Файл: Тема исходные основы макроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 632

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам,
которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
3.
Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский, объединяющий страны-кредиторы. Оба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а иногда частично списывают долги.
4.
Конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале. Такая операция ведет к увеличению иностранного капитала в экономике страны без поступления дополнительных финансовых ресурсов. Это стимулирует новый приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные хозяйственные объекты.
5.
Обращение страны-должника к международным банкам. Такие банки, как правило,
предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают их жесткими требованиями к государственной политике.
Главная опасность государственного долга заключена в возможности банкротства страны.
Чтобы не допустить этого, внутри страны правительство использует либо рефинансирование (т.е.
при наступлении срока погашения облигаций продает новые и использует выручку для выплаты держателям погашенных облигаций), либо выпуск новых денег в обращение.
Рост государственного долга влечет за собой также следующие реальные негативные последствия:
Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как значительная часть государственных облигаций сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Выплаты внутреннего долга приводят к тому, что деньги перекачиваются из карманов менее обеспеченных (через налоги, сокращение социальных программ) к более обеспеченным – через проценты.
Повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
Очень серьезные последствия связаны с тем, что правительство переносит экономическое бремя на будущие поколения. Это усугубляется эффектом вытеснения. Когда правительство берет заем на рынке капитала для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему при данном предложении денег, это подтолкнет вверх процентную ставку. А это приводит к сокращению частных инвестиций.
8.5 Налоговая система
Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,
независимо от доходов (например, за тонну нефти или м3 газа).
Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.
Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.
Разделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т.е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т.д.


Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.
В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы.
Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.
Выводы к теме:
1.
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием,
распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий,
организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
2.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
3.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты.
В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик.
4.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата)
или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
5.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.
6.
Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг. Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем –

она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.
7.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников. Для этого возможно несколько путей:
традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов; консолидация долга –
превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на отдаленное будущее; конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции; обращение страны-должника к международным банкам.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какова структура финансовой системы?
2.
Какие задачи выполняют государственные финансы?
3.
Какова структура бюджетной системы страны?
4.
Что означает профицит бюджета?
5.
Что означает дефицит бюджета?
6.
Какие существуют виды бюджетного дефицита?
7.
Каковы причины бюджетного дефицита?
8.
Что вкладывается в понятие «государственный долг»?
9.
Из чего складывается государственный долг?
10.
Чем определяется внутренний государственный долг?
11.
Чем определяется внешний государственный долг?
12.
Какие существуют пути погашения государственного долга?
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Цель данной темы – выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Задачи:

понять, почему необходимо государственное регулирование экономики;

знать инструменты и методы государственного регулирования;

рассмотреть влияние фискальной политики правительства на ВНП;

понять суть мультипликатора сбалансированного бюджета;

разобраться в понятии «встроенные стабилизаторы»;

исследовать инструменты кредитно-денежной политики правительства;

проанализировать возможности государства в перераспределении доходов и ресурсов.
9.1 Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,
обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Объекты ГРЭ:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;


денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

НИОКР;

условия конкуренции;

социальные отношения;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические отношения.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
1.
В бюджетной политике:

регулирование государственных расходов;

осуществление государственных закупок;

регулирование налогового обложения;

выпуск государственных внутренних займов;
поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
2.
В кредитной политике:

нормирование банковских резервов;

варьирование учетной ставки банковского процента;

проведение операций на открытом рынке.
3.
В социальной политике:

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

регулирование размеров пенсий, пособий.
4.
Во внешнеэкономической деятельности:

законодательное установление ставок таможенных пошлин;

законодательное установление обменных курсов валют;

использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).


Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики.
9.2
Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически воздействие государственных расходов на совокупный спрос.
Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление
(С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам,
графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.

Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие.
В (∙)А расходы населения (AD1) равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства (G)
совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В (∙) Е – равновесный уровень
ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост
ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C+Inv1) смещается вниз в положение (C+Inv2).
Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD*3, линия (C+Inv1+G) также смещается вниз в положение (C+Inv2+G). Точка равновесия – (∙) E*, равновесный объем ВНП
составит Ye*.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки,
затем – на денежный и снова – на товарные. В (∙) E* и товарный и денежный рынки находятся в равновесии (см. рис. 3).
Фискальная политика