ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.
Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.
Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.
Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.
Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.
На выполнение заданий дается 8 мин.
4. Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
5. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
6.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
-
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. -
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
7. Концептуальная таблица |
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример |
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Помещик | Окружающая обстановка | портрет | характер | Отношение к просьбе Чичикова |
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) | Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой | На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами | Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу | Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян |
Коробочка (попал случайно во время дождя) | Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины | Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее | Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями | Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу) | Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки | Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж | Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт | «Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него |
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.
8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Вопрос к участникам группы: почему эти приёмы эффективны и где их можно использовать?
Запонляют оценочные листы
ИГРА С ЗАЛОМ.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
-
Тучи -
Блуждающие, бездомные (холодные, свободные) -
Странствуют, мчатся, плывут -
Блуждающие тучи странствующие по свету -
Печаль
Стихотворение «Тучи » М.Ю. Лермонтов – читают, составляем синквейн. Работают все.
IV. Подведение итогов мастер-класса.
- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Также использую аудиозаписи.
V. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецптом счастья.
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)
Список литературы
-
Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г -
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с. -
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21. -
Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009 -
Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html -
Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г. -
Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.:Баласс,2011,-128 с.