ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 629
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него.
Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно,
обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
9.6 Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства:
Создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы.
Создание и регулирование единой государственной денежной системы.
Обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией).
Защита конкуренции (антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий).
Перераспределение дохода и богатства.
Перераспределение ресурсов.
Выводы к теме:
1.
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках.
Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
2.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
3.
Сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения ВНП и занятости называется дискреционной фискальной политикой. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом. Государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП.
Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос, и рост ВНП притормаживается. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а так же приводят к множественному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов.
4.
Государство может увеличивать налоги. Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно,
уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления и сбережений (т.е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению). Механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов,
может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню.
5.
Если государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
6.
Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики. Кроме того, существуют проблемы времени. Эти проблемы в определенной степени решаются через недискреционную фискальную политику – встроенные стабилизаторы. Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторов лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить.
7.
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым, помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени. К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов,
пособия по безработице и др.
8.
Действие встроенных стабилизаторов приводит к образованию циклического дефицита, либо циклического излишка. Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Циклический излишек –
излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
9.
Государство может воздействовать на экономику с помощью кредитно-денежной политики. Основными инструментами такой политики выступают регулирование обязательных резервов, варьирование учетной ставкой процента, операции на открытом рынке. С помощью этих инструментов ЦБ реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
10.
Правительство может осуществлять также политике перераспределения доходов. В
современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье,
медицинское обслуживание и др.
11.
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их “перемещается” к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население. Правительство может осуществлять перераспределение ресурсов: может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции; либо использовать законодательные меры - обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. Издержки производства фирм увеличиваются до реальных, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
5.
Если государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
6.
Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики. Кроме того, существуют проблемы времени. Эти проблемы в определенной степени решаются через недискреционную фискальную политику – встроенные стабилизаторы. Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторов лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить.
7.
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым, помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени. К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов,
пособия по безработице и др.
8.
Действие встроенных стабилизаторов приводит к образованию циклического дефицита, либо циклического излишка. Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Циклический излишек –
излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
9.
Государство может воздействовать на экономику с помощью кредитно-денежной политики. Основными инструментами такой политики выступают регулирование обязательных резервов, варьирование учетной ставкой процента, операции на открытом рынке. С помощью этих инструментов ЦБ реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
10.
Правительство может осуществлять также политике перераспределения доходов. В
современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье,
медицинское обслуживание и др.
11.
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их “перемещается” к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население. Правительство может осуществлять перераспределение ресурсов: может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции; либо использовать законодательные меры - обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. Издержки производства фирм увеличиваются до реальных, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
12.
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно,
меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т.д. Выгоды перелива приводят к тому, что равновесная величина продукта оказывается меньше оптимальной.
В таком случае правительство может предоставлять потребителям субсидии, что повышает рыночный спрос. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии, которая увеличивает их предложение. Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
13.
Итак, основные функции государства таковы: создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы;
создание и регулирование единой государственной денежной системы; обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией); защита конкуренции
(антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий);
перераспределение дохода и богатства; перераспределение ресурсов.
Вопросы для самопроверки:
1.
Почему в рыночной экономике необходимо государственное регулирование?
2.
Что является объектом государственного регулирования?
3.
Чем различаются административные и экономические средства государственного регулирования экономики?
4.
Какую роль играет государственный сектор в экономике?
5.
Что включается в экономический инструментарий государственного регулирования?
6.
Что включается в понятие «дискреционная фискальная политика» государства?
7.
Каковы последствия в экономике изменений в государственных расходах?
8.
В чем суть мультипликационного эффекта государственных расходов?
9.
Каковы последствия в экономике изменений налоговых отчислений?
10.
Что означает «мультипликатор сбалансированного бюджета»?
11.
Почему мультипликатор налогов меньше мультипликационного эффекта государственных расходов?
12.
Что понимается под встроенными стабилизаторами и как они действуют?
13.
Что включается в понятия «циклический дефицит» и «циклический излишек»?
14.
Устраняют ли встроенные стабилизаторы колебания экономических циклов?
15.
Каковы инструменты кредитно-денежной политики?
16.
Что понимается под обязательными резервами?
17.
К каким результатам в экономике приводят изменения нормы обязательных резервов?
18.
Что понимается под учетной ставкой процента?
19.
К каким результатам в экономике приводят изменения учетной ставки процента?
20.
В чем суть операций на открытом рынке Центрального банка и как они влияют на экономику?
21.
В чем различия гибкой и жесткой монетарной политики?
22.
Как правительство может обеспечивать перераспределение доходов?
23.
Какие существуют аргументы в пользу равенства и в пользу неравенства распределения доходов?
24.
Как считается коэффициент Джини?
25.
Что такое «лук Лоренца»?
26.
Что означают «издержки перелива» и «выгоды перелива» и как правительство может влиять на этот процесс?
27.
Сформулируйте основные функции государства.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
ТЕМА 10. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Цель данной темы – раскрыть основы теории переходной экономики и практику экономических реформ в России.
Задачи:
показать объективную необходимость трансформации российской эконо мики;
проанализировать основы теории переходной экономики;
рассмотреть итоги экономических реформ в России;
показать возможные направления дальнейшего развития реформ.
10.1 Объективная необходимость трансформации российской экономики
Еще в древности заметили противоречия товарно-денежных отношений, негативные последствия их функционирования (дифференциация производителей, несправедливость распределения благ, кризисы, безработица, инфляция). Отсюда постоянно велись поиски идеального справедливого строя.
В результате Октябрьской революции в СССР была поставлена задача построить справедливое коммунистическое общество. В ходе эволюции, связанной, прежде всего, с политическими и военными проблемами, была сформирована командно-административная система хозяйствования. Она позволила России решить ряд крупных за дач:
высокими темпами была создана тяжелая индустрия, что позволило отстоять независимость и победить в Великой отечественной войне;
технический уровень новых предприятий был достаточно вы сок, как правило,
соответствовал мировым стандартам;
в экономически отсталых районах были созданы современные предприятия,
подготовлены национальные кадры;
был решен ряд социальных проблем: ликвидирована безработица, рос жизненный уровень городского населения.
В итоге Россия вышла на первые места по объемам промышленного производства (в частности, его уровень составлял 80% от уровня США). Из аграрно-индустриальной Россия превратилась в индустриально-аграрную страну, играла одну из ведущих ролей в странах мира.
Однако успехи были достигнуты ценой огромных затрат и потерь: отсталость легкой и пищевой промышленности, низкое качество основной массы товаров, высокая материало- и энергоемкость продукции; вечный дефицит, очереди, чрезвычайно низкий уровень жизни крестьянства. Отсутствовали стимулы к эффективному использованию ресурсов, к научно- техническому прогрессу.
Основой экономической системы была общенародная (а на деле – государственная)
собственность на средства производства. Результаты производства присваивались государством и распределялись централизованно, без учета затрат, интересов и потребностей непосредственных производителей.