Упражнения:

¨ в потягивании;

¨ для мышц туловища, ног и рук;

¨ для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

¨ общего воздействия — приседания, бег, прыжки;

¨ для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;

¨ на расслабление мышц рук;

¨ на внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнений для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию — снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

Следует уделить внимание месту физкультурных пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом — не раньше, чем через 2,5—3 ч.

Для более точного определения места физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня.


При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В представленном варианте динамики работоспособности место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

 

Задание 2

Максимальное количество баллов – 8.

В рамках спортивной недели Вам предложили провести мастер-класс для коллег по теме «Лечебно-физическая культура при шейно-грудном остеохондрозе».

Вопросы:

  1. Разработайте памятку по теме «Правила и требования лечебно-физической культуры при шейно-грудном остеохондрозе».

Правила ЛФК при шейно-грудном остеохондрозе

Перед тем, как приступать к выполнению упражнений в домашних условиях, сначала обязательно пройдите курс ЛФК в клинике под присмотром врачей. Опытные специалисты помогут правильно распределить влияние того или иного действия, а также, сразу скорректируют курс лечения в случае дискомфорта и наличия болевых ощущений.

Основные правила:




  • Лечебной гимнастикой нужно заниматься перед приемом пищи. Во многих случаях пациенту назначается диета, включающая продукты питания с витаминами. Перед употреблением этой пищи, ЛФК позволит улучшить кровоток, полезные витамины попадут в нужный участок в требуемом количестве и быстрее усвоятся. Кроме того, хорошая растяжка перед завтраком помогает взбодриться.


  • Для того, чтобы организм лучше усваивал употребляемые элементы, нужно проводить все процедуры каждый день в одно и то же время.


  • Не нужно сразу приступать к сложным упражнениям и перегружаться – поначалу должно произойти укрепление, иначе возможны неприятные последствия.


  • В период оздоровления ограничьте вес переносимых вещей, не браться за тяжелые грузы.


  • Лечебные упражнения для каждого участка выполняют по очереди, либо же чередуя.